Статья
3209 16 марта 2017 15:02

Nopaywall: благо или воровство?

Создание телеграм-канала Nopaywall разделило интернет-сообщество на два лагеря: одни приветствуют свободный доступ к информации и критикуют любые ограничения, другие утверждают, что пиратство убивает независимую журналистику. В любом случае, аудитория канала за несколько дней увеличилась вдвое, сейчас на него подписано более 6,5 тысяч человек.

Что случилось

В последние годы многие СМИ перешли на формат работы по подписке, когда введение в материал предоставляется бесплатно, а полный текст статьи можно получить, купив годовую или месячную подписку. Сейчас так работают «Ведомости», «Republic», «Дождь» и другие СМИ. Формат практикуется и за рубежом, материалы по подписке предоставляют «The Wall Street Journal», «Foreign Policy» и многие другие издания. Для создания качественного контента необходимо приглашать топовых авторов, и прибыли от рекламы на сайте бывает недостаточно для оплаты их труда. Кроме того, большое количество рекламы раздражает пользователей, поэтому за отсутствие огромных баннеров на сайте читателям приходится платить.

Пираты убивают независимую журналистику

В других телеграм-каналах новость о создании инструмента обхода блокировок встретили с критикой. В «Методичке» отметили, что из-за таких инструментов независимая журналистика в России обречена: «Вот из-за таких "ноупейволов" независимая качественная журналистика, основанная на принципе добровольного финансирования, в России просто обречена».

В телеграм-канале «Московское Время» утверждают, что знают авторов канала nopaywall, и формат работы подписки будет изменен: «Чтобы не было сомнений - мы знаем кто делает канал Nopaywall, терпеть это не будем, но не жалобы на Telegram в госорганы, как глупо предполагает Незыгарь, а сотрудничество с Телеграмм будет нашим инструментом. Проще подписаться, короче. 100 рублей в месяц на мобильном, без кредитки и суеты. И никакой Nopaywall вам не нужен, а нам не страшен».

Ранее утверждалось, что «Ведомости» готовы инициировать практику блокировки Telegram-каналов . за взлом paywall. «Подобная практика является нарушением наших исключительных авторских прав. Естественно, мы с этим не согласны и изучаем способы, как противодействовать такому пиратству», — сообщила RNS digital-директор газеты Елена Кирюшина.

Информация должна быть доступна

Движение за свободный доступ к информации является неоднородным. Радикальные пираты настаивают на том, что любая информация должна быть открытой и доступной, а понятие «авторское право» постепенно должно исчезнуть: «Мы выступаем за признание свободного, ничем не ограниченного доступа к информации неотъемлемым правом человека. Доступ к информации, знаниям и культурным ценностям должен быть свободным и повсеместным, потому что свободный обмен информации способствует прогрессу, а свободный обмен мнениями способствует установлению консенсуса в обществе» - из программы «Пиратской партии России». Очевидно, что такая модель сразу вызывает массу вопросов. Чаще всего критики пиратов указывают на экономическую несостоятельность такого подхода: у авторов просто не будет ресурсов для создания интеллектуального продукта, если за него не будут платить. Собственно, именно на это и указали авторы популярных тг-каналов.

Внутри течения есть и менее радикальные подходы. Один из них предполагает, что вся первичная информация должна быть открыта и доступна для всех. То есть, каждый должен иметь возможность получить доступ, например, к статистическим данным Росстата, эта информация не может быть ограничена лицензиями или авторским правом. Но если кто-то взял первичные данные и на их основе, вложив свои финансовые и интеллектуальные ресурсы, создал новый продукт (исследование, мобильное приложение, сервис), то в таком случае он имеет право распоряжаться им как посчитает нужным, и в случае необходимости зарабатывать деньги. В рамках этой концепции статьи по подписке являются авторским продуктом, аналитики собрали и обработали открытую информацию и представили публике новый продукт, за который они справедливо хотят получить вознаграждение.

Привычка не платить

Уровень пиратства в России всегда был высоким, но с 2004 года, с улучшением экономической ситуации в стране, доля пиратского софта с каждым годом постепенно снижалась, 87% в 2004 году против 62% в 2013. Долгое время пиратство в России воспринималось не как воровство, а как хитрость, позволившая сэкономить деньги. Однако рост информационной грамотности и понимание, что использование пиратского софта может нанести вред технике, сделали свое дело, пиратских программ становится меньше.

Но просмотр пиратских фильмов или чтение украденных книг и статей – более безопасное занятие, не нужно использовать установочные файлы, в которых может быть вирус, поэтому здесь ситуация не сильно изменилась. «Зачем за что-то платить, когда рядом тот же продукт лежит бесплатно?» - вопрос, который и делает сайты с пиратскими фильмами и телеграм-каналы с книгами и статьями такими популярными.

Конечно, проблема отчасти объясняется привычкой не платить за контент, однако следует указать и на объективные факторы. Стоимость подписки на лицензионные сервисы иногда оказывается непосильной для граждан. Уровень зарплат в столичных регионах позволяет платить 3900 за «Republic», 4490 за «Ведомости», и 4800 за «Дождь». В сумме получается 13190 – половина хорошей месячной зарплаты в регионе. Добавим к этому подписку на «Amediateka», «ivi» и «Bookmate», чтобы смотреть лицензионные фильмы и читать книги без нарушения авторских прав, и получаем неподъемную сумму для большинства граждан. Кто-то скажет, что если нет денег, то человек не заслужил доступ к информации, но такой подход в информационную эпоху представляется диким.

Кризис формата

История с каналом nopaywall показала кризис модели работы по подписке. Часто читателю не нужен весь контент сайта, и он справедливо не хочет переплачивать. Кто-то вынужден покупать подписку на «Republic» только из-за Голосова, который там часто публикуется. Потребитель готов платить за конкретный продукт, в данном случае – это отдельные статьи, но ему предлагают брать все оптом. Это как если бы вы пришли в продуктовый магазин за молоком, а вас в добавок заставили купить кефир, хлеб и корм для кошек, пусть даже кошки у вас и нет. СМИ уже идут на разные схемы продажи подписок: пакетные подписки «Дождь+Republic», переходят на продажу месячных подписок, а не годовых. В скором времени цены будут снижаться, а затем СМИ перейдут к продаже отдельных статей за небольшие деньги. СМИ же не расплачиваются с авторами «по подписке», а платят за конкретные тексты. С пиратством нужно не бороться, а делать его невыгодным.

Михаил Карягин, политолог

____________

Читайте также:
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  6 октября 2023 Новости  Устойчивое снижение глобальной свободы Интернета: отчет Freedom House* Глобальная свобода Интернета снижается 13-й год подряд, а достижения в области искусственного интеллекта усиливают кризис прав человека в сети, говорится в отчете Freedom House* «Свобода в сети 2023: репрессивная сила искусственного интеллекта». Эксперты организации также высказывают озабоченность по поводу встраивания цензуры в чат-боты. 1 сентября 2023 Колонки
Интернет-цензура: мировой опыт
 Интернет-цензура: мировой опыт Павел Иванов об интернет-цензуре
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".