Статья
2217 11 ноября 2010 21:14

Нормы числа учеников в классе могут увеличить

Санитарные нормы, согласно которым число школьников в одном классе не должно превышать 25 человек, необходимо пересмотреть, заявил в четверг министр образования и науки России Андрей Фурсенко на встрече с учителями школ Нижегородской области.

«Норму в 25 учеников в одном классе надо бы поменять. Нормы должны быть функциональными, а не формальными», – сказал Фурсенко, пишет «Взгляд».

По словам министра, «нет никаких свидетельств того, что в классах с меньшим числом школьников дают лучшее образование». Он отметил, что «если учитель может организовать нормальную работу, например, с 27 учениками, нельзя это запрещать».

Фурсенко считает, что «если у педагога есть возможность обеспечить детям нормальные условия для получения знаний, количество учеников может превышать установленные в настоящее время нормы». Министр добавил, что это может быть особенно актуально для школ, расположенных в небольших поселках и сельской местности.

Как сообщали «Актуальные комментарии», 11 ноября глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил журналистам после заседания президиума правительства РФ, что демографическая ситуация дает возможность избавиться от вузов, которые дают плохое качество образования.

Фурсенко сказал: «Мы должны воспользоваться ситуацией, для того, чтобы не "размазывать" все поровну. А для того, чтобы те вузы, которые не дают хорошего образования, и, секрет я не открою, их немало, были реорганизованы либо закрыты».

Он добавил, что необходимо сделать так, чтобы люди учились там, где могут получить хорошее образование, «демографический кризис во благо использовать».
Министр образования напомнил, что из-за демографической ситуации в стране существенно сократилось количество выпускников 11-х классов.

В России в 2013 году прогнозируется минимальное количество выпускников школ, и только после 2020 года ситуация с абитуриентами в вузах улучшится, сообщил глава Минобрнауки.

«У нас был пик количества выпускников из 11-го класса в 2006 году - почти полтора миллиона человек. В этом году их было где-то около 700 тысяч, и количество выпускников уменьшается», - сказал Фурсенко.

Он добавил, что минимальное количество выпускников будет достигнуто в 2013 году. «Образование, к счастью, вещь инертная, поэтому сегодня учатся те, кто поступил еще и в 2006 году, и в 2005. Но постепенно те, кто учились и поступали в "богатые" годы, они уходят, а остаются только те, кто поступал в этом году, в прошлом году, а их уже было существенно меньше. И эта ситуация, довольно тяжелая, будет продолжаться до 2020 года», - сказал министр.

Он подчеркнул, что перспективы хорошие, однако добавил, что «перспективы для вузов начнут реализовываться в 2020 году». В этой связи он обратил внимание на необходимость сохранить базу высшей школы.

Министр также сообщил, что впервые в позапрошлом году увеличилось количество первоклассников. «Оно начало расти», - сказал Фурсенко, добавив, что очень востребованы места в детских садах.

По его словам, за последние три года в России было введено почти 1 млн мест в детских садах. «И востребованность только увеличивается. По разным оценкам, она сегодня превышает 1 млн. А если говорить о формальных очередях, то они где-то 1 млн 700 тыс. Люди записывают в детские сады еще не родившихся (детей)», - сказал глава Минобрнауки.

В то же время, по его словам, в качестве нагрузки на одного преподавателя вуза в России приходится порядка 20 студентов.

Отвечая на вопрос о том, есть ли черный список вузов, которые не отвечают качеству образования, Фурсенко сказал, что такого списка нет.

При этом он заметил, что существуют критерии, которые также будут и еще формироваться. В частности, «университет, где нет научной работы, называться университетом не может», - сказал он.

Также, по его словам, уже сегодня «видно, что ряд вузов не набирает студентов даже на бюджетные места, либо набирают людей, которые, мягко говоря, не сильно подготовлены».

