Статья
2656 2 декабря 2020 11:06

Новая эра: как избрание Байдена повлияет на трансатлантические отношения

Европейские страны вздохнули с облегчением после того, как Джо Байден был избран президентом США. Многие опасались, что второй срок Дональда Трампа поставит под угрозу не только либеральный международный порядок, но, в конечном итоге, даже сам Европейский союз. Байден, с другой стороны, предлагает перспективу восстановления традиционных трансатлантических отношений. Америка может вернуться к своей роли защитника либерального международного порядка, в то время как европейцы могут играть вспомогательную роль с помощью дипломатии и мягкой силы. Единственная проблема с обещанием восстановления состоит в том, что это мираж, пишут эксперты Европейского совета по международным отношениям.

В США сейчас происходит череда кризисов (Ирак, Великая рецессия, COVID-19 и др.), которые значительно снизили желание американцев играть роль мирового полицейского. А во внешнем мире другие державы — Китай, Россия, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и другие — начали заполнять пустоту, оставленную подходом Трампа «Америка прежде всего». Большая часть архитектуры глобального управления сейчас увязла в соперничестве между великими державами.

Некоторые сторонники европейского суверенитета, возможно, даже втайне желали победы Трампа на том основании, что это заставит Европу (и особенно Германию) наконец решить стоящие перед ней геополитические проблемы. Европа, возможно, добилась большего прогресса в укреплении своего суверенитета за четыре года правления Трампа, чем в эпоху Обамы, Буша и Клинтона. Хотя Трамп выступал против сотрудничества и соглашений, в каком-то смысле он стал отцом европейского суверенитета.

Парадоксально, что политики, которые больше всего поддерживают сильный трансатлантический альянс, также являются теми, кто защищает политику, которая, скорее всего, уничтожит его. США раньше относились к европейской обороне и стратегической автономии неоднозначно, потому что считали европейский театр военных действий важным и хотели сохранить американское превосходство во всех частях мира. Но по мере того, как власть переместилась на восток, Белый дом стал стремиться направить как можно больше энергии, денег и военных сил на Индо-Тихоокеанский регион. США отчаянно пытаются больше не втягиваться в «вечные войны» на Ближнем Востоке и не отвлекаться на политику Восточной Европы и Балкан.

Похоже, что советники Байдена больше всего опасаются не более сильной Европы, которая может стоять на собственных ногах, а слабой, которая будет бесплатно пользоваться обеспечением безопасности США и отвлекать внимание от соперничества Америки с Китаем. Америка Байдена ищет партнера, а не группу нуждающихся детей, которые борются за внимание, но не берут на себя ответственность за собственное благополучие. Когда Байден займет Белый дом, он захочет Европу, которая принесет решения, а не просто проблемы.

Главная задача сегодня — это не восстановление трансатлантических отношений, а их преобразование. ЕС, развивающий стратегический суверенитет, может не всегда соглашаться с подходом США к ключевым вопросам. Но из-за основы общих ценностей и приверженности альянсу европейцы и американцы в конце концов встанут плечом к плечу и найдут способы справиться со своими разногласиями на профессиональном уровне. Вместо того, чтобы ждать, пока новый президент скажет им, чего он хочет от отношений, европейцы должны показать, что они могут быть взрослыми партнерами, и предложить ему новую трансатлантическую сделку.

Ниже содержаться несколько предложений о том, что может сделать Европа для преобразования трансатлантической сделки.

Трансатлантическое сотрудничество для обновления международной системы

Трамп всегда пренебрегал международными институтами, что было одним из самых разрушительных аспектов его внешней политики. Байден взял на себя обязательство возобновить международное сотрудничество, и европейцы должны приветствовать это — но они также должны признать, что международная система нуждается в обновлении, а не просто в восстановлении. Основная проблема — как переосмыслить глобальное сотрудничество в мире конкурирующих систем ценностей. Победа Байдена дает ЕС и США возможность работать вместе над двуединым подходом к участию в глобальных институтах, одновременно стремясь к более глубокому сотрудничеству между странами-единомышленниками.

