Статья
15 Мая 2012 11:34

Новое правительство

Сегодня премьер-министр Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину предложения по структуре и кадровому составу правительства.

Проект соответствующего указа Дмитрий Медведев передал Владимиру Путину в ходе их рабочей встречи в Кремле перед началом саммитов ОДКБ и СНГ.

«Я знаю, что вы за предыдущие несколько дней очень активно работали над структурой и составом (правительства)», - сказал Владимир Путин перед началом встречи с Дмитрием Медведевым.

В свою очередь глава правительства сообщил, что в соответствии с законом о правительстве и в рамках тех договоренностей, которые у него были с президентом РФ, он провел консультации.

«Результатом является проект указа президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти, он полностью проработан», - сказал Медведев и передал проект президенту.

Что касается персонального состава правительства, то, как заявил Медведев, он также провел консультации со всеми кандидатами в члены правительства. Список кандидатов премьер-министр также передал главе государства.

«Спасибо большое, я посмотрю проект указа по структуре, подпишу его, и начну консультации со всеми кандидатами, которых вы предлагаете в правительство РФ», - сказал Владимир Путин, добавив, что начнет это делать с завтрашнего же дня.

Таким образом персональный состав правительства РФ станет известен менее чем через неделю - после возвращения премьера Дмитрия Медведева с саммита «большой восьмерки».

Тем не менее уже сейчас выдвигаются предположения относительно того, кто наверняка сохранит свои позиции в кабинете министров.

«С большой долей вероятности можно утверждать, что сохранят свои посты вице-премьеров Игорь Шувалов и Владислав Сурков, а также Дмитрий Козак и Дмитрий Рогозин. А вот Виктор Зубков наверняка уйдет из правительства. Покинет свой пост и глава аппарата правительства Антон Вайно, который перейдет на работу в Кремль», - заявил во вторник «Интерфаксу» источник во властных структурах.

По его словам, скорее всего, покинет кабинет министров и Игорь Сечин. «Во всяком случае, недавнее его назначение членом совета директоров Роснефтегаза позволяет сделать именно такой вывод. Поскольку в противном случае нахождение его в правительстве было бы явным выпадом против политики Медведева в отношении роли чиновников в управлении корпораций», - сказал собеседник агентства.

Судя по всему, на своих позициях останутся Сергей Лавров и Антон Силуанов, отметил источник.

Он считает также «абсолютно решенным фактом» приход в правительство Натальи Тимаковой в качестве пресс-секретаря премьера и замглавы аппарата правительства, Аркадия Дворковича на пост министра или даже вице-премьера, а также Марины Ентальцевой на должность главы протокола.

Еще один собеседник «Интерфакса» сообщил, что, по его мнению, не сохранят своих постов в новом составе правительства Юрий Трутнев, Елена Скрынник, Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко, Сергей Шматко, Александр Авдеев, Игорь Щеголев и Игорь Левитин.

При этом он отметил, что Татьяна Голикова, между тем, «может перейти на работу в Кремль или, что тоже не исключено, остаться в правительстве, но уже в новом качестве, в случае разделения Минздравсоцразвития на два ведомства».

«Что касается главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова, то, учитывая довольно резкую критику в его адрес со стороны системной оппозиции, возможность остаться на должности не столь велика. Но, с другой стороны, именно при нем в армии началась действительная реформа, которую просто необходимо довести до логического завершения, и он способен это сделать. Так что шансы, как говорят, пятьдесят на пятьдесят», - сказал источник.

«Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, скорее всего, не сохранит своего поста. Негативные моменты, связанные, прежде всего, с недостатками в проведении реформы полиции, перевешивают положительные оценки действий полиции в отношении митинговавших в мае оппозиционеров», - заявил собеседник агентства.

Оценивая карьерные перспективы главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, источник сказал, что здесь есть разные варианты, в том числе сохранение нынешнего поста и повышение до вице-премьера (скорее всего, по вопросам социального развития).

