Статья
814 7 апреля 2011 12:08

Новая нацполитика

Ключевые информационные кампании минувшей недели были связаны с развитием ситуации на Северном Кавказе и дискуссией о необходимости выработки новой, отвечающей современным реалиям национальной политики.

Очередная масштабная спецоперация, проведенная федеральными «силовыми» структурами в Ингушетии, стала весьма успешной: ликвидирована крупная группа боевиков, по некоторым данным, среди них были «террорист № 1» Доку Умаров и его ближайшие сподвижники (основной идеолог ваххабизма Супьян Абдуллаев и боевик Аслан Бютукаев (амир Хамзат) уже опознаны). Однако ликвидация известных террористов отнюдь не означает снижения экстремистской активности. Террористическое «подполье» на Северном Кавказе на данном этапе не имеет единого «командного центра» и действует усилиями отдельных мобильных групп во главе с боевиками, на смену которым в случае их ликвидации легко приходят «заместители». Ряды «подполья» пополняются за счет молодежи, и при анализе ситуации необходимо, в первую очередь, учитывать факторы, способствующие сохранению и воспроизводству социальной базы экстремизма. В их числе – низкий уровень жизни, преобладание «теневой» экономики, высокая безработица при значительной доле молодежи в составе населения. Республики СКФО – среди немногих регионов, в которых по итогам переписи населения-2010 зафиксирован прирост населения, обусловленные демографическими, а не миграционными причинами. Из пяти антитеррористических задач, озвученных Дмитрием Медведевым год назад (после московских терактов), наиболее актуальными в этом контексте выглядят содействие в процессе возвращения к мирной жизни людей, которые в недавнем прошлом участвовали в деятельности экстремистов, развитие экономики регионов Кавказа и укрепление авторитета традиционного для региона «умеренного» ислама (суннизм).

Распространенные в массовом сознании стереотипы негативного отношения «русских», число которых сокращается, к представителям национальных диаспор, число которых растет, провоцируют рост конфликтности и потенциально создают угрозу дестабилизации. Помимо возникающих на «бытовой» почве конфликтов, стоит учесть возможность использования националистических лозунгов «несистемными» политическими силами. В этих условиях весьма востребовано введение закрепленных законодательно «согласительных процедур», направленных на достижение компромиссов в общественном мнении и предотвращение вооруженных конфликтов, которые в силу эмоционального восприятия этнического фактора зачастую оборачиваются массовыми беспорядками.

Недостаток системных мер в сфере национальной политики, которые бы проводились органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне, можно рассматривать как следствие нормативных «пробелов». В общефедеральном масштабе до сих пор фактически не существует законодательства, регулирующего национальную политику.  Соответственно, не представляется возможным и принятие «национальных»  региональных целевых программ, и принимаемые в регионах с повышенной межэтнической конфликтностью меры носят локальный характер. Исправить эту ситуацию призваны недавние решения, принятые на уровне правительства. Курировать вопросы межнациональных отношений и обеспечивать эффективность межведомственных взаимодействий будет вице-премьер Дмитрий Козак, получивший новые полномочия, при этом Минрегионразвития как «профильное» ведомство займется разработкой отдельной федеральной программы, которая должна создать базу для реализации национальной политики в РФ.

Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".