Статья
2647 15 декабря 2017 10:42

Новая жизнь кинематографа

Говорить о кризисе в искусстве, в том числе в кинематографе, стало традицией последнего десятилетия. Но есть иной мировой тренд, кинематограф трансформируется и превращается в мобильное кино, которое давно освоили смелые экспериментаторы и продвинутые студенты. О том, что такое мобильным кино, какие перспективы открываются перед новым видом искусства, и о его первых победах «Актуальным комментариям» рассказал создатель проекта MobileFilmmake Максим Муссель.

— Максим, здравствуйте, Вы проводите семинары посвященный тому, как снимать кино на мобильный телефон и для чего это делать. Пользуются ли они успехом?

— На самом деле, речь не только о семинарах. Это — большой проект, который включает в себя несколько направлений. Есть конкурсы и фестивали, которые мы проводим — единственные в этой стране. Есть и определенное сообщество, которое производит мобильную видеопродукцию, в том числе и по коммерческим заказам. Речь идет о продюсерском центре. Есть направление образовательное. Оно состоит из трех частей.

Первая часть — это книжка. Она недавно вышла в свет и ее можно купить во всех крупных магазинах. Грубо говоря, тот, кто никогда в глаза не видел мобильный телефон с точки зрения видеосъемки, может прочитать и научиться это делать. Книга называется «Мобильное кино: сто шагов к созданию фильма». Если ты ее прочитал, можно смело начинать снимать свой первый фильм.
Второе направление — это мастер-классы. Третье — курс «Основы создания мобильного кино» в Высшей школе экономики.
По сути, это три формата обучения — от чтения книги, и лекций до систематического обучения с дипломом.

— Кто сегодня снимает мобильное кино? Кто приходит на ваши семинары и лекции?

— Упрощенно можно разделить эту аудиторию на три части.

Первая группа — это представители киноиндустрии. Те люди, которые являются профессионалами в кино (получили соответствующее образование или работают на студиях или каналах). Эти люди приходят к нам для того, чтобы с помощью мобильного телефона научиться создавать какие-то сюжеты более качественно. То есть это инструмент для решения тех творческих и профессиональных задач, которые ставят перед собой киношники и телевизионщиками.

Вторая аудитория — все граждане нашей страны, которые хотят заниматься творчеством. Те, кто хочет писать рассказы и картины, а теперь могут снимать и кино. Это — некая форма персонального творческого проявления. Любой человек может это сделать. И, со времен создания пера и кисти, это — появившийся впервые за многие века новый инструмент, который позволяет реализовывать творческий потенциал, создавать произведение. Если, конечно, есть определенные навыки и автор не графоман. В любом виде творчества бывают люди талантливые и не талантливые. Но инструмент у них теперь есть.

Третья аудитория — широчайший спектр профессий, не киношных, которым мобильное кино может помогать лучше реализовывать их профессиональные задачи. Это — корпоративные пиарщики, журналисты, блогеры, преподаватели в школах и институтах (они могут создавать учебные работы), художники, которые создают видеоарт. Это все те люди, которые в своей профессиональной деятельности могут делать работу более эффективно благодаря мобильным видеосъёмкам. Сейчас они без труда могут создавать авторский видеоконтент.

— Одна из основных групп — это киношники. Может ли мобильное кино составить конкуренцию обычным фильмам?

 — Это невозможно, так как нет конкурентного поля. Мобильный телефон — либо инструмент (есть большая камера, а есть малая), либо это другой вид творчества (и там тоже не может быть конкуренции). Например, я снимаю авторское кино на большие камеры. В какой-то момент у меня появилась творческая идея, и я решил, что ее невозможно реализовать большой камерой, а нужен только мобильный телефон. Например, такое решение принят режиссёр Стивен Содерберг, который в начале следующего года выпустит полнометражный фильм (ужастик), снятый полностью на мобильный телефон. Он же не ради конкуренции это сделал, он просто использовал именно тот инструмент, который позволили ему лучше реализовать творческую идею.

 Здесь нет конкуренции, речь идет о расширении возможностей.

 — В России уже есть такой режиссерский опыт?

 — Есть молодой режиссер Борис Гуц, он, кстати, читал лекции у нас на курсах. Он сделал первый свой полнометражный фильм пару лет назад. Кинолента участвовала в конкурсах. Но потом творческий отпуск затянулся — денег в стране нет, заинтересованных продюсеров — нет и т.д. Он понял, что больше не может просто сидеть и ждать момента, иначе у него «творческие мускулы станут дряхлыми». Он так же понял, что у него есть инструмент, позволяющий ему быстро, дешево и эффективно сделать полнометражный фильм — обычный смартфон. Сейчас фильм доделывается и весной следующего года, надеюсь, будет презентован. Будет создан первый российский «полный метр», снятый на мобильный телефон. Рабочее название фильма — «Фагот».

 — Вы также организовываете фестивали. Расскажите об этом подробнее.

— Это был не фестивали, а конкурсы, первый назывался «Фильм Мобиль». Он был проведен в феврале этого года и я его делал совместно с компанией Vengo Mobile и re:Store.

Конкурс проходил по определенным правилам: принимались работы только длительностью в одну минуту и только на одну конкретную тему: «Объяснение в любви».

