Статья
1 Октября 2012 11:56

Новая пенсионная стратегия

Новая пенсионная стратегия
Фото: Shutterstock

<p style="margin-top: 0px; color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>Правительство представило президенту России Владимиру Путину стратегию развития пенсионной системы.</strong></p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Как сообщила пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец, в стратегии содержатся предложения по снижению тарифа накопительной части пенсии до 2%, передаёт «<a href="http://interfax.ru/" style="color: rgb(20, 161, 225); text-decoration: none; ">Интерфакс</a>».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Как <a href="http://www.vedomosti.ru/finance/news/4482081/ostalos_2" style="color: rgb(20, 161, 225); text-decoration: none; ">пишет</a> газета «Ведомости», стратегия предполагает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсия будет формироваться из трех частей — государственной, корпоративной и добровольной.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">На первом этапе, в 2013-2015 годах, предполагается повышение тарифа для вредных производств, для самозанятого населения, увеличение периода выплаты пенсии с 19 до 21 года — все эти изменения уже учтены в бюджете на 2013-2015 годы. Помимо этого предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2 процентных пунктов в пользу солидарной части (в нее поступят остальные 4%) и предоставить гражданам право выбора - направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">На втором этапе, в 2016-2020 годах, предлагается стимулировать работников, выбравших отчисления в накопительную часть, доплачивать в накопления еще 2% зарплаты самостоятельно.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">На третьем этапе, который закончится в 2030 году, предполагается, в частности, расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием.</p>
<p><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">По окончании реформы, как обещают ее разработчики, пенсия составит 40% от заработка — при условии получения средней зарплаты в течение 40 лет, а дефицит Пенсионного фонда сократится с 2% до 0,8% ВВП.</span> </p>
<p><strong>Стратегии пенсионной реформы предстоит общественное и экспертное обсуждение, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.</strong></p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">«Будет проведено общественное и экспертное обсуждение стратегии, и сформированные вопросы будут направлены правительству», - заявил Песков.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Он добавил: «Документ поступил, но пока мы с ним не ознакомились».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">Стало известно, что<strong> комитет по социальной политике Совета Федерации проведет расширенное заседание, на котором будут обсуждаться все аспекты пенсионной реформы.</strong> Об этом «Интерфаксу» сообщил глава комитета Валерий Рязанский.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">«Это заседание пройдет у нас 5 октября и в нем примет участие вице-премьер Ольга <b>Голодец</b>, эксперты, а также представители Пенсионного фонда и ряда профильных ведомств и министерств», - сказал «Интерфаксу» Валерий Рязанский.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">По его словам, в ходе расширенного заседания правительству будут даны рекомендации по совершенствованию изменений, в том числе касающиеся законодательной составляющей, связанной с пенсионным обеспечением.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">В частности, пояснил сенатор, эти рекомендации будут касаться обеспечения пенсией отдельных категорий граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">«Встает вопрос о том, кто будет обеспечивать их финансовое пенсионное содержание в случае выход досрочно на пенсию? Там есть немало вопросов, которые требуют своего решения», - пояснил Рязанский.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">Кроме этого, по его словам, на заседании будут обсуждаться предложения Минтруда, касающиеся накопительной части пенсии. «Минтруд предлагает оптимизировать тариф страховых взносов на накопительной составляющей пенсионной системы, снизив ее до 2-4%», - напомнил сенатор.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">Кроме того, сенатор выразил мнение, что любое решение, связанное с мотивацией более длительного труда с большей выгодой к пенсии, является справедливым. «Человек в течение своей жизни должен иметь право заработать себе на достойную пенсию и это справедливо, когда человек дольше трудится и соответственно больше зарабатывает, имеет возможность больше отчислять в Пенсионный фонд», - пояснил Рязанский.<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">Вместе с тем, по его мнению, изменения, которые предполагается внести в пенсионную систему, имеют «массу нюансов и подводных камней».<o:p></o:p></span></p>
<p class="MsoNormal" style="background-position: initial initial; background-repeat: initial initial; "><span style="font-size:9.0pt;font-family:
" new="">«Это касается и тех людей, которые досрочно выходят на пенсию, это отдельная категория граждан, и таких в нашей стране сотни тысяч. И это требует отдельного обсуждения», - пояснил Рязанский.</span></p>
Комментарии экспертов