О том, что правительство обновится на 80%,  Дмитрий Медведев заявлял еще  во время консультаций с парламентскими партиями.  Дмитрий Медведев провел серию совещаний и встреч по вопросам формирования будущей структуры правительства и кадровых назначений. Глава правительства встретился, в том числе, с исполняющим обязанности вице-премьера Владиславом Сурковым, помощником президента - главой государственного правового управления Кремля Ларисой Брычевой, помощником президента Аркадием Дворковичем.

Эксперты и ранее полагали, что едва ли сегодня станут известны имена будущих членов правительства. Сообщалось, что Владимир Путин намерен провести персональные консультации с кандидатами и только после этого принять решение.

При этом предположений и версий уже озвучено множество, в том числе сходных c озвученной выше источником «Интерфакса». Так, накануне в «Независимой газете» появилась статья, в которой предполагалось, что Голикова может возглавить Минфин.

«По сведениям из Кремля и Белого дома, Татьяна Голикова, скорее всего, расстанется с должностью главы Минздравсоцразвития», - сообщает издание.
По данным газеты, Татьяне Голиковой в новом правительстве может быть предложен портфель министра финансов.

В свою очередь Эльвире Набиуллиной пророчат отставку с должности главы Минэкономразвития (МЭР) с последующим назначением на место Голиковой - министром здравоохранения и социального развития.

Так, по сведениям издания, будет, если Минздравсоцразвития сохранится в нынешнем виде, если же ведомство будет разделено на два, то Набиуллиной достанется более близкий и понятный ей участок - социальное развитие, включающее в себя рынок труда и пенсионную систему.

«В рамках этой женской рокировки Минэкономразвития получит нового руководителя. При этом должен быть обеспечен баланс интересов: Путин в лице преданной ему Голиковой получает полный контроль над Минфином, а Медведеву достается МЭР», - констатирует издание.

В числе наиболее вероятных претендентов на должность главы МЭР, по информации «Независимой газеты», называют Аркадия Дворковича.

В принципе, больших сюрпризов в правительстве не ожидается.

Еще в прошлый четверг в ходе встречи с экспертами в формате «Открытого правительства» Медведев признался, что уже определился с ключевыми фигурами своего будущего кабинета. «Политические должности уже все придуманы. В ближайшее время собираюсь их передать президенту», - цитирует «Интерфакс» Медведева.

Однако столь бурное обсуждение кандидатуры МЭР возникло из-за того, что пока есть разногласия относительно структуры у Минздрава и Минрегиона. Как пишет РБК, Медведев выступает за разделение министерств, в то время как президент настаивает на сохранении действующей структуры.

Также сообщается, что в новом правительстве будет 7-9 вице-премьеров по ключевым сферам и один первый вице-премьер. Последний пост сохранит за собой Игорь Шувалов, который на прошлой неделе получил наказ от премьер-министра взять под контроль исполнение поручений, данных правительству Путиным после инаугурации.

Предполагается, что другими вице-премьерами станут куратор оборонки Дмитрий Рогозин, помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, которому прочат ведение социальных вопросов, а также Владислав Сурков, отвечающий за инновации. Впервые посты вице-премьеров получат министр экономического развития Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов.

Имя Михаила Зурабова, как отмечает «Независимая газета», «сейчас упоминается в связи с формированием нового правительства: «якобы  Зурабову, который с 2009 года исполняет обязанности посла в РФ в Киеве, предложена должность вице-премьера». Эксперты газеты «в это не верят, они замечают, что все слухи о скором возвращении Зурабова исходят от его ближайшего окружения».

Известно также, что министр культуры Александр Авдеев не планирует работать в новом правительстве.

«Что касается меня, то я вышел за пределы допустимого возраста и планирую заниматься другой работой», - заявил Авдеев ранее, отвечая на вопрос о том, останется ли он работать на посту главы Минкультуры в новом составе кабинета министров.

