Новое платье империи
Монография посвящена истории моды в России. Среди источников исследования - государственные статистические отчеты, модные каталоги и журналы, документы первых швейных профсоюзов, исследования по истории костюма и т.д.Библиотека журнала «Теория моды» пополнилась новой качественной монографией — работой Кристин Руан «Новое платье империи: история российской модной индустрии,
Как не сложно догадаться, речь пойдет о генезисе индустрии новой модной одежды в петровской и постпетровской России. Выбор времени не случаен. При Петре начинает зарождаться отечественное портняжное производство в полном капиталистическом значении этого слова и после начала Революций оно же и заканчивается.
Надо сказать, что по общему впечатлению, книга Руан сильно похожа на книгу Ольги и Павла Сюткиных «Непридуманная история русской кухни». У российской кухни и российской моды почти одинаковая история становления. Есть допетровская традиция, явно качественно отстающая от современных ей европейских аналогов. Дело даже не в традициях духа, а в элементарном уровне производства. При Петре начинается формирование промышленной индустрии. Правда, в отличие от кухни тут государство вмешивается в процесс достаточно активно, требуя от горожан и придворных соблюдения определенного «дресс кода». Необходимое условие для того, чтобы раскрутить маховик рынка.
В итоге, идея европейской моды прижилась и начала развиваться, кормя впечатляющую армию иностранных портных и не менее впечатляющую армию их отечественных подражателей. Причем цель у этого пути была видна достаточно четко — вывод Империи на мировой модный рынок как одно из главных игроков. И если судить по монографии Руан до 1917 года у неё это получалось (и, да, разумеется, Руан подробно останавливается на значении «Русских сезонов» и Дягилеве).
Впрочем, «болезни» у индустрии были все те же: российская элита (вне зависимости от протекционистских попыток царской семьи и правительства) не доверяла отечественным производителям, а вот средний класс и широкие слои были вполне самодостаточными потребителями со своими особыми вкусами, предпочитавшими отечественного производителя.
Кристин Руан, «Новое платье империи. История Российской модной индустрии,