Статья
1345 21 ноября 2010 10:39

Новый политический класс

Центр социально-консервативной политики совместно с политическими клубами партии «Единая Россия» провел в Москве общероссийскую конференцию по вопросам идеологии российского консерватизма на тему «Современная политика России и новый политический класс России». Дискуссия велась на четырех секциях: идеология развития страны; устойчивое развитие и модернизация; стиль жизни, комфортные условия для граждан; русский мир и внешняя политика России.

Конференция является своего рода стартовой площадкой для подготовки новых предвыборных программных установок «Единой России» к федеральной кампании 2011-2012 годов.

«Это будет серьезная кампания, которая подведет итоги определенного этапа развития страны, а впереди у нас новая программа по модернизации страны, и для «Единой России» очень важно подтвердить свой статус-кво», - отметил заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов. «Мы считаем, что идеологическое обеспечение партии должно быть переведено на более качественный уровень, потому что съезд, заявивший программу партии, идеологию, ценностные ориентиры, прошел, но не везде партия в полной степени использует возможности идеологической работы, а это тот потенциал, который создает нам преимущество по сравнению с другими политическими силами», - считает он.

Тема модернизации - лейтмотив политического дискурса российской политической мысли. Участники конференции убеждены, что преобразования будут устойчивыми и долгосрочно результативными только, если в их основе будут базисные ценности – ценности российского консерватизма, сообщили «Актуальным комментариям» в пресс-службе форума. Среди базовых ценностей значатся мораль и нравственность, свобода и права личности, культура и вера предков, уважение к законно полученной собственности и другие.

Помимо экспертов, традиционно участвующих в дискуссиях ЦСКП, на конференции собрались представители большинства регионов страны, а также молодые кадры из Школы российской политики.

«Для того чтобы обеспечить преемственность власти, чтобы обеспечить общий курс продолжения развития важно, чтобы политическая команда страны получала пополнение, и помимо профессиональных подходов очень важно умение участвовать в дискуссии и проводить идеологию российского консерватизма, устойчивого развития страны. Эти ребята будут серьезной опорой для нас в предстоящей избирательной кампании», - отметил Юрий Шувалов.

Комментарии экспертов

Буквально на прошлой неделе британское правительство заявило, что «индекс счастья» будет одним из основных параметров, по которым будет оцениваться работа правительства и местных органов власти.

Год назад до этого, на совещании президента Франции Николя Саркози с группой лауреатов Нобелевской премии в области экономики, было обозначено, что экономике должно быть придано большее количество субъективных характеристик, которые характеризуют как люди живут. Не просто каковы абстрактные макроэкономические показатели, а то как в конечно итоге они реализуются в уровень жизни. Исходя из этого сейчас считается не просто ВВП, а ВВП в соответствии с паритетом покупаемой способности, интересует не сколько производится, а сколько люди могут купить. К тому же мы должны еще понимать, что иметь и быть – разные вещи. Иметь – это экономика, быть – социология, и в том числе, наша секция.

К тому же, я считаю, что эта тема имеет очень большое значение с точки зрения политической, поскольку мне кажется, что за этот год преобразований в области экономики сделать будет трудно, а в области социальной модернизации сделать будет возможно.

Социальная модернизация, т.у. улучшение качества жизни, в том числе средней продолжительности жизни, должно быть одной из главных идей избирательной компании Единой России на следующий цикл.

Здесь есть несколько элементов.

90е годы – эпоха культа гламура. Гламур – культ подлости, его смысл – бессмысленное прожигание украденных денег. Стали говорить, что гламур умер, в связи с кризисом. Нет, не умер, этот враг России еще живуч, поскольку место свободное. Оно оказалось таак и не замещено культом трудовой морали. Мы должны перейти от культа ночного клуба с его бандитами проститутками, к культу честного профессионального труда, главным героем которого является человек, социально активный гражданин который способен быть счастливым сам и сделать счастливым близких себе людей.

Мы должны серьезно пересмотреть само понимание досуга. В соответствии с идеологией гламура, которая является реальной правящей идеологией в современной России, досуг – это время прожигания жизни и разрушения всего, что только возможно, разрушения своего здоровья, разрушение институтов, разрушение физическое.