Он не сказал, кто может занять пост министра культуры, отметив, что есть много достойных кандидатов.

Сам Медведев заявлял ранее, что состав будущего правительства существенно помолодеет.

Поскольку персоналии будущего правительств по-прежнему не называются, эксперты строят предположения о том, откуда могут быть рекрутированы новые министры и вице-премьеры. К числу таких источников причисляют «президентскую сотню», федеральный кадровый резерв, губернаторский корпус, крупный бизнес, «Единую Россию», Общероссийский Народный Фронт и даже оппозицию.

В кабмине могут появиться члены «открытого правительства, предположили на этой неделе в газеты «Ведомости».

«Обсуждается и появление вице-премьера по взаимодействию с "открытым правительством", и вхождение нескольких его членов в настоящее правительство», - цитирует издание членов «открытого правительства», чиновников правительства и администрации президента.

По данным собеседников газеты, вице-премьером, в частности, может стать советник президента Михаил Абызов, который координирует деятельность «открытого правительства».

Сам Абызов о своем возможном назначении ничего не говорит. При этом высокопоставленный кремлевский чиновник подтвердил изданию, что несколько членов «открытого правительства» готовятся стать подчиненными Медведева.

Несколько чиновников и топ-менеджеров в беседе с «Ведомостями» также назвали весьма вероятным вхождение в правительство члена правления ВТБ Ольги Дергуновой. По словам чиновника правительства и близкого к нему человека Дергунова может возглавить Росимущество.

Эксперты сходятся во мнении, что новое правительство не так уж и сильно обновится.

Так, президент Центра политических технологий Игорь Бунин высказал журналистам предположение, что такие непопулярные фигуры, как министр обороны Анатолий Сердюков «будут принесены в жертву общественному мнению».

«Квота главы нового правительства Дмитрия Медведева будет повышена по сравнению с предыдущей легислатурой», - считает Бунин.

Эксперт считает, что учитывая, что в основу формирования нового кабинета будет положен «очень простой принцип – обновление и омоложение».

Президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что «скамейка запасных у Медведева не слишком длинная».

«Тех людей, которые с ним работали в администрации, какие-то ключевые фигуры, наверное, он пригласил уже к работе в правительстве.  Может быть, кто-то войдет из представителей региональных элит и бизнеса. А также часть будут – нынешние министры. Три эти группы и составят новое правительство», - резюмировал Ремизов.

