Статья
2029 1 октября 2012 11:56

Новая пенсионная стратегия

Правительство представило президенту России Владимиру Путину стратегию развития пенсионной системы.

Как сообщила пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец, в стратегии содержатся предложения по снижению тарифа накопительной части пенсии до 2%, передаёт «Интерфакс».

Как пишет газета «Ведомости», стратегия предполагает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсия будет формироваться из трех частей — государственной, корпоративной и добровольной.

На первом этапе, в 2013-2015 годах, предполагается повышение тарифа для вредных производств, для самозанятого населения, увеличение периода выплаты пенсии с 19 до 21 года — все эти изменения уже учтены в бюджете на 2013-2015 годы. Помимо этого предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2 процентных пунктов в пользу солидарной части (в нее поступят остальные 4%) и предоставить гражданам право выбора - направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной.

На втором этапе, в 2016-2020 годах, предлагается стимулировать работников, выбравших отчисления в накопительную часть, доплачивать в накопления еще 2% зарплаты самостоятельно.

На третьем этапе, который закончится в 2030 году, предполагается, в частности, расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием.

По окончании реформы, как обещают ее разработчики, пенсия составит 40% от заработка — при условии получения средней зарплаты в течение 40 лет, а дефицит Пенсионного фонда сократится с 2% до 0,8% ВВП. 

Стратегии пенсионной реформы предстоит общественное и экспертное обсуждение, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«Будет проведено общественное и экспертное обсуждение стратегии, и сформированные вопросы будут направлены правительству», - заявил Песков.

Он добавил: «Документ поступил, но пока мы с ним не ознакомились».

Стало известно, что комитет по социальной политике Совета Федерации проведет расширенное заседание, на котором будут обсуждаться все аспекты пенсионной реформы. Об этом «Интерфаксу» сообщил глава комитета Валерий Рязанский.

«Это заседание пройдет у нас 5 октября и в нем примет участие вице-премьер Ольга Голодец, эксперты, а также представители Пенсионного фонда и ряда профильных ведомств и министерств», - сказал «Интерфаксу» Валерий Рязанский.

По его словам, в ходе расширенного заседания правительству будут даны рекомендации по совершенствованию изменений, в том числе касающиеся законодательной составляющей, связанной с пенсионным обеспечением.

В частности, пояснил сенатор, эти рекомендации будут касаться обеспечения пенсией отдельных категорий граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию.

«Встает вопрос о том, кто будет обеспечивать их финансовое пенсионное содержание в случае выход досрочно на пенсию? Там есть немало вопросов, которые требуют своего решения», - пояснил Рязанский.

Кроме этого, по его словам, на заседании будут обсуждаться предложения Минтруда, касающиеся накопительной части пенсии. «Минтруд предлагает оптимизировать тариф страховых взносов на накопительной составляющей пенсионной системы, снизив ее до 2-4%», - напомнил сенатор.

Кроме того, сенатор выразил мнение, что любое решение, связанное с мотивацией более длительного труда с большей выгодой к пенсии, является справедливым. «Человек в течение своей жизни должен иметь право заработать себе на достойную пенсию и это справедливо, когда человек дольше трудится и соответственно больше зарабатывает, имеет возможность больше отчислять в Пенсионный фонд», - пояснил Рязанский.

Вместе с тем, по его мнению, изменения, которые предполагается внести в пенсионную систему, имеют «массу нюансов и подводных камней».

«Это касается и тех людей, которые досрочно выходят на пенсию, это отдельная категория граждан, и таких в нашей стране сотни тысяч. И это требует отдельного обсуждения», - пояснил Рязанский.

Комментарии экспертов

Опросы, которые проводил ВЦИОМ в рамках президентских выборов, показали, что пенсионная система – в первой тройке самых острых проблем. Все опасаются, что тут будут какие-то реформы. Абсолютное большинство именно опасается, а не хочет, чтобы такие реформы производились.

С другой стороны, люди слушают, что говорят политики, эксперты, и у них создается впечатление, что изменения все-таки неизбежны. Но здесь вопрос, в каком направлении эти изменения пойдут. Главное для людей, чтобы не поднимался пенсионный возраст. Также принципиально важно, чтобы не запрещали параллельно работать тем, кто выходит на пенсию. И самое главное, чтобы у государства были средства эти пенсии выплачивать и не повторялась ситуация 90-х гг., когда дождаться выплаты пенсий было довольно сложно.