Мы должны прийти к пониманию досуга, как времени для истинной свободы, времени самореализации, саморазвития, духовного самосовершенствования. В этом, мне кажется, состоит понимание досуга как свободного времени.

Из гламура вытекают наркотические формы потребления. Среди них важнейшими являются тяжелые наркотики (афганский героин и синтетические наркотики), это водка, главный убийца русского народа (цена водки по сравнению с советским временем снижена в четыре раза), пиво, энергетические напитки, сверхпотребление табака. Кроме того, нам необходимо  изменить атмосферу в обществе от агрессивной ненависти друг к другу, символом чего являются наши договори и блогосфера в интернете. Мы должны перейти к более благожелательному обществу. Россияне должны заново научится улыбаться друг другу. Вот мне кажется одна из наших, пусть не самых политических, задач.

Таким образом политическое и духовное здоровье России, т.е. социальная модернизация, должна стать главной идеей нашей избирательной компании.

Соответственно это не только борьба с чем-то, это формирование позитивного образа, прежде всего здорового образа жизни. Поэтому я полагаю что Единая Россия должна отказаться от наиболее вредных привычек.

Во-первых больше улыбаться, в том числе избирателям, во-вторых, отказаться от водки по идеологическим причинам, до той поры пока в России в два раза не снимется потребление алкоголя.

Многие полагают, что в России все пьют водку. Это не так. Согласно последней социологии в России 25% вообще не пьющих.

Если посмотреть стиль жизни современной деревни, 50% - алкоголики, 50% не пьют, трудятся с утра до зари, они представляют основную… Ну и 25% еще в деревне только ночуют, а работают в соседнем городе.

Мне кажется, что эти 50% и есть наши избиратели, а алкоголики – они все равно будут голосовать за Жириновского. Поэтому нам есть смысл с ними бороться.

Говоря о личности, мы в первую очередь должны подразумевать систему ценностных ориентиров, образование и воспитание. К сожалению, сегодня этим вопросам уделяется крайне мало внимания. На протяжении 20 последних лет никто не работал над воспитанием личности. Более того, система образования, культура и СМИ занимались девальваций ценностных ориентиров, работали на то, чтобы вымыть у народа ощущение патриотизма. В итоге даже семейные ценности оказались под угрозой полной утраты. Это произошло не потому, что в стране появилась эфемерная «полная» свобода. Просто под понятием «свобода» тиражировались совершенно иные понятия.

Ильин говорил: «Если в народе нет здорового правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений. Человек без чувства ответственности и чести не способен ни к личному, ни к общественному самоуправлению, а потому и не способен к демократии». К сожалению, мы вынуждены констатировать, что сегодня у общества отсутствует четко выстроенный вектор ценностных ориентиров. Два года назад, Президент в своем Послании начал разговор о патриотизме, нравственности и духовности. Однако ни общество, ни СМИ этот тезис не подхватили.  Сегодня, как оказывается, нам не нужны молодежные патриотические движения с активной гражданской позицией, но нужны, в том числе, в большей степени права сексуальных меньшинств.

Функции государства многогранны. Они экономические, социальные, охранительные, правовые, образовательные, культурные и т.д. Но государство вынуждено и обязано делать выбор приоритетов. В 2000-х годах мы вынуждены были заботиться о сохранении суверенитета, создания правовых институтов. Были заложены институциональные рамки государственного строительства. Сегодня, когда мы успешно решили задачи внешней безопасности, нашей институциональной оформленности, нам нужно заняться вопросами воспитания и культуры. Необходимо выбрать новые приоритеты и заняться на государственном уровне вопросами воспитания личности и гражданина.

Как консервативная партия, «Единая Россия» должна озаботиться нравственными ориентирами общества. Необходимо на государственном уровне придать официальный статус концепции духовно-нравственного воспитания. Если школу будут покидать молодые люди, которые не будут чувствовать себя сопричастными с судьбой своей страны, и их будут волновать только проблемы конкуренции любой ценой, то мы не сможем решить задачи модернизации. Государство должно заявить приоритет воспитания личности и гражданина, оно ответственно за то, какую личность но формирует.

