Статья
4 Декабря 2013 12:28

Non/fiction

На выходных свою работу завершила 15-я Международная ярмарка «Non/fiction» — самая популярная из московских книжных ярмарок. Организаторы еще не успели подвести итоги по количеству посещений, однако участники заявляют, что по сравнению с прошлым годом, наблюдается существенный прирост. Хотя и в прошлом году ярмарка не была обделена вниманием публики – в 2012 году ее посетили 32 тысячи человек.

По словам участников книжного рынка, «Non/fiction» можно назвать уже не московской, а национальной ярмаркой – она собирает порядка 250 издателей, не только со всей России, но и из других стран. За 6 дней в ЦДХ прошло около 300 мероприятий. Это не только встречи с писателями, мастер-классы и презентации, но и дискуссии издателей и книгораспространителей о последних тенденциях и наиболее болезненных проблемах в отрасли.

Растущая год от года посещаемость «Non/fiction» может считаться чуть ли не единственной позитивной тенденцией рынка.

Если же резюмировать экспертные мнения по поводу проблем, то их ровно две: отсутствие адекватной системы книгораспространения, а также пиратство, связанное с обширной экспансией электронных книг. Как ни удивительно, никто из опрошенных «Актуальными комментариями» участников отрасли не стал жаловаться на угасающий интерес к чтению и с придыханием тосковать по «самой читающей в мире стране», хотя этот статус уже действительно в прошлом.

Несмотря на то, что проблем у издателей и распространителей всего две, они не могут прийти к консенсусу — какая из них главная? И уж тем более нет единого ответа и на вопросы, пронизывающие русское литературное пространство на протяжении уже более 250 лет, а именно: «Кто виноват? и «Что делать?».

О проблемах говорят давно и упорно. Например, в рамках первого Российского литературного собрания Владимиру Путину их озвучил генеральный директор издательства «ЭКСМО» Олег Новиков. Как он отметил, в стране осталось 1500 книжных магазинов. Они не считаются объектами социокультурной среды, не выдерживают конкуренции с другими предприятиями розничной торговли.

В том, что проблема книгораспространения стоит очень остро, с Олегом Новиковым согласно большинство его коллег-издателей. Правда, многие из них в трудностях распространения винят самого Новикова. Ну, или, по крайней мере, крупнейшее издательство в стране, им возглавляемое – «ЭКСМО».

«У нас книжная торговля находится в руинах, и книжного распространения нет вообще. У нас распространяются книги двух крупных издательств, которые есть везде. А книги небольших издательств просто не распространяются — тиражи у них отличаются принципиально. Если у крупного издательства тираж 20 тыс., 30 тыс., 50 тыс. считается нормальным, то для небольшого или среднего издательства, тираж 5 тыс. экземпляров уже считается весьма успешным.

Потому что существует монополия на книжную торговлю, нет поддержки государством книжных магазинов. И все эти факторы складываются в такую картину - выращено целое поколение людей, которое не знает, что книги — это что-то большее, чем entertainment. Эти плоды мы пожинаем сейчас»
, — рассказал «Актуальным комментариям» Борис Куприянов, российский издатель, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер».

Также стоит отметить, что два крупных издательства, которые Куприянов называет монополистами - это «Эксмо» и «АСТ». Причем первое издательство поглотило второе летом 2012 года. Крупнейшие издательства одновременно являются и владельцами значительной части сетевого бизнеса и, естественно, прежде всего продвигают собственную продукцию.

По оценкам главного редактора Ad Marginem Александра Иванова, в «Новом книжном» порядка 70% ассортимента приходится на книги «Эксмо» и лишь 30% — на продукцию других издательств. «Буква», принадлежащая АСТ, вообще практически «закрыта» для других игроков. По сути, это монобренд АСТ, что совершенно нетипично для книжного рынка. Возможно, этим и объясняются проблемы «Буквы» — большая часть магазинов сети убыточна.

Впрочем, малые издатели ищут ответ на действия книжных монополистов. Два года назад на Non/fiction был представлен «Альянс независимых книгоиздателей и распространителей», создание которого инициировали Борис Куприянов, Александр Иванов, Ирина Прохорова (НЛО), издательство «Текст» и другие не менее заметные участники «малого» рынка.

Правда, пока о каких-то внушительных результатах работы Альянса не известно. Но эту попытку бороться за свою аудиторию вполне можно считать благородной. Особенно учитывая то, что членство Куприянова с Ивановым в экспертном совете «Non/fiction», никак не помешало двум крупнейшим издательствам широко представлять и распространять свою продукцию на ярмарке.

