Комментарий
1463 14 апреля 2015 13:52

Донбасс: процесс урегулирования сдвинулся с мёртвой точки

Александр Казаков политологАлександр Казаков

Александр Казаков
политологАлександр Казаков
Директор Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве Александр Казаков рассказал о результатах встречи министров иностранных дел «нормандской четвёрки» в Берлине и о принципах формирования рабочих групп.

Очередную попытку вытащить процесс урегулирования конфликта на юго-востоке Украины из болота киевской бандеровской повестки, в которой он регулярно увязает, можно считать успешной. Ключевые слова произнёс Сергей Лавров: «Минские соглашения удалось сохранить в чистоте».

Читайте также «Нормандская четверка»: новые шаги к миру

Это значит, что, во-первых, из них не вычеркнули ничего существенного. В частности, не перенесли реализацию политической части Комплекса мер на неопределённый срок. И это значит, во-вторых, что в них не вписали ничего лишнего. В частности, миротворцев, хотя Киев, как водится, для дополнительной аргументации устроил буквально накануне начала переговоров массовые обстрелы территорий ДНР и ЛНР, приведшие к гибели людей.

Более того, процесс урегулирования даже сдвинулся с мёртвой точки. Так, было выражено жёсткое требование немедленно сформировать четыре рабочие группы в рамках Контактной группы. И это очень серьёзный шаг, учитывая все политические риски для Порошенко, связанные с самим фактом начала прямого диалога между Киевом и ЛДНР. А назначение киевских представителей в рабочие группы — это начало прямого диалога. Разумеется, на символическом уровне это означает признание ЛДНР стороной конфликта, чему так долго сопротивлялся официальный Киев.

До сих пор Киев уходил от прямого диалога, делегировав в Контактную группу экс-президента Кучму, почётного пенсионера, не облечённого никакими официальными полномочиями и никак не отвечающего за свои слова. Поэтому первым маркером того, сдвинулся ли процесс политического урегулирования, будет статус тех представителей, которых Киев делегирует в рабочие группы. Во всяком случае без приглашения Януковича экс-президентов на все четыре рабочие группы у Киева не хватит. Разве что сам Порошенко уйдёт в отставку и примет участие в рабочей группе, например, по конституционной реформе.

Кроме того, оценивая результаты встречи министров иностранных дел «нормандской четвёрки» в Берлине, нужно понимать, что эту встречу можно рассматривать в рамках двух моделей. Для выбора одной из них не хватает инсайдерской информации, которой, я так полагаю, располагает весьма ограниченное число лиц. Собственно, поэтому она и является инсайдерской. У нас недостаточно информации.

Первая модель: Россия оказывает давление на Украину для того, чтобы перевести вооружённый конфликт в политический модус, а Германия и Франция оказывают давление на обе стороны. Вторая модель: Россия вместе с Германией и Францией помогают Порошенко вырулить из того тупика, куда его загнали американские кураторы, и прекратить вооружённый конфликт, сохранив при этом свой пост и, возможно, жизнь.

То есть в рамках первой модели есть несколько игроков (Россия, Украина, Германия, Франция, Евросоюз, США и др.), каждый из которых преследует свои интересы. При этом переговоры проходят в жёстком формате, и каждый из участников подвергается сепаратному давлению извне. В рамках второй модели налицо определённый сговор, который можно охарактеризовать как антиамериканский. То есть Россия, Германия и Франция, чтобы противостоять попыткам США полностью подчинить себе Европу, играют в одну игру, но при этом на внешнем периметре демонстрируют противоречия. В этом случае трём основным игрокам надо втянуть в эту игру и Порошенко, но так, чтобы его не исключили из текущей повестки ни Штаты, ни собственные бандеровцы.

В рамках логики первой модели создание Рабочих групп можно считать успехом со стороны России, но также Германии и Франции в рамках их собственной игры с Вашингтоном. В рамках второй модели становится ясно, что создание рабочих групп — это маленький шаг, который позволит сохранить Порошенко у власти и под прикрытием жёсткой антироссийской риторики продолжать медленное поступательное движение к выходу из вооружённого конфликта.

Тут надо признать, что вне зависимости от того, в рамках какой из моделей ведётся «нормандская партия», в конце её обозначится новое политическое качество Украины, более или менее приемлемое с точки зрения цивилизованной части человечества.
1 марта 2024 Новости  Антироссийские санкции: перспективы экономики РФ Новые санкции, введенные администрацией Байдена и нацеленные на лиц, связанных с заключением Навального (внесен в перечень экстремистов и террористов), а также на финансовый и оборонный сектора России, не достигнут своих целей, считает директор по оборонным и внешнеполитическим исследованиям американского аналитического центра Cato Institute Джастин Логан.  21 февраля 2024 Новости  Евросоюз утвердил новый пакет антироссийских санкций Послы стран Евросоюза согласовали 13-й пакет антироссийских санкций, сообщило бельгийское председательство в Совете ЕС.  8 сентября 2023 Новости  Основной инструмент политики США: американские эксперты о санкциях Санкции являются «важнейшим внешнеполитическим инструментом» США, говорится в докладе, подготовленном группой экспертов американского аналитического центра Center for a New American Security (CNAS). По их словам, в прошлом году США в целом значительно расширили санкционную политику.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".