<p>Опросы, которые проводил ВЦИОМ в рамках президентских выборов, показали, что пенсионная система – в первой тройке самых острых проблем. Все опасаются, что тут будут какие-то реформы. Абсолютное большинство именно опасается, а не хочет, чтобы такие реформы производились.</p>
<p>С другой стороны, люди слушают, что говорят политики, эксперты, и у них создается впечатление, что изменения все-таки неизбежны. Но здесь вопрос, в каком направлении эти изменения пойдут. Главное для людей, чтобы не поднимался пенсионный возраст. Также принципиально важно, чтобы не запрещали параллельно работать тем, кто выходит на пенсию. И самое главное, чтобы у государства были средства эти пенсии выплачивать и не повторялась ситуация 90-х гг., когда дождаться выплаты пенсий было довольно сложно.</p>
<div>Что касается того, почему не получилось внедрить у нас систему передачи части пенсионных накоплений в управляющие компании, то здесь есть несколько причин. Во-первых, не велось серьезной пропагандистской кампании. Государство не разъясняло гражданам, что они могут вложить средства куда-то еще, кроме как в госструктуры. Когда эта система создавалась, можно было перевести всех в негосударственные фонды, а дальше попросить тех, кто хочет вернуться в государственную управляющую компанию, написать соответствующее заявление. Но было сделано наоборот. Всех по умолчанию оставили в государственной УК, а чтобы переходить в частный фонд, нужно было писать специальное заявление. В итоге людям вроде бы дали возможность, но обставили ее такими вот рогатками, не приложив минимальных усилий, чтобы пропагандировать плюсы такого выбора.</div>
<div> </div>
<div>Второй момент заключается в том, что после многочисленных крахов банков, финансовых компаний (один Мавроди чего стоит), доверие у граждан к негосударственным финансовым институтам стало на порядок меньше, чем к государству. При этом было мало сделано, чтобы это недоверие сломить. Какие-то шаги предпринимались. Например, хорошо сработала государственная система по страхованию вкладов. Она реально повысила накопления, повысила желание населения сберегать. Но в отношении негосударственных пенсионных институтов таких серьезных шагов сделано не было.</div>
<div> </div>
<div>Что касается предложений разделить пенсии на три части - государственную, корпоративную и добровольную, то можно предположить, что добровольной не будет, если не вести постоянную общенациональную кампанию финансового просвещения буквально со школы. Что касается корпоративной части, то здесь главный игрок – именно корпорации. Вопрос в том, какие условия для них создаст государство. Если оно создаст такие условия, когда корпорациям станет выгодно развивать системы корпоративного страхования, тогда в этом направлении может пойти серьезное продвижение.  Если нет – тогда все это будет пустышкой.</div>
<p>Социалистические настроения, которые господствовали в Европе в 70-80 гг. привели к тому, что в подавляющем большинстве развитых стран пенсионная система к середине 2000-х гг. стала абсолютно неподъемной для бюджетов и экономик этих стран.</p>
<p>Похожая ситуация произошла и в нашей стране. Основная проблема сбалансированности бюджета – это именно проблема пенсионных выплат. Поэтому было уже несколько реформ пенсионной системы, когда пытались решить эту тяжелейшую проблему. Повторюсь, что она не является хоть сколько-нибудь специфичной для России. Она свойственна многим европейским странам с демографическими и экономическими проблемами, а также с наследием социалистической направленности законодательства 40-летней давности.</p>
<div>Каким-то образом проблему надо решать. Сейчас вряд ли при отсутствии поступлений от продажи энергоносителей наша страна в силах выдержать те обязательства, которые накопились в силу действующего законодательства. Поэтому уже не первый раз обсуждается, каким образом реформировать пенсионную систему. В отличие от многих стран в России пенсионные фонды не стали крупнейшими инвесторами. Хотя именно эта экономическая функция дает многие преференции той системе пенсионных накоплений, которая присутствует в западных странах. К сожалению, у нас этого не произошло, и в связи с этим серьезнейшей проблемой стала накопительная часть пенсий. Огромное количество людей не верит в пенсионную систему, причем как раз тех самых людей, которые могли бы составить ее крупнейшую с финансовой точки зрения часть, т.к. это те самые люди, которые много зарабатывают. В результате мы имеем проблемы, схожие с теми, что есть у Западной Европы.</div>
<div> </div>
<div>Понятно, что реформировать систему придется, это будет заметно населению. Понятно, что с политической и экономической точки зрения невозможно угодить всем и нельзя серьезно ущемлять в правах большое количество населения, в особенности находящегося в пенсионном и предпенсионном возрасте, но делать это придется, потому что экономика не в силах выдерживать подобный груз.</div>
<div> </div>
<div>Поэтому будут обсуждаться разные методы - от повышения возраста выхода на пенсию до радикальных предложений об отмене накопительной части пенсии. Я предполагаю, что накопительная часть в любом случае останется, именно она является тем фундаментом, который мотивирует людей больше зарабатывать, больше отчислять. Но, тем не менее, многие люди будут недовольны, какое бы решение ни было принято в результате. Невозможно угодить всем. Либо страна разорится в целом, либо кто-то будет недоволен реформой. Она будет непростой, но она необходима. </div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".