Глобальное здравоохранение
  
Глобальное здравоохранение является явным приоритетом из-за COVID-19. Байден остановит процесс выхода США из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что означает, что ЕС и США могут работать вместе над реформированием этой организации. Также будет важно увеличить финансирование ВОЗ, предпочтительно в форме неограниченных взносов. ЕС должен предложить совместную кампанию по реформированию ВОЗ с целью повышения подотчетности государств-членов этой организации, в том числе посредством создания процесса универсального обзора для оценки их готовности к инфекционным заболеваниям.

Безопасность

Нынешний стандарт, подтвержденный в 2014 году, заключается в том, что все члены НАТО должны расходовать 2% своего ВВП на оборону. Но это привело лишь к новым спорам. Основная проблема заключается в том, что, несмотря на свою приверженность этому стандарту, многие европейские государства-члены НАТО сейчас считают, что цель в 2% является плохим отражением современного характера национальной безопасности. Они считают, что взносы в оборонный бюджет не отражают реального вклада европейцев в трансатлантическую безопасность.

Возможные различные компоненты безопасности, такие, как расходы на оборону, стоимость санкций и экологические усилия, будут определяться на основе переговоров. Главное усилие — признать, что меры по разделению бремени должны отражать этот более широкий взгляд на безопасность. Но это, вероятно, также должно включать в себя новые обязательства по предоставлению возможностей для европейской обороны в восточном районе и — что еще более спорно — готовность обеспечить постоянный доступ американцев к европейскому рынку оборонных закупок.

Европейцы должны предложить новый показатель приверженности трансатлантической безопасности. Это потребует от США принятия новой, более широкой концепции разделения бремени, но такой, которая апеллирует к их приоритетам в обеспечении потенциала и оборонных закупок.

Демократия и права человека

Недавние разногласия между США и Европой скрывают более глубокий страх того, что Запад потерял ощущение себя как сообщества.

С другой стороны, в 2021 году есть потенциал для возвращения к демократии, если ЕС и США объединят свои силы. Байден вступает в должность, стремясь вернуть демократию в центр внешней политики США. Он сказал, что борьба либерализма и демократии с автократией определяет будущее Америки, а также ее прошлое, и пообещал провести саммит демократий в первый год своего существования.

Демократическим странам придется столкнуться с тем фактом, что рост популизма во всем мире имеет самые разные причины: беспокойство по поводу демографических изменений; экономическая неуверенность и ощущение отстраненности от глобализации. Глобальная продемократическая кампания также потребует от политических лидеров понимания связи между внешними и внутренними проблемами, в том числе путем принятия мер против дезинформации. Европа и США должны работать вместе над определением и осуществлением программы демократического обновления внутри стран и за рубежом.

Вывод

Победа Байдена кардинально меняет правила игры в трансатлантических отношениях. Новый президент продемонстрировал готовность возобновить связи с союзниками и инвестировать в укрепление мирового порядка.

Чтобы ЕС воплотил в жизнь эту новую трансатлантическую сделку, ему необходимо единство. Пока что существует разногласие не только по поводу того, какой должна быть суверенная Европа, но и по многим вопросам трансатлантической повестки дня. Но европейцы должны понимать, что налаживание их собственных двусторонних отношений с новой администрацией США не приведет их далеко и не предоставит американцам партнера, которого они хотят и в котором нуждаются.

Если они хотят выйти за рамки концептуальных дебатов о том, что означает стратегический суверенитет или стратегическая автономия, европейцы должны сформировать Целевую группу по стратегическому суверенитету. Такой шаг позволит европейцам заключать более убедительные и полезные сделки с США.
  
С точки зрения США, самая большая угроза — это не европейский суверенитет, а зависимость. В результате американское предложение Европе кардинально меняется: США все больше ожидают, что европейцы возьмут на себя главную ответственность за свою собственную региональную безопасность, следуя примеру Америки в том, как взаимодействовать с Китаем.

Вот почему так важна революция в европейском мышлении. Как для Европы, так и для Америки их постпандемический приоритет должен заключаться не просто в «восстановлении» существующего положения вещей, а в использовании кризиса, как возможность исправить то, что уже было сломано.
8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".