Мы считаем, что программу патриотического воспитания, принятую правительством, необходимо конкретизировать. Она не должна быть размытой по всем ведомствам. Нужно решить проблему преподавания истории в школе, еще раз обратиться к вопросу единого государственного учебника по истории. Мы также предлагаем подумать о формировании новых традиций, в том числе, праздновании 4 ноября, например, через пропаганду национальных костюмов народов России. Необходимо заняться качеством духовной жизни человек, его эстетическим, культурным воспитанием. Сегодня худруки ведущих театров с трудом находят произведения современных авторов, в которых присутствует положительный герой.

Мы слишком увлеклись бытием. И забыли о том, что человек – это не просто биомасса. Человек живет чувствами и поступками. Наша задача как консервативной партии заключается в том, чтобы формировать личность, способную созидать, чьи личные успехи в конечном итоге приведут к успеху всей страны.

Последний год партия «Единая Россия» посвятила тому, что сама для себя наконец-то объяснила понятие консерватизма, и теперь, по крайней мере, для нас, это не является чем-то удивительным, кричащим. Напомню, еще год назад, когда принималось решение об объявлении в программном документе партии нашей идеологией российского консерватизма, способность этой идеи выжить и внедриться в умы общественности вызывало серьезные сомнения. Делая этот шаг, мы опасались, не потеряем ли мы электорат, не совершим ли мы политическую ошибку, связанную с двумя важными факторами, которые нам, конечно же, пришлось объяснять.

Первый фактор. Слово «консерватизм» имеет негативное звучание в современном русском политическом языке, это негативное звучание формировалось в течении десятилетий, оно равнялось слову «реакционер». Нам еще придется, мы понимаем, это слово отвоевывать.
Второй фактор. Тренд консерватизма не очень  вяжется с трендом модернизации, который объявлен президентом. В политологии, где консерватизм – идеология, а модернизация – процесс, это разные понятия, но в общественном понятии консерватизм и модернизация стоят бок-о-бок: под модернизацией подразумевается поиск новых решений, а под консерватизмом – консервация старого.

Мы  потратили это год на то, чтобы  объяснить, что в нашем понимании  консерватизм и модернизация явно продвинулись на пути внедрения в общественное сознание.

Я хотел бы сказать о другом, о  важном. О соотношении понятий консерватизм и демократия. Для современной российской действительности консерватизм и демократия становятся синонимами.

Здесь уже обозначена противостоящая нам  идеология. Когда говорится «либерализм», «либеральная демократия», то имеется в виду не либеральное  крыло консервативной партии, а деятельность тех радикальных либералов, которые находятся за пределами нашей партии. Ими ставятся совершенно иные политические цели и в само значение либерализма вкладываются совершенно особые понятия: не отстаивание прав и свобод человека, а создание некого либерального режима в нашей стране.

Точно также, когда  говорится о  социалистах, то имеются в виду не те, кто выступает за социальную справедливость, за социальность внутри нашей партии, а те кто выступает  под знаменами левых партий, т.е. реально борется за социалистическое общество как таковое.
На  сегодняшний день выбор между  основными идеологиями, который  лежит перед российским народом таков: проводить ли модернизацию демократическим  или авторитарным путем. Только консервативный выбор может обеспечить сохранение демократии и проведение модернизации демократическим путем.

Консервативная  идеология – это идеология, опирающаяся  на традицию, т.е. на позицию и взгляды  большинства. Если мы взглянем на программные предложения, с которыми выступают наши либеральные оппоненты, наши социалистические оппоненты мы поймем, что реализовать это можно только как реализацию целей и задач политических меньшинств, что неизбежно будет означать необходимость усиления роли государства, усиление диктаторских полномочий государства при проведении подобного рода преобразований.

На  сегодняшний день одна из серьезнейших проблем России – это проблема отрыва крупнейших мегаполисов, таких  как Москва, Санкт-Петербург, от значительной части России, отрыва в технологическом развитии, отрыва по проблемам, отрыва в социальном уровне развития. Сегодня либеральные идеологи в первую очередь, выдвигая свои проекты, связанные с резким сокращением вмешательства государства в экономику, резким сокращением государственных гарантий в социальной, трудовой сфере, исходят из того уровня, который достигнут крупнейшими мегаполисами. Они представляют современного работника как работника, находящегося в постиндустриальной стадии развития.

