Комментарий
2602 22 августа 2014 15:27

Нужны ли мы НАСА

Юрий Караш писательЮрий Караш

Юрий Караш
писательЮрий Караш

НАСА в ближайшее время может объявить о заключении нового контракта с одной из американских фирм на строительство «челнока» для доставки астронавтов на борт Международной космической станции (МКС).

Об этом сообщает Washington Post. Сейчас транспортировкой астронавтов на орбитальный комплекс занимается российская сторона.

Реализуемы ли планы космического ведомства США и как это может сказаться на российско-американском космическом сотрудничестве «Актуальные комментарии» спросили у член-корреспондента Российской Академии космонавтики им.Циолковского Юрия Караша:

- В настоящее время в Соединённых Штатах разрабатываются четыре новых типа пилотирования космических корабля. Это, в первую очередь, конечно, «Дракон», который разработан компанией SpaceX. Он уже благополучно летает к МКС, правда, в автоматическом варианте. Cейчас разрабатывается его пилотируемая версия, рассчитанная на шесть человек. Вдвое превышает «Союз» по пассажиро-вместимости. Видимо, его пилотируемая версия отправится в космос уже через полтора года.

Кроме того, разрабатываются мини-челнок Dream Chaser, корабль CST-100 компании Boeing и корабль «Орион» - это уже непосредственно NASA. То есть, четыре новых типа корабля. «Дракон», видимо, будет летать в космос с помощью разработанного и построенного компанией SpaceX носителя Falcon-9. Что касается других космических кораблей типа «Орион», видимо, что это будет «Атлас-5».

- На Ваш взгляд, как скоро американцы смогут пересесть с российского космического транспорта на свои новые пилотируемые аппараты?

- У США есть все основания отказаться от космических кораблей России уже в течение ближайших двух лет. Это, конечно, не очень хорошие новости для России, потому что, Америка выплачивала нам до 70 миллионов долларов за полет одного американского астронавта, что, практически, полностью окупало старт «Союза».

- Что ожидает российско-американское космическое сотрудничество?

- Российско-американское сотрудничество без Америки теряет смысл. К сожалению, это является достаточно ожидаемым вариантом развития событий. Потому что, как показывает история советско-российско-американского сотрудничества в космосе, данное сотрудничество реализуется при наличии трёх условий.

Первое – благоприятный политический климат. «Аполлон-Союз» родился на волне международной политической разрядки. Вспомните программы МКС. Россия была приглашена туда, опять же, на гребне окончания «холодной» войны.

Второе условие – это когда Россия может внести в проект что-то конкретное. Это либо техника, как «Аполлон-Союз», шаттл «Мир», либо технологии – это программа МКС, или свой опыт – опять же, это программа эксплуатации орбитального комплекса МКС и шаттл «Мир». На настоящее время мы уже не единственные, потому что китайцы могут тоже что-то внести.

Давайте теперь посмотрим на нынешнюю ситуацию. Российско-американская политика - хуже некуда. NASA нацелилась уже в дальний космос. Что Россия может дать Америке? Ничего, потому что корабли, ракетоносители «Союз», модули для околоземных станций - это то, что уже Америке не надо. Это для неё уже вчерашний или даже позавчерашний день. А у России больше ничего нет. Поэтому нет никакого ни политического, ни научно-технического смысла приглашать Россию в будущие крупные международные космические проекты с участием США и их союзников.

- Какие российские космические программы сейчас реализуются и планируются?

- Что касается нас. Для нас МКС – это, наверное, последний шанс обеспечить более или менее долговременное присутствие наших космонавтов на околоземной орбите, потому что после МКС вообще ничего не прослеживается. Возникают какие-то противоречивые мысли либо повторить программу «Аполлон», отправить российских космонавтов на Луну, либо построить космический мусорщик, либо защитить Землю от астероидов. Конечно, хорошая идея. Непонятно только - почему одна Россия будет их реализовывать? Как известно, космический мусор угрожает всем участникам космической деятельности, астероиды угрожают всем странам Земли. Получается, что одна Россия самая богатая, будет на это тратить деньги.

- Что может стать следующим шагом или прорывом в отечественном освоении космоса?

- У нас есть шансы сделать серьезный рывок вперед, осуществив собственный полет на Марс. Но для этого требуется наличие политической воли и готовность потратить в районе 30-40 миллиардов долларов.

Наша цель - дальний космос. За пределы лунной орбиты, вперёд. А в дальнем космосе самая реальная цель – это Марс. Всё остальное либо слишком далеко, либо слишком негостеприимно для нынешнего развития науки и техники. Для работы над дальним космическим полётом - полётом к Марсу, а не на Марс, - долететь и вернуться обратно, - Россия будет создавать принципиально новые технологии, принципиально новую технику. И потом она как партнёр может представлять интерес даже для тех стран, с которыми у неё есть политическое напряжение. Страны могут пойти на преодоление этих разногласий с Россией или отодвинуть эти разногласия в сторону, потому что им будет интересно сотрудничать с РФ как с партнёром.

Сейчас прекрасный момент для того, чтобы, наконец, задать самим себе вопрос: можем ли мы сами, без чьей-либо помощи развивать космические программы? Важно собрать в кулак волю, знания, ресурсы и решительно действовать. У нас пять или шесть лет существует «Сколково». Пора спросить: а что вы делаете? Пора взлетать!

Не избавившись от негатива, к позитиву не придёшь. А чтобы избавиться от негатива, нужно всё называть своими именами: единственное, что мы можем - довезти людей до МКС. Через полтора года у американцев уже будет несколько кораблей, которые смогут это сделать. А наши «Союзы» будут как раритетные автомобили на автошоу.

Специально для «Актуальных комментариев» Наталья Захарова.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".