Комментарии экспертов
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Уже появилась информация, которая может стать трендовой.  Если правда, что Сурков становится руководителем аппарата правительства, то мы получаем очень интересную конструкцию: в отличие от всего, что было раньше, у нас будет политическое правительство.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">До этого момента существовало «разделение труда»: администрация президента занимается политикой, а правительство - экономикой, социальной политикой, вооруженными силами и так далее - но не определением политического развития страны.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Если во главе важнейшего в стране ведомства становится Владислав Сурков, который известен именно как человек, который в администрации президента определял политику, значит, ситуация меняется. Это очень похоже на правду - Медведев, как известно, помимо того, что он председатель правительства, становится  также лидером «Единой России». Если продолжить эту линию, то со временем мы можем получить то, чего никогда не было в российской истории - партийное правительство, политика которого во многом определяется политической партией, имеющей большинство в парламенте. И если это произойдет, то это будет колоссальное изменение.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">При этом все проблемы российской системы управления, выявленные в предшествующие годы, никуда не деваются. Самая главная из этих проблем - крайне короткая скамейка запасных. Когда говорят о возможности перестановок в правительстве, подразумевают, что Набиуллина с Голиковой могут поменяться местами. Такая постановка вопроса имеет смысл только в одной ситуации (я не сомневаюсь в способности каждой из этих дам руководить каждым из этих министерств) - когда не хватает людей.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Что может служить кадровым резервом? Сейчас  из губернаторского корпуса в результате последних переназначений выведены люди, которые имеют серьезный опыт и могли бы возглавлять то или иное министерство. Существует формальный кадровый резерв, но беда в том, что он именно формальный. Формировали, формировали, но в большинстве случаев в кадровый резерв попадали люди, которых надо куда-то записать и потому они в кадровом резерве.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; "> У партии тоже никакого значимого кадрового резерва на самом деле нет - что мы и наблюдаем на примере назначения тех же губернаторов. Тасуется одна и та же колода, состоящая из очень небольшого количества карт.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Когда меня спрашивают: «А кого могут назначить  на такую-то должность?», я вспоминаю назначение Фрадкова премьер-министром  и говорю: «Слушайте, да кого угодно можно назначить, если у нас во главе страны стоит человек, который славится неожиданными решениями».</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">В России есть молодые и креативные профессионалы. Но в России почти нет людей, которые находились бы сегодня в состоянии ожидания великолепных предложений  и при этом действительно соответствовали бы такому уровню.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Например, можно назначить Прохорова вице-премьером? Можно. Будет ли от этого толк? Я лично очень сильно в этом сомневаюсь. Потому что руководство крупным бизнесом, а тем более на уровне владельца, а не на уровне реального директора  - это отнюдь не то же самое, что руководство министерством. Я уж не спрашиваю, согласится он сам, если его туда позовут - это вопрос уже совсем другой.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Можно ли выдернуть сегодня из Государственной думы хотя бы несколько депутатов, которые бы соответствовали уровню министра? При всем уважении к фракции «Единая Россия» (а больше неоткуда)  - очень сомневаюсь. Разве что из Яровой сделать  министра социальной политики.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Что касается привлечения оппозиции в правительство, то у Медведева в этом смысле предубеждения нет и такой вариант возможен. Но у оппозиции нет реальных людей, которых можно было бы туда назначать.</p>
<p class="p1" style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Российское государство устроено следующим образом - те, кто что-то из себя представляет, работают в системе исполнительной власти, либо в бизнесе, либо в партии «Единая Россия». А те, кто не подходит, у кого для партии «Единая Россия» не хватает креативности, таланта, опыта и всяких прочих замечательных, хороших качеств - и, не в последнюю очередь, умения  работать в команде - оказываются в других партиях. К сожалению, оппозиция не является кадровым резервом. Именно поэтому так смешно выглядели попытки оппозиции во все времена. За 20 лет сформировать теневое правительство ни у кого не получалось. Именно поэтому ни один кандидат в президенты  в ходе предшествующей президентской гонки никакого теневого правительства не представил.  Хотя, казалось бы, надоел всем Нургалиев, скажи, кого ты назначишь вместо него? Ни один не ответил, даже Прохоров.</p>