Впрочем, не все настроены так миролюбиво. Писатель и главный редактор издательства «Лимбус Пресс» Вадим Левенталь в разговоре с «Актуальными комментариями» уповал на ФАС: «Выход из этого абсолютно очевиден — у нас есть антимонопольный комитет. Мы прекрасно знаем, что бывает на Западе, когда две крупнейшие в отрасли компании сливаются. Немедленно антимонопольный комитет вмешивается в эту ситуацию и каким-то образом ее корректирует. Это в определенном смысле государственное насилие, но оно — на благо отрасли и общества. У нас антимонопольный комитет остается формальной структурой, которая не играет существенной роли».

Некоторые писатели и вовсе оскорбляются, когда их спрашивают об утилитарно-прагматической сфере книжной жизни.

Так, Эдуард Лимонов продемонстрировал «Актуальным комментариям» всю глубину писательского индивидуализма: «Я не хочу ничего развивать — все эти вопросы к министру культуры, вот они там занимаются всякой х…ей. А вы что думаете, мы одно общее дело делаем, что ли? Вы, я, Абрамович, Прохоров катим, как Сизиф, на большую гору бочку?

Мы все разные — у нас отвратительные, склочные характеры, нам не нужны, я считаю сверхбогатые, тем более сверхбедные. Но и проблем помимо этого полно. А вы говорите развивать... Что мы будем развивать? Пришло множество, видимо, не бедных людей. У них есть деньги, чтобы заплатить за билет 250 руб., купить книгу за 500, а то и за 1000.

Вот они обслуживают капитализм в Москве, и у них есть немного денег, они приходят и покупают нон-фикшн. Ура!

Кто-то из них покупает мои книги? Я за этим не очень гонюсь, мне все равно. Если не будут покупать - я особо не стану грустить»
.

Впрочем, подчеркнутая незаинтересованность Лимонова в распространении своих книг вполне объясняет стремление его издателя использовать государственные репрессивные механизмы в лице ФАС в борьбе за продажи.

Однако не все издатели винят монополизм в проблемах отрасли.

«Я не знаю в полной мере издательскую программу «Эксмо», но, тем не менее, многих книжек, многих тем и многих авторов она не касается.

Большие книжные магазины не очень отличаются от того, что было раньше — многие книги к ним вообще не попадают в принципе. Они попадают в небольшие, инициативные — типа «Фаланстера». То есть целый сегмент литературы в принципе отсутствует для широкой публики.

А спрос есть. При моем маленьком издательстве есть сайт, через который я продаю книги. Очень большие количества уходят в регионы — только таким образом люди могут получить книгу. Я знаю, что потребность не только в моих книжках, а в более тиражных, безусловно, есть, чего мы не видим по большим магазинам.

Мне кажется, что дело больше в электронных носителях. Пути борьбы с пиратством тоже есть, на Западе предприняты необходимые шаги. Но я не могу за это ратовать, поскольку понимаю, что иногда моя и моих коллег-издателей задача заключается не в том, чтобы продать, а в том, чтобы сделать доступным текст. Во многом мы работаем ради этого. Но это мешает нам возвращать потраченные средства»
, — сообщил «Актуальным комментариям» Сергей Кудрявцев, главный редактор издательства «Гилея».

Как известно, сокращение тиражей — мировая тенденция. «Падение тиражей в 2012 году по отношению к 2011 составило 12 процентов», - сообщила «Актуальным комментариям» Елена Ногина, генеральный директор Российской книжной палаты.

Недавнее социологическое исследование холдинга «Ромир» показало, что семеро из десяти россиян (70 процентов) читают именно электронные книги. Причем четверть из них приобщились к электронному чтению за последний год, а половина — в последние три года. Чаще всего книги в электронном виде респонденты бесплатно скачивают в интернете — так поступают 92 % россиян, и лишь 15 % граждан покупают их на сайтах.

И, оглядываясь как на мировые тенденции, так и на экспансию электронных книжных форматов, складывается впечатление, что проблемы книжного рынка являются даже в большей степени эволюционными вызовами для всей книжной индустрии. И только тот, кто увереннее всех на них ответит, имеет шанс выжить, получив хоть какое-то прилагательное из линейки: «крупный», «монопольный», «независимый», «интеллектуальный» и так далее.

Иван Афонин специально для "Актуальных комментариев"

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".