Комментарий
1524 23 июля 2012 17:23

Новый директор прачечной

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

1 сентября 2011 года в прямом эфире Пятого канала (Открытая студия) я жестко схлестнулся в споре на заявленную тему «Свобода слова» с каким-то явно не рядовым депутатом Думы. Фамилию его я тогда не запомнил. Хотя в одну из рекламных пауз ведущая передачи Ника Стрижак успела шепнуть мне: «Это наш следующий министр культуры». Уже в июне 2012 года, повстречав популярную телеведущую на церемонии присуждения «Нацбеста», я спросил у нее, каким образом она узнала имя свежеиспеченного министра культуры за восемь месяцев до его назначения и за несколько недель до того, как вся страна узнала, кто, собственно, пойдет на следующих выборах в президенты, а кто – в премьер-министры (и будет, соответственно, формировать кабинет). «Да сама не знаю, - пожала оголенными плечами Ника. – Просто вдруг так подумала – и сказала».

Оппонента моего тогдашнего звали Владимир Мединский – и шансов на назначение министром культуры уже ближайшей весной у него практически не было. Даже если абстрагироваться от «болотной» зимы и «контрольно-прогулочной» весны, которые изрядно спутали бы все карты, даже будь они еще осенью розданы заранее. Диапазон предположений был широк и непостоянен: от неизбежного Никиты Михалкова и умудренного летами Станислава Говорухина до блеснувшей или будто бы блеснувшей в предвыборной президентской кампании брата-олигарха Ирины Прохоровой (позднее Мединский предложит ей пост председателя общественного совета при министерстве, но она ответит отказом). Назначение Мединского, когда оно все же состоялось, было встречено дружным шиканьем и насмешками. Матерный анекдот о прачечной и Министерстве культуры тут же стал сетевым мемом – и, возможно, не зря – первые заявления и решения (в том числе и кадровые решения) свежеиспеченного министра «тянули» в лучшем случае все на ту же прачечную.

Фамилия будущего министра мне в сентябре не запомнилась, а вот внешность и поведение – вполне. В целом он показался мне человеком довольно неприятным, но и два положительных качества я не смог не отметить. Во-первых, даже выслушивая неприятные, а то и обидные слова, он, конечно же, злился на оппонента (это было заметно), но не спешил, как это бывает со многими и многими, возненавидеть его раз и навсегда (и это было видно тоже). Во-вторых, старался понять и осмыслить доводы противоположной стороны – и возражал (а частично и соглашался) именно тому, что выслушивал, не искажая в своих ответах и возражениях чужих слов или, как минимум, не искажая их сознательно… Что ж, оба этих качества должны пригодиться министру и на его посту – и, разумеется, терпение, чтобы не сказать смирение, потому что каждый его поступок и каждое слово толкуются сейчас превратно; а если даже не превратно, то непременно в худшую для него сторону. Создается впечатление, будто презумпция невиновности на Мединского не распространяется – и если он порой поведет себя глупо, то не потому, что все мы порой ведем себя глупо, а потому, что он таким уродился.

Показательна в этом смысле накладка на только что завершившемся Московском международном кинофестивале. Мединский должен был вручать приз прославленной Катрин Денев. Речь он соответствующую произнес, а вот сам по себе приз вручить ей забыл. Или, по его версии, не захотел обременять немолодую даму с огромным букетом в руках еще и 6-килограммовым призом – и вручил его ей лишь за сценой. Но кто ж ему – при всеобщем отношении к новому директору прачечной – поверит?

Столь же типичен и скандал с «Ленфильмом», на общее собрание которого министр откомандировал своего заместителя Ивана Демидова. Ситуация на «Ленфильме» (и вокруг него) тоже весьма характерна: студия отчаянно нуждается в деньгах – и на развитие, если по максимуму, и на простое продолжение собственного существования, если по минимуму. Запрашиваемая (у государства) сумма колеблется в разных проектах от полутора до трех миллиардов рублей. Меж тем, за спиной у нового председателя комитета по культуре петербургской мэрии маячит зловещая тень АФК «Система», готовой предоставить деньги – но только в обмен на вожделенную территорию в историческом центре города. Нервы натянуты, страсти кипят, - и вот, когда в ходе собрания выясняется, что уже признанный незаконным совет директоров киностудии по-прежнему функционирует, несколько режиссеров во главе с Александром Сокуровым демонстративно покидают собрание в самом его разгаре. «Нас разводят», - объясняют они свое решение. Ну, а кто их разводит? На этот счет у них нет никаких сомнений: министр культуры Мединский!

Третью (хронологически первую) неприятность принес министру конфликт с руководством НТВ по поводу демонстрации 22 июня скандального (прежде всего скандально слабого) фильма «Служу Советскому Союзу». Гендиректор НТВ Владимир Кулистиков не только отказал министру культуры в публично оглашенной просьбе не показывать фильм хотя бы в скорбный день, но и откликнулся издевательским стихотворением собственного сочинения. Мединский смолчал, а значит, стерпел, хотя, разумеется, затаил.

Власть министра культуры не то чтобы эфемерна, но очень неравномерно распределяется по подведомственным ему областям. Скажем, в библиотечном деле он царь и бог, в музейном и театральном в общем-то тоже (хотя здесь его полномочия ограничены личным авторитетом отдельных деятелей культуры), писателям он (кстати, и сам писатель) и вовсе не указ. С кинематографом ситуация смешанная: министр может и должен серьезнейшим образом влиять и на кинопроизводство, и на кинопрокат с государственных (и государственнически) позиций, однако у независимых по самоопределению продюсеров имеются и альтернативные источники финансирования, в том числе (и в первую очередь) зарубежные. Здесь, грубо говоря, существует свобода выбора или, вернее, свобода маневра. Поэтому за взаимоотношениями министра Мединского с деятелями киноискусства следить особенно интересно. Да и складываются эти взаимоотношения весьма непросто.

Виктор ТОПОРОВ

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".