Статья
3 Июня 2014 18:19

Новая символика Новороссии

<p><strong>Символы содержат в себе не только определенную идею, они – само воплощение веры в идею. Так, например, Орден Славы во время Великой Отечественной Войны</strong><strong><strong> – </strong>не только награда, но еще и символ веры в победу. Орденом Славы стали награждать после перехода Советских войск в наступление.</strong><br />
<br />
<strong>Флаг</strong><br />
Логика выбора государственной символики союза двух народных республик в том, чтобы ничем не напоминать киевские власти.<br />
<br />
На эту мысль наводит и флаг. В соответствии с геральдическими традициями, на зависимых от империи территориях флаг и его цвета утверждались монархами и императорами. Флаги дарили провинциям, оформившимся как обособленные земли в процессе эволюции вассалитета. Желтый и синий цвета флага были геральдическими цветами провинций австрийской империи. Затем эти же цвета перешли к галичанам из рук австрийской монаршей семьи. Франц-Иосиф пожаловал галичанам сине-желтый флаг за их активное участие в подавлении польского восстания 1848 года.<br />
<br />
Так же и малиновый флаг с андреевским крестом был пожалован императором. Только не Францем-Иосифом, а Александром I Черноморскому казачьему войску. Малиновый цвет, трактуемый как цвет пролитой крови, связан с легендарным героем народных дум Байдой. Прототип героя построил первую каменную сечь – Хортицу. А среди равных себе польских шляхтичей он носил фамилию Вишневецкий. Вишневый, как и малиновый – оттенки красного. Император добавил к малиновому стягу только косой Андреевский крест. По легенде, Андрей Первозванный был распят именно на таком косом кресте, посчитав себя недостойным креста прямого, на котором был распят Христос за наши грехи.<br />
<br />
<strong>Герб</strong><br />
Противопоставляются и гербы, избранные как символы государственной власти. Языческому трезубцу, оружию Нептуна, противостоит двуглавый орел, употребляемый как эмблема некоторых православных церквей, в том числе и Константинопольской. Двуглавый орел известен и как родовой герб византийских императоров и Московского княжества.<br />
<br />
И трезубец, и двуглавый орел по древности не уступают друг другу. Если трезубец находят в раскопках трипольской культуры, то двуглавый орел, держащий в лапах двух зайцев, известен как символ государства древних Хеттов.<br />
<br />
При всем богатстве трактовок и смыслов, символы имеют определенное базовое значение, и его смысл лишь расширяется, дополняется и уточняется впоследствии. Если трезубец – символ довольно агрессивный, атакующий, то двуглавый орел больше защищающий и защищающийся, чем нападающий.<br />
<strong><br />
Девиз</strong><br />
Характерно, что более чем за два десятилетия независимости ни на флаге, ни на гербе киевской власти не появилось девиза. Вместо этого всё новые и новые зловещие смысловые оттенки обретает гимн. Большинству населения миролюбивой бывшей Советской Украины в 1991 году слова главного текста страны были по меньшей мере непонятны, если не чужды. Многие юмористы, да и публицисты, такие, как Оксана Забужко, пытались смеяться над первыми строками «Ще не вмерла Украина». Сегодня как никогда актуальны последние строки. Когда поют о том, что «Згынуть нашы вориженьки як роса на сонци», становится понятно, кто для этой власти враг. Ведь последние слова гимна выражают национальную идею: «Запануем и мы, браття, у своий сторонци».</p>
<p>Становится ясно, что их национальная идея – «панувать». Через гимн как через национальный символ раскрывается суть национальной политики по отношению и к Крыму, и ко всей Новороссии. Они не хотят садится за стол переговоров, выслушивать другую сторону, потому что их призвание и назначение – «панувать». В таком разрезе девиз герба «воля и труд» обретает более глубокое значение.</p>
<p>С пятнадцатого столетия дикие, незаселенные степи в низовьях Днепра от Бессарабии до Дона стали прибежищем всех отчаянных голов, ценящих волю и свободу больше жизни. Скоро вся эта территория стала символом свободы и называлась «Казацкой Вольницей». Но когда наступали мирные времена, с той же самоотверженностью, с которой народ воевал, он приступал к трудовому подвигу. Всё, что ему нужно – воля. И завоевывать ее следует самоотверженным трудом. Подчеркивает значение этого девиза изображение казака с мушкетом на груди у орла. Такие изображения чаще всего были на печатях казаков. Интересно, что оно должно было размещаться на большом гербе Украины, что записано в проекте описания большого герба. Но нет ни большого герба, ни девиза. Видимо, не случайно.</p>
<p><strong>Сергей Карый, специально для </strong><strong>«Актуальных комментариев</strong>»</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".