Статья
770 4 февраля 2010 21:17

Норвегия хочет определить границы

Норвегия хочет определить границы с Россией в Баренцевом море, сообщил в четверг после переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым глава норвежского внешнеполитического ведомства Йонас Гар Стере.

По словам главы норвежского внешнеполитического ведомства Йонаса Гар Стере, это будет способствовать расширению сотрудничества в энергетической сфере.

«Пока не установлена граница, Норвегия придерживается мнения, что следует соблюдать осторожность, чтобы не вторгнуться в «серую зону», − сказал Стере в интервью Reuters, пишет деловая газета «Взгляд».

Стере отметил, что два года назад Россия и Норвегия уже договорились о южной части границы. «Это, как мне кажется, вдохновило нас на дальнейшую работу, которая идет с тех пор», − сказал он после переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым.

Действительно, в декабре минувшего года российское Министерство природных ресурсов высказалось за сотрудничество с Норвегией в нефтегазовых проектах в Баренцевом море и сообщило, что соглашение о границе может быть достигнуто в 2010 году. Однако в четверг Стере отказался назвать точную дату соглашения.

Такая осторожность иностранного дипломата неудивительна: спорить России и Норвегии действительно есть о чем. «Серая зона», о которой говорит Стере, − это район площадью около 175 тыс. кв. км, в котором, по оценкам специалистов «Роснефти», сосредоточено около 410 миллионов тонн нефти и около 6 триллионов кубометров газа.

В Норвегии запасы этого спорного района оценивают примерно в 1% мировых залежей нефти. Самым же крупным месторождением в этой зоне можно назвать Свод Федынского, залежи которого могут достичь 10−12 млрд тонн условного топлива (впрочем, глава Минприроды Юрий Трутнев говорит даже о 18 млрд тонн).

Суть спора заключается в том, что, по мнению норвежской стороны, граница должна проходить по срединной линии, каждая точка которой располагается на одинаковом расстоянии от побережий двух стран. Россия же предлагает исходить из так называемого принципа справедливости и использовать западную границу советских полярных владений, установленную постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 года. Это полностью отдает «под юрисдикцию» России Свод Федынского, что Норвегию по понятным причинам решительно не устраивает.

Напомним, в начале 1980-х годов Советский Союз начал бурение в «серой зоне» Баренцева моря. Однако после того как заявленный Осло протест поддержали США, руководство Союза решило свернуть работы, чтобы не допустить нагнетания международной обстановки и возможного конфликта.

Комментарии экспертов

Прежде всего необходимо отметить, что территориальный спор между Норвегией и Россией имеет целый ряд плоскостей. Помимо энергетической, это рыболовная плоскость (в последнее время она была основополагающей), что, в том числе, мешает эффективной работе Росрыболовства.

Что же касается энергетической части, то Норвегия считается, с одной стороны, одним из основных наших партнеров, а с другой стороны, одним из основных наших конкурентов на арктическом направлении.

Дело в том, что в основном именно она и Дания совместно активизируют свою деятельность по получению контроля над шельфом. Запасы шельфа колоссальны, поэтому в ближайшее время на них развернется ожесточенная борьба.

Причем у норвежцев, в отличии от Российской Федерации, есть опыт работы на шельфе,. База Северного моря, как известно, истощается, и добыча падает. Норвежские компании, которые специализируются на шельфовом бурении и работе на шельфе, очень бы хотели зайти на арктические месторождения. Но здесь РФ может получить определенные преференции.

Дело в том, что, помимо норвежцев и датчан, которые, как правило, действуют вместе, у РФ еще очень серьезный противник – это  США, который тоже вместе с Канадой претендует на стратегические территории арктического шельфа. Причем американцы уже отправляются в экспедиции с целью доказать свое право на те или иные ресурсы, и здесь Москва может очень хорошо сыграть.

Дело в том, что формально для того, чтобы получить контроль стратегический необходимы позиции в профильном органе ООН, а там традиционно очень сильны позиции Дании. Соответственно, датчане вместе с норвежцами  активно взаимодействуют в данном направлении, в том числе вместе организовывали совместные арктические экспедиции. Плюс ко всему норвежцы заинтересованы именно в отношении Штокмана, и поэтому могут вести конструктивные переговоры.

В контексте всего вышесказанного можно воспользоваться поддержкой норвежских партнеров, которые могут выйти на Данию, и которым мы, честно говоря, уже сделали несколько преференций в рамках того же Северного Потока и существенно укрепить свои позиции на арктическом направлении.

Особенно это будет эффективным решением в пику США. Дело в том, что, как известно, за хребет Ломоносова прежде всего конкурируем мы с Данией, и понятно, что серьезное укрепление позиций на данном направлении окажется крайне положительным для Российской Федерации.

Другое дело, что действительно надо уметь отстоять свои позиции, пока что там переговорные позиции мощнее. Но очевидно, что ближайшие 6-8 лет именно шельф станет основным местом борьбы. Будет крайне дальновидно в 2010 году заручиться поддержкой партнеров, которые имеют выход на профильные органы ООН по Арктике, чтобы получить конкурентное преимущество в последующие 8 лет.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".