Комментарий
10 Ноября 2014 18:04

О выходе из политической напряженности между Россией и США

Сергей Марков политологСергей Марков

Сергей Марков
политологСергей Марков

Президент РФ Владимир Путин на заседании делового саммита АТЭС в Пекине высказался относительно перспектив российско-китайского сотрудничества. Речь шла, прежде всего, об экономике и финансах. Глава государства отметил, что спекулятивные прыжки курса рубля скоро должны прекратиться, они не связаны с фундаментальными экономическими факторами.

Подробнее — в материале «Путин рассказал о перспективах российской экономики».

Политолог, проректор РЭУ им. Плеханова, член ОП РФ Сергей Марков в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о проблемах в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, гибридной войне против России и возможной встрече Владимира Путина с Бараком Обамой.

«На сегодняшний день у нас складываются очень сложные отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Они нас совершенно не удовлетворяют.

Владимир Путин четко сказал, что у нас на данный момент слабо развито экономическое сотрудничество. И хотя у России есть огромный потенциал для сотрудничества, мы почти не задействованы в том бурном экономическом росте, который идет в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Связано это с тем, что у нас недостаточно четко определены факторы экономического роста. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона главным фактором роста являются иностранные инвестиции в не очень дешевую рабочую силу: сначала это