Статья
2720 8 апреля 2022 14:06

Новая эра космического противостояния: обзор доклада американского аналитического центра

Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) опубликовал пятое издание «Оценки космической угрозы», в котором анализируются возможности и состояние космических сил разных стран. В докладе говорится о том, что в 2021 году началась «новая эра космического противостояния».

«Все больше стран инвестируют в космический и противокосмический потенциал, а некоторые страны перестраивают военные организации, доктрину и стратегию, чтобы лучше отразить космический и противокосмический потенциал. Кроме того, за последние три года было проведено два кинетических физических противоспутниковых испытания, что является тревожной тенденцией. Россия, самый ранний новатор в космосе, вновь привлекла наше внимание своим испытанием противоспутниковой ракеты прямого перехвата (системы DA-ASAT)», — говорится в докладе.

Также у авторов доклада вызывает беспокойство «явное использование возможностей радиоэлектронной борьбы для отказа или ухудшения доступа к космическим системам, такие как глушение».

Пятое издание «Оценки космической угрозы» содержит анализ технических деталей, определяющих различные виды противокосмического оружия, а также краткий обзор возможностей и состояния космических сил таких стран как Китай, Россия, Украина, Иран, Северная Корея, Индия и другие. Рассматриваются военные космические организации, а также пусковые, спутниковые и противокосмические возможности этих стран.

«Унаследовав значительную часть космической инфраструктуры от успешной советской космической программы, Россия старается сохранить превосходство в космической сфере. Россия инвестирует в военные космические технологии, отдавая приоритет тем, что ориентированы на сбор информации, а также коорбитальным системам, способным проводить тщательный контроль других спутников», — отмечают авторы доклада.

Они обращают внимание на то, что в России государственные космические программы, как и в США и Китае, разделены между гражданскими и военными организациями. Гражданское космическое агентство, Роскосмос, является одним из пяти основных партнеров, поддерживающих МКС наряду с гражданскими агентствами США, Японии, Канады и Европы. Роскосмос также отвечает за ракеты-носители «Союз» и Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС) — российскую версию GPS. Военная космическая деятельность в России организована в рамках Воздушно-космических сил России, которые были реорганизованы в 2015 году и включают в себя войска воздушно-космической и противоракетной обороны. Они отвечают за эксплуатацию всех средств космического базирования, военные запуски и потенциальные угрозы космическим системам.

Авторы доклада признают, что Россия имеет богатую историю космических запусков, а ракета-носитель «Союз» долгое время была краеугольным камнем мирового космического рынка. После последнего полета американского корабля Space Shuttle в 2011 году американские астронавты в течение почти 10 лет стартовали исключительно из России, прежде чем капсула Dragon компании SpaceX доказала свою эффективность. В 2018 году доставка пассажиров на орбиту составила 17% годового бюджета Российского космического агентства — более $80 млн за место. Россия запустила на МКС 53 иностранных астронавта, в том числе 34 американца. В 2021 году Россия осуществила 25 орбитальных запусков, 24 из которых были успешными.

Всего с помощью ракет-носителей «Союз» Россия осуществила более 1 680 успешных запусков, включая 22 запуска в 2021 году. В настоящее время Россия продолжает испытания новых ракет-носителей под названием «Ангара». Это семейство ракет будет способно достигать как низкой околоземной орбиты, так и геостационарной орбиты.

Ранее испытания «Ангары» проводились в 2014 году и в 2020 году. Следующий испытательный полет запланирован на 2022 год, и есть надежда, что ракета будет полностью готова к эксплуатации к концу 2020-х годов. В России действуют три основных космодрома. Главный космодром — космодром Байконур в Казахстане, который часто используется для доставки космонавтов на МКС. Космодром Плесецк расположен на севере России и используется для космических запусков с 1966 года. И, наконец, космодром Восточный в настоящее время строится на востоке России недалеко от китайской границы и должен заменить космодром Байконур. С 2019 года с этого космодрома успешно запускаются ракеты «Союз-2». Кроме того, с 2011 года Россия использует для запуска ракет «Союз» низколетящий Гвианский космический центр, находящийся под управлением Европейского космического агентства, что делает ее единственной страной в мире, запустившей отечественную орбитальную ракету-носитель с космодрома, находящегося под управлением другого космического агентства.

«Россия обладает передовым космическим потенциалом, репутацию которого она поддерживает с 1960-х годов. В качестве альтернативы GPS она использует собственную спутниковую навигационную систему — группировку из 24 спутников ГЛОНАСС. Система работает с 1993 года, а с 2017 года ведется работа по ее обновлению. Россия также стремится к новым возможностям на орбите. Она доказала возможность создания спутников, которые „гнездятся“ друг в друге, а затем расходятся в космосе, а также способность синхронизировать орбиты с другими спутниками. Постоянным напоминанием об умении России проводить орбитальные операции является спутник „Луч“, запущенный в 2014 году», — говорится в докладе.

Помимо этого, Россия обладает противокосмическим оружием во всех четырех категориях: кинетическое физическое, некинетическое физическое, электронное и кибернетическое. В последнее время в центре внимания космической программы находятся спутники для разведки сигналов (SIGINT) в рамках группировки Liana, которая предназначена для перехвата коммуникаций и обнаружения объектов на земле размером с автомобиль. Два дополнительных спутника присоединятся к группировке «Лиана» в феврале и июне 2021 года. Кроме того, Россия разрабатывает наземные объекты SIGINT.

В заключение авторы доклада указывают, что 2021 год «в целом был годом перехода и сюрпризов в области космической безопасности». Более того, по их мнению, 2022 год может оказаться поворотным переломным моментом в космической безопасности, поскольку продолжается украинский конфликт.

«Если конфликт распространится на космос с более агрессивными атаки на космические системы, такие как лазерное ослепление спутников для съемки или кибератаки против наземных станций спутников, это может стать первым крупным конфликтом, в котором противокосмическое оружие сыграет значительную роль. Даже если конфликт не будет непосредственно распространяться в космос, геополитические последствия могут разрушить отношения и десятилетиями длившееся сотрудничество между Россией и США, Европой, Японией, Канадой и всеми другими партнерами по МКС. Хотя сотрудничество в области космической науки и освоении космоса пережило кризисы в прошлом, сейчас пока не ясно, выдержит ли партнерство этот последний вызов. Если сотрудничество с Россией по МКС резко прекратится, то последствия для космической безопасности могут быть далеко идущими», — заключают авторы доклада.