Что касается того, почему не получилось внедрить у нас систему передачи части пенсионных накоплений в управляющие компании, то здесь есть несколько причин. Во-первых, не велось серьезной пропагандистской кампании. Государство не разъясняло гражданам, что они могут вложить средства куда-то еще, кроме как в госструктуры. Когда эта система создавалась, можно было перевести всех в негосударственные фонды, а дальше попросить тех, кто хочет вернуться в государственную управляющую компанию, написать соответствующее заявление. Но было сделано наоборот. Всех по умолчанию оставили в государственной УК, а чтобы переходить в частный фонд, нужно было писать специальное заявление. В итоге людям вроде бы дали возможность, но обставили ее такими вот рогатками, не приложив минимальных усилий, чтобы пропагандировать плюсы такого выбора.
 
Второй момент заключается в том, что после многочисленных крахов банков, финансовых компаний (один Мавроди чего стоит), доверие у граждан к негосударственным финансовым институтам стало на порядок меньше, чем к государству. При этом было мало сделано, чтобы это недоверие сломить. Какие-то шаги предпринимались. Например, хорошо сработала государственная система по страхованию вкладов. Она реально повысила накопления, повысила желание населения сберегать. Но в отношении негосударственных пенсионных институтов таких серьезных шагов сделано не было.
 
Что касается предложений разделить пенсии на три части - государственную, корпоративную и добровольную, то можно предположить, что добровольной не будет, если не вести постоянную общенациональную кампанию финансового просвещения буквально со школы. Что касается корпоративной части, то здесь главный игрок – именно корпорации. Вопрос в том, какие условия для них создаст государство. Если оно создаст такие условия, когда корпорациям станет выгодно развивать системы корпоративного страхования, тогда в этом направлении может пойти серьезное продвижение.  Если нет – тогда все это будет пустышкой.

Социалистические настроения, которые господствовали в Европе в 70-80 гг. привели к тому, что в подавляющем большинстве развитых стран пенсионная система к середине 2000-х гг. стала абсолютно неподъемной для бюджетов и экономик этих стран.

Похожая ситуация произошла и в нашей стране. Основная проблема сбалансированности бюджета – это именно проблема пенсионных выплат. Поэтому было уже несколько реформ пенсионной системы, когда пытались решить эту тяжелейшую проблему. Повторюсь, что она не является хоть сколько-нибудь специфичной для России. Она свойственна многим европейским странам с демографическими и экономическими проблемами, а также с наследием социалистической направленности законодательства 40-летней давности.

Каким-то образом проблему надо решать. Сейчас вряд ли при отсутствии поступлений от продажи энергоносителей наша страна в силах выдержать те обязательства, которые накопились в силу действующего законодательства. Поэтому уже не первый раз обсуждается, каким образом реформировать пенсионную систему. В отличие от многих стран в России пенсионные фонды не стали крупнейшими инвесторами. Хотя именно эта экономическая функция дает многие преференции той системе пенсионных накоплений, которая присутствует в западных странах. К сожалению, у нас этого не произошло, и в связи с этим серьезнейшей проблемой стала накопительная часть пенсий. Огромное количество людей не верит в пенсионную систему, причем как раз тех самых людей, которые могли бы составить ее крупнейшую с финансовой точки зрения часть, т.к. это те самые люди, которые много зарабатывают. В результате мы имеем проблемы, схожие с теми, что есть у Западной Европы.
 
Понятно, что реформировать систему придется, это будет заметно населению. Понятно, что с политической и экономической точки зрения невозможно угодить всем и нельзя серьезно ущемлять в правах большое количество населения, в особенности находящегося в пенсионном и предпенсионном возрасте, но делать это придется, потому что экономика не в силах выдерживать подобный груз.
 
Поэтому будут обсуждаться разные методы - от повышения возраста выхода на пенсию до радикальных предложений об отмене накопительной части пенсии. Я предполагаю, что накопительная часть в любом случае останется, именно она является тем фундаментом, который мотивирует людей больше зарабатывать, больше отчислять. Но, тем не менее, многие люди будут недовольны, какое бы решение ни было принято в результате. Невозможно угодить всем. Либо страна разорится в целом, либо кто-то будет недоволен реформой. Она будет непростой, но она необходима. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".