Было представлено больше 120 работ. Председателем жюри был Федор Бондарчук. Победила работа Натальи Гуркиной, она выпускница Московской школы кино. Что интересно, она сначала получила гран-при у нас, а потом и на других международных фестивалях мобильного кино, в том числе на большом фестивале в Торонто. Так что есть такая первая в России история успеха.

Второй конкурс был сделан совместно с Роскосмосом и социальной сетью «ВКонтакте». Назывался он «Подними голову!!». Это — слоган Роскосмоса. Прошел конкурс в октябре. На нем также были представлены минутные ролики, которые должны были соответствовать этому лозунгу. Ролики демонстрировали, как люди могут по-другому смотреть на мир, на жизнь, если поднимут голову от мобильных телефонов, начнут смотреть вокруг. Победитель Леонид Григурко тоже уже начинает получать призы на международных фестивалях.

— Есть ли рекомендации, какой аппаратурой снимать?

— Все современные смартфоны имеют камеру и возможность на нее записывать. Большинство людей, даже в нашей бедной стране, имеют достойные смартфоны, поэтому можно снимать на любой из них. Конечно, есть определенные топовые модели, которые дают дополнительные технические возможности, чтобы снимать лучше. И это — не только Apple, но и Samsung, и Nokia, и многие другие компании. Но, повторюсь, даже на самую простую камеру можно снимать кино. Тем более, что техника развивается так быстро, что, если сегодня какая-то функция есть только в топовых моделях, через год будет в обычных.

— Главные плюсы мобильного кино?

— Их три. Первое — независимость, причем во всех смыслах этого слова. Независимость от денег, цензуры, каких-то ограничений. Например, в Ватикане нужно разрешение для съемок на большую камеру, но можно снимать на мобильный телефон. Главный плюс — возможность снимать в любой ситуации.

Втрое это «боеготовность». Возможность снимать 24 на 7. Мобильный телефон — инструмент, который всегда с вами. Вы с ним гуляете, ходите в ресторан, общаетесь с друзьями. Он — всегда с вами, он всегда наготове.

Третья особенностей касается зрителей. Зрители больше доверяют изображениям, снятым на мобильный телефон. Они верят в его искренность, неподкупность, естественность. В результате получаем уровень вовлеченности зрителей, несопоставимый с большим кино.

— Наверное, есть и минусы?

— Безусловно. Есть определенные технические ограничения, которые мешают сделать любую историю мобильным кино.
Это касается оптики, которая находится в мобильном телефоне. Какая бы она продвинутая ни была, объектив все равно очень маленький. И то, что можно снять большой камерой, невозможно снять маленькой.

Маленькие размеры объектива — самое большое ограничение. Именно поэтому возникают проблемы со стабильностью изображения, с шумами и т.д. Но если эту проблему постараться убрать, то непрофессионал не отличит изображение, снятое на iPhone 7 и большую камеру.

— Какую нишу может занять мобильное кино в кинематографе?

— Во-первых, нишу учебных и первых студенческих работ. Во- вторых, нишу независимых работ, когда нет денег, но есть идеи. В-третьих, если говорить не о кино-аттракционе (Большой Голливуд), а творчестве, то оно все больше уходит в онлайн. Мы все смотрим фильмы дома на компьютерах смартфонах. Так что это — ниша быстрого и качественного контента, который можно динамично размещать, и зрители сразу будут его смотреть. Нет колоссального срока от задумки до результата — три года, пять лет и т.д, что типично в большом кино. Здесь от идеи до ее осуществления может пройти неделя.

— Можно ли зарабатывать на этом продукте?

— Конечно. Есть следующие возможности. Если вы используете мобильное кино в профессиональной деятельности, повышается стоимость как специалиста. Условно, пиарщик получает 50 тысяч рублей, а если умеете снимать видеоблоги, то уже 60 тысяч. Просто дается доплата.

Вы также можете продавать себя как режиссера и получать гонорары, если вы работаете на какую-то индустриальную компанию.
И третье. Если вы становитесь блогером. У вас появляется стандартная монетизация, которая есть у любого блогера — подписчики, рекламодатели, как у Дудя, это монетизация, которую дают социальные сети. Так что все инструменты зарабатывания денег — в наличии.

— В одном из интервью вы сказали, что мобильное кино можно смотреть на большом экране. Расскажите об этом подробней.

— Конечно. Большинство конкурсов мобильного кино, также как и наш, кроме онлайн составляющей имеют офлайн составляющую, когда зрители приходят в зал и на большом экране смотрят видео. Чтобы было понятно, финальная часть нашего конкурса проходила в обычном кинотеатре.

И последнее, что могу сказать по поводу большого экрана: в Америке в 2015 году вышел фильм «Tangerine» («Мандарин»). — это первый полнометражный фильм, снятый на мобильный телефон, который был в прокате.

— Вы обещали сделать сайт по мобильному кино. Получилось?

— Да. У нас все получилось. У нас есть и сайт , и мы представлены в соцсетях

— И, наверное, банальный вопрос, но не могу не задать — какие у Вас планы на будущее?

— Хочется сделать не конкурс, а фестиваль MobileFilmmake, который бы включал мастер-классы как российских, так и зарубежных авторов, и круглые столы, и конкурс внутри этого фестиваля.

Беседовала: Лина Вискушенко
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".