Между тем значительная часть работников находится в индустриальной, а некоторые даже в доиндустриальной стадии развития. Значительная часть наших территорий нуждается в существенной социальной опеке, социальной поддержке государства. Таким образом, попытка выстроить социальную и экономическую систему страны, исходя из уровня понимания того, что либералы считают авангардом, будет означать неизбежное навязывание этих авангардистских подходов остальному населению.

Я хочу напомнить, что 90-е годы тому яркий  пример. Казалось бы, был безбрежный либерализм, казалось бы, не было столь активного вмешательства государства в политическую сферу. И, тем не менее, в силу того, что росли социальные протесты, государство все больше и больше превращалось в полицейское, оно общалось с населением в основанном методом сдерживания, в основном методом угроз применения силы в отношении протестных выступлений, повсеместно происходивших.

Власть большинства  - это демократия. Прежде всего, не все люди готовы заниматься властью, есть огромное количество людей, которые очень хорошо живут без  власти, без того чтобы ею заниматься. Они просто живут. У них есть хобби, семья, работа, увлечения. И в это пространство, которое называется власть, они бы век не входили, если бы эта власть их не доставала. В данной ситуации мы должны понимать, что такое большинство. Мы с вами вычленяемся в несколько иной сектор.

Давайте начнем с признанных авторитетов, например с Николая Бердяева. Бердяев в  свое время написал «Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает». Это цитата из работы «Проблема человека».

Когда личность может реализовываться? Личность может реализовываться только в относительно безопасных условиях. И поэтому задача наша с вами попытаться создать эти условия. Я в Государственной думе говорил, что случилось позорнейшее событие – это убийство детей, убийство 12 человек. Если бы это убийство бы совершил один человек, один сумасшедший, то извините за цинизм, я еще в какой-то степени понимаю. Но то, когда это явление было совершено группой, то в данной ситуации это требует другого анализа. Задача государства заключается в создании безопасного условий.

Вообще  личная свобода человека и его социальная активность взаимосвязаны теснейшим образом. Чем более человек лично свободен, тем более активно он стремится определить свою судьбу, улучшить свою жизнь и тем самым более участвует в жизни общественной, поскольку неотрывен от общества и является его частью. Необходимо добиться следующих вещей: осознания обществом своих интересов и осознания личностью своих интересов.

Нам с  вами очень важно пытаться сформировать у человека адекватное понимание  своих интересов и помочь сформировать это понимание личных интересов в направлении того, что человек должен быть лично свободен, что он должен стремиться определять свою судьбу, он должен работать над улучшением своей жизни.

Следующее: наличие духовных вещей. Информированности, достойного уровня образования, культуры и, наконец, материальных возможностей.
На конференциях такого родам нам нужно будет научится глубоко и серьезно рассуждать с  точки зрения донесения категорий и механизмов демократии до людей, которые с нами готовы сотрудничать. При этом ближайшая формула отторжения будет связана не с активным сопротивлением, а с невосприятием на уровне «да идите вы к черту», и, соответственно, дискуссия будет переходить в другие форматы общения, я имею ввиду такой способ коммуникаций как интернет, а также общение в рамках партийных клубов.

Основной смысл проведения подобных конференций заключается в поддержании традиции собирать на партийных площадках такие ежегодные большие форумы, на которых обсуждается идеология.

Мы уже несколько лет говорим об «идеологии современного российского консерватизма». Для Центра социально-консервативной политики как для партийной структуры, которая вырабатывает идеологию партии, очень важным является проведение этого форума.

На эту встречу мы пригласили выпускников Школы российской политики. Это новый проект партии, который разработан и реализован Центром социально-консервативной политики. На протяжении полутора лет в нем приняли участие более ста человек. Сейчас эта сотня объединилась в одну общественную организацию «Выпускники школы российской политики» и очень старается, чтобы те знания, которые она приобрела в результате общения с различными политиками, журналистами и экспертами, удалось применить в жизни. Для нас очень важен такой взаимный обмен опытом и региональными подходами, потому что у нас - большая страна, и в разных регионах к решению одних и тех же проблем вырабатываются разные подходы.

При всем при этом, идеология партии сейчас для нас становится реальным инструментом политической работы. Если год назад на XI съезде партии мы принимали программный документ, и он был утвержден партийным форумом, то сейчас приходит время, когда мы должны научиться использовать и разрабатывать методические рекомендации к использованию идеологии для победы в дебатах, для отстаивания своих позиций и привлечения единомышленников.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".