Он добавил, что есть вузы, в которые вообще не приходят студенты либо приходят те, которые набрали балы по нижней планке ЕГЭ. «Честно говоря, я считаю это объективным показателем. И этим вузам надо серьезно задуматься о том, что они будут делать дальше», - сказал министр.

Один из вариантов, отметил Фурсенко, при реорганизации присоединить такие заведения к вузам однопрофильным и более сильным. «Соответствующее обсуждение с ведущими университетами министерство ведет», - рассказал он.

В частности, для оценки качества работы вузов Фурсенко считает необходимым расширение возможностей общественной аттестации, куда необходимо привлечь работодателя, внешнего заказчика.

Среди критериев оценки качества вуза министр назвал и востребованность выпускников.

«После опубликования критериев многие вузы сами оценивают себя, свои возможности и силы, выскажут заинтересованность в том, чтобы с кем-то объединиться, присоединиться, пройти реорганизацию», - убежден глава Минобрнауки.

Отвечая на вопрос о том, будут ли проводиться массовые проверки вузов на предмет соответствия их работы качеству образования, Фурсенко сказал, что для этого существует надзорный орган.

«Намерены ли мы создать тотальную проверку всех вузов, я могу сказать, что даже если бы мы считали это абсолютно необходимым, просто физически не могли бы это сделать», - сказал он.

Фурсенко отметил, что Президиум правительства РФ одобрил новую федеральную целевую программу развития образования на 2011-2115 годы.

«Была предложена и одобрена правительством новая федеральная целевая программа», - сообщил министр образования и науки.

Кроме того, он сообщил, что «консолидированный бюджет образования на 2011 год составит более 2 трлн рублей». На новую ФЦП планируется выделить порядка 137 млрд рублей.

Говоря о самой программе, Фурсенко сообщил, что благодаря ей будут «существенно улучшены условия, в которых учатся наши ребята».

Благодаря программе, заметил министр, будет развиваться переподготовка преподавателей, а также система оценки и качества учебных заведений.

Он подчеркнул, что будет создана совершенно новая система оценки и качества.

Кроме того, глава Минобрнауки добавил, что Совет по грантам правительства РФ отобрал ведущих ученых страны для создания научных лабораторий в вузах.

«Было подано более 500 заявок, 60% из них российские граждане, но большая часть из них - российские граждане, которые с большим успехом работают за рубежом. Была проведена международная экспертиза всех заявок и после этого совет по грантам отобрал 40 выдающихся ученых», - сказал Фурсенко. Среди них, отметил он, лауреаты Нобелевской и других престижных в сфере науки премий.

По его словам, в ближайшее время планируется проведение еще одного подобного конкурса.

«Мы планируем объявить (второй конкурс) в этом году с тем, чтобы уже в первом квартале следующего года этот конкурс был завершен», - сказал Фурсенко.

Комментарии экспертов

Как педагог хочу сказать, что такого рода ситуация - когда в средней и высшей школе происходит укрупнение классов и аудиторий - является не слишком благоприятной.

В свое время была сделана ставка на персонификацию, на точечность образования и индивидуальность подхода. Сейчас у нас, видимо, ввиду финансово-экономических соображений получается прямо противоположная ситуация – происходит укрупнение, уплотнение и это, на мой взгляд, чревато определенными проблемами, потому что уплотнять до бесконечности невозможно.

Я полагаю, что такого рода инициативы соответствуют режиму достаточно жесткой экономии ресурсов, введенной в последние годы в связи с финансово-экономическим кризисом. Но, с другой стороны, они чреваты определенными издержками  (за исключением, может быть, сельских школ и школ малых городов, где контингент учеников сейчас резко снизился в связи с падением рождаемости).

Предполагается также, что в связи с известной демографической ямой 90-х число учеников сейчас будет меньше, чем в предыдущие годы, и определенные уплотнения можно провести практически безболезненно. Но если уплотнение происходит чисто по соображениям экономии, то это, на мой взгляд, неправильно. Потому что образование –одна из немногих сфер, которая действительно может стать толчком для инновационного развития Российской Федерации.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".