Статья
1144 16 февраля 2011 15:32

Новые школьные стандарты повлекут за собой изменение ЕГЭ

Единый государственный экзамен должен быть изменен в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом, заявил один из разработчиков стандарта, управляющий директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, сообщает «Интерфакс».

«ЕГЭ на сегодняшний день отвечает тем целям и задачам, которые определены неутвержденным стандартом 2004 года. Поскольку в данном случае мы говорим о новых требованиях к результатам в стандарте, то формат проведения, содержания ЕГЭ должны быть изменены, но это должно произойти после утверждения стандарта», - сказал Кондаков журналистам.

Также он сообщил, что уже подготовлены материалы для итоговой аттестации начальной школы. 
Отвечая на вопрос о том, как будет внедряться новый стандарт, Кондаков отметил, что «новый стандарт дает возможность выбора, теперь каждый школьник будет составлять для себя свой учебный план».

Однако, по его словам, это не значит, что школа будет предоставлять для каждого ученика индивидуальную программу обучения.

«В настоящее время практически все школы профилированы», - подчеркнул Кондаков.

Он отметил, что если школа не сможет предоставить возможность обучения по выбранному учеником плану, то старшеклассник должен будет найти для себя учебное заведение, в котором этот план будет возможен и которое будет профилировано под выбранную им будущую специальность.

Проект нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) был обнародован в минувший вторник на сайте Минобрнауки.

«В учебный план входит обязательное изучение 9 (10) учебных предметов (курсов)», - говорится в проекте стандарта.

В документе сказано, что старшеклассник должен выбрать не более 6-7 предметов из пяти обязательных областей (при этом 3 (4) предмета из них выбираются на профильном уровне).

Учебный план с учетом общих для освоения всеми учащимися учебных предметов, в числе которых физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», должен включать 9-10 предметов, а также индивидуальный учебный проект.

При этом в новом проекте ФГОС сказано, что из первой учебной области (филология) обучающийся «в обязательном порядке выбирает либо "Русскую словесность" на интегрированном уровне, либо "Русский язык и литературу" на профильном или базовом уровне». Также старшеклассник может выбрать для изучения из этой области родной для него (нерусский) язык и литературу.

Остальные предметные области - иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки. Старшеклассник может выбрать из них один или два предмета на любом из уровней обучения.

При этом в область «общественные науки» входят предметы: обществознание, история, география, экономика и право; в «естественные науки» - естествознание, физика, химия, биология, экология.

В дополнение к предметам, выбранным из обязательных областей, старшеклассник может выбрать один или два предмета из курсов по астрономии, искусству, технологии, дизайну, хореографии и другие предметы.

При этом нагрузка ученика не может превышать 36 часов в неделю и быть менее 30 часов.

В пресс-службе Минобрнауки РФ пояснили, что если старшеклассник захочет выбрать большее количество предметов, то он сможет договориться со своим учебным заведением, в том числе на платной основе.

«Необязательно это будет за плату. Вполне вероятно, что оплачивать желаемый учебный предмет будет школа или гимназия, в которой обучается старшеклассник», - отметили в Минобрнауки.

Ранее министр образования и науки Андрей Фурсенко заявлял, что проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов предполагает минимум десять обязательных предметов.

Четыре из этих предметов, отметил он, будут обязательны для всех: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире", а также подготовка индивидуального проекта. Объем их изучения будет четко определен и одинаков для всех. Остальные обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести предложенных в проекте ФГОС блоков.

Проект ФГОС для 10-11 классов был разработан Российской академией образования. Предполагается, что с 2013 года некоторые школы начнут его апробацию в пилотном режиме. Внедрение этого стандарта во всех школах произойдет не раньше 2020 года, заметил Фурсенко.

Образовательный стандарт для старшеклассников вызвал неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Он нашел как своих сторонников, так и критиков. В частности звучали опасения, что введение этого ФГОС приведет к ухудшению качества подготовки школьников. 

Глава Минобрнауки неоднократно заявлял, что эти стандарты не будут утверждены, пока не получат поддержку общества. Он также не исключал, что сроки повсеместного внедрения ФГОС для старшей школы могут быть изменены, если не будет достигнуто согласие по его основным положениям.

Фурсенко отмечал также, что министерство внимательно следит за оживленной дискуссией по поводу этих образовательных стандартов. По его мнению, при подаче проекта стандартов его разработчиками допущена существенная ошибка.

«Неправильно было создавать впечатление, что обязательными являются три-четыре предмета (физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", индивидуальный проект — ред.). Они действительно важны, но, конечно, обязательными, главными, на мой взгляд, являются предметы другие - математика, литература, история, естественные науки», - подчеркнул министр.

Как сообщали «Актуальные комментарии», 15 февраля доработанный проект образовательных стандартов для старшеклассников был размещен для широкого обсуждения на сайте Минобрнауки РФ.

Замминистра образования и науки Максим Дулинов сказал, что планируется организовать широкое общественное обсуждение доработанного проекта, который представил совет по стандартам.

Директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низеенко рассказала, что стандарт состоит из трех частей.

«Первая часть - это федеральный компонент, в который входит перечень тем, которые нужно изучить в обязательном порядке. В этой же части сформулированы требования к предметным результатам, которые должны получить дети, изучая конкретный предмет», - сказала она.

Во вторую часть входит учебный план, который определяет, сколько конкретно часов отводится на изучение каждого предмета. В третьей части сформулированы требования к условиям образовательного процесса, отметила Низеенко. Она добавила, что третья часть для российской образовательной системы новая.

«Мы всегда требовали от учителей достижения определенного результата, не беря на себя обязательств, кроме санитарных и норм безопасности, обеспечения условий, в которых этот результат достигается», - подчеркнула Низеенко.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".