<p style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 16px; margin-left: 0px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 15px; ">Так что совершенно не факт, что уйдут министры, вызывающие аллергию. Как я понимаю, аллергию в правительстве вызывают три министра - Нургалиев, Голикова и  Фурсенко. Но, на мой взгляд, в этом вопросе не следует идти на поводу у общественно мнения. </p>
<p> </p>
<p>На основании того, что ранее говорил Дмитрий Медведев, можно предположить, что наряду с обновлением вторым приоритетом при формировании кабинета министров будет преемственность.</p>
<p>При этом нельзя исключать, что появятся лица, которые во власти не были. Велика вероятность, что на первые, или, по крайней мере, на вторые позиции в министерствах и ведомствах придут лица, о которых мы раньше не знали. Это вполне вписывается в новую конструкцию под названием «большое» или «открытое правительство». Часть людей оттуда может быть назначена на ключевые позиции в правительстве, и, скорее всего, среди этих новых лиц будут женщины.</p>
<p>Не надо забывать, что есть нелюбимые министры - из них чаще всего называют фамилии главы Минобразования и МВД. Учитывая очень высокий уровень общественной аллергии на них, велика вероятность, что они покинут свои посты.</p>
<p>В то же время у части общества вызывает раздражение глава Минздравсоцразвития Голикова. Но эта фигура вызывает не только раздражение - ее работу позитивно оценивали и нынешний премьер, и новый президент. Поэтому Голикова, несмотря на претензии к ней со стороны общественного мнения, скорее всего, сохранит место в правительстве. Другое дело, что это место может измениться.</p>
<p>Что касается вопроса о представительстве оппозиции в правительстве, то это прогнозировать сложнее всего - все-таки сейчас возможность появления представителей оппозиции в составе правительства невысока.</p>
<p>Если Дмитрий Медведев и Владимир Путин пойдут на этот шаг, то главным будет их стремление продемонстрировать открытость и готовность к диалогу с оппозицией.</p>
<p>Одна из интриг в реформировании нового правительства состоит в том, сохранят ли свои посты именно непопулярные и знаковые министры. Думаю, существенная часть их уйдет в отставку. Это касается и министра внутренних дел, и министра образования. Видимо, оставшись в правительстве, сменит направление деятельности и Голикова. Министр транспорта Левитин в этом же ряду.</p>
<p>Смена этих министров не означает изменения в политике реформ, которая ими проводилась. Их замену, если  она произойдет, можно оценивать как знак внимания к общественному мнению, но не как изменение реального курса.</p>
<p>Я не ожидаю появления на политических должностях в правительстве политически значимых и знаковых людей, кроме тех, кто уже присутствует –  Дмитрий Рогозин и Владислав Сурков. Я не уверен, что большинство новых министров будут действительно реальными политическими фигурами, а не номинально таковыми. Их фамилии ничего не скажут нам о содержании того политического курса, который будет проводиться в министерствах.</p>
<p>Полагаю, что кто-то  придет в правительство из команды Медведева: тот же Дворкович, наверное, Абызов в каком-то качестве будет заниматься темой «открытого правительства». Другая когорта – это представители бизнес-сообщества или региональных элит (об этом говорил Дворкович). Мне кажется вполне убедительным, что Медведев может пригласить в правительство кого-то из этих слоев.</p>
<p>Полагаю, свои посты сохранят большинство вице-премьеров. Но тогда возникает большой вопрос относительно Сечина и Зубкова. Возращение Сечина в совет директоров «Роснефти» косвенно свидетельствует о том, что его в составе правительства может не оказаться. Вполне возможно, что и для Зубкова в силу возраста будет подобрана какая-то другая должность на государственной службе.</p>
<p>Если уходит Сечин, возникает вопрос о наличии или отсутствии сопоставимых фигур на топливно-энергетическом комплексе. Я не вижу в команде премьера сопоставимой фигуры.</p>
<p>Сейчас больше ясности с ожидаемыми отставками, чем с ожидаемыми назначениями. Команда самого президента вряд ли может занять все министерские посты.</p>
<p>Что касается  работы правительства, у нас оно всегда занимается реформами. Это любимый спорт нашей исполнительной власти – реформирование. Начатые в разных сферах реформы продолжатся - это касается сферы образования, военной реформы, реформы МВД и здравоохранения. Продолжится примерно тот же курс реформ, который был.</p>
<p>Пока не вижу ни политической воли, ни какой-то готовности или желания к пересмотру самой концепции реформ в этих сферах, даже несмотря на то, что у существенной части общества и в отраслевых сферах они вызывают определенную критику.</p>
<p>Можно надеяться на то, что в рамках нового правительства будет усовершенствован механизм обратной связи - даже если не с гражданским обществом как таковым, то с профессиональными отраслевыми средами, которые на этапе подготовки и принятия решения должны иметь гораздо больше рычагов влияния на исполнительную власть.</p>
<p>Надеюсь, что новому правительству удастся наладить  реальное взаимодействие  с профессиональными отраслевыми средами. Это было бы шагом вперед по сравнению с тем, что было раньше.</p>
<p>В остальном я не жду существенных изменений в политике нового правительства.</p>
19 Апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".