Статья
3 Июня 2014 18:19

Новая символика Новороссии

Символы содержат в себе не только определенную идею, они – само воплощение веры в идею. Так, например, Орден Славы во время Великой Отечественной Войныне только награда, но еще и символ веры в победу. Орденом Славы стали награждать после перехода Советских войск в наступление.

Флаг
Логика выбора государственной символики союза двух народных республик в том, чтобы ничем не напоминать киевские власти.

На эту мысль наводит и флаг. В соответствии с геральдическими традициями, на зависимых от империи территориях флаг и его цвета утверждались монархами и императорами. Флаги дарили провинциям, оформившимся как обособленные земли в процессе эволюции вассалитета. Желтый и синий цвета флага были геральдическими цветами провинций австрийской империи. Затем эти же цвета перешли к галичанам из рук австрийской монаршей семьи. Франц-Иосиф пожаловал галичанам сине-желтый флаг за их активное участие в подавлении польского восстания 1848 года.

Так же и малиновый флаг с андреевским крестом был пожалован императором. Только не Францем-Иосифом, а Александром I Черноморскому казачьему войску. Малиновый цвет, трактуемый как цвет пролитой крови, связан с легендарным героем народных дум Байдой. Прототип героя построил первую каменную сечь – Хортицу. А среди равных себе польских шляхтичей он носил фамилию Вишневецкий. Вишневый, как и малиновый – оттенки красного. Император добавил к малиновому стягу только косой Андреевский крест. По легенде, Андрей Первозванный был распят именно на таком косом кресте, посчитав себя недостойным креста прямого, на котором был распят Христос за наши грехи.

Герб
Противопоставляются и гербы, избранные как символы государственной власти. Языческому трезубцу, оружию Нептуна, противостоит двуглавый орел, употребляемый как эмблема некоторых православных церквей, в том числе и Константинопольской. Двуглавый орел известен и как родовой герб византийских императоров и Московского княжества.

И трезубец, и двуглавый орел по древности не уступают друг другу. Если трезубец находят в раскопках трипольской культуры, то двуглавый орел, держащий в лапах двух зайцев, известен как символ государства древних Хеттов.

При всем богатстве трактовок и смыслов, символы имеют определенное базовое значение, и его смысл лишь расширяется, дополняется и уточняется впоследствии. Если трезубец – символ довольно агрессивный, атакующий, то двуглавый орел больше защищающий и защищающийся, чем нападающий.

Девиз

Характерно, что более чем за два десятилетия независимости ни на флаге, ни на гербе киевской власти не появилось девиза. Вместо этого всё новые и новые зловещие смысловые оттенки обретает гимн. Большинству населения миролюбивой бывшей Советской Украины в 1991 году слова главного текста страны были по меньшей мере непонятны, если не чужды. Многие юмористы, да и публицисты, такие, как Оксана Забужко, пытались смеяться над первыми строками «Ще не вмерла Украина». Сегодня как никогда актуальны последние строки. Когда поют о том, что «Згынуть нашы вориженьки як роса на сонци», становится понятно, кто для этой власти враг. Ведь последние слова гимна выражают национальную идею: «Запануем и мы, браття, у своий сторонци».

Становится ясно, что их национальная идея – «панувать». Через гимн как через национальный символ раскрывается суть национальной политики по отношению и к Крыму, и ко всей Новороссии. Они не хотят садится за стол переговоров, выслушивать другую сторону, потому что их призвание и назначение – «панувать». В таком разрезе девиз герба «воля и труд» обретает более глубокое значение.

С пятнадцатого столетия дикие, незаселенные степи в низовьях Днепра от Бессарабии до Дона стали прибежищем всех отчаянных голов, ценящих волю и свободу больше жизни. Скоро вся эта территория стала символом свободы и называлась «Казацкой Вольницей». Но когда наступали мирные времена, с той же самоотверженностью, с которой народ воевал, он приступал к трудовому подвигу. Всё, что ему нужно – воля. И завоевывать ее следует самоотверженным трудом. Подчеркивает значение этого девиза изображение казака с мушкетом на груди у орла. Такие изображения чаще всего были на печатях казаков. Интересно, что оно должно было размещаться на большом гербе Украины, что записано в проекте описания большого герба. Но нет ни большого герба, ни девиза. Видимо, не случайно.

Сергей Карый, специально для «Актуальных комментариев»

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".