Статья
4301
28 апреля 2018 18:18
О путающих малое с великим
Сульпиций Север в «Житии святого Мартина, епископа и исповедника» делает меланхолическую оговорку:«...Дабы не путать малое с великим, — хотя это и характерно для нашего века, в котором уже все испорчено и повреждено и чуть ли не исключением является тот первосвященник, который не раболепствует постоянно перед светской властью...»
Написано в последний год четвертого века. Еще одна иллюстрация того, о чем и было сказано:
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. (Екклезиаст, 1, 9-10)
Несколько слов об упомянутых тут деятелях. Епископ Мартин Турский почитается и западными церквами, и православными. Особенно он любим во Франции, где и творил свои добрые дела и чудеса во второй половине четвертого века. Епископом Тура его сделали путем обмана — Мартин хотел вести отшельническую жизнь и о сане не помышлял, но так сильно полюбился он горожанам, что они выманили его из пустыни под предлогом моления о какой-то болящей, и обратно уже не отпустили.
Среди многочисленных чудес Мартина было и такое: когда он пытался обратить в истинную веру племя язычников, те, упорствуя в языческом пороке, положили его под наклонившуюся сосну, и начали ее рубить. Монахи, мартиновы сподвижники, молились в стороне, предвидя неминуемую гибель наставника, а с обратной, безопасной стороны, стояло все дерзкое племя. Но сосна, вопреки законам природы, упала не на Мартина, а рядом с язычниками (но, как пишет агиограф, молениями святого никого не покалечила). Надо ли говорить, что все племя немедленно обратилось в истинную веру.
Сульпиций Север также почитается христианами. Он был римским воином, но отказался однажды выйти на врага — взбунтовавшееся галльское племя — с оружием в руках, говоря, что пойдет лишь с крестом. Из безнадежной ситуации — быть убитым либо галлами, либо самими римлянами, за измену — его выручило нежданное обстоятельство: наутро галлы запросили мира. И сам Север, и многие его товарищи увидели в том руку Господа, и еще больше укрепились в вере те, кто уже пришел к ней, а иные обратились.
Раскаявшись в увлечении модным тогда учением богослова Пелагия, которое церковь осудила как ересь, Сульпиций Север принял обет безмолвия, и до конца дней своих не изрек более ни звука. И так, в тишине монашеской кельи, отточилось перо аквитанского хрониста и агиографа, автора житийных текстов и бесед.
Упомянутое замечание относится к императору Максиму, в царствование которого «расцвела низкая лесть, а достоинство священнического сана подвергалось унижению», как о том сообщает Север. Не раз и не два повторится такое впоследствии, и всякий раз современники будут считать это делом новым и прежде невиданным, потому что...
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. (Еккл. 1-11)
Андрей Шухов специально для «Актуальных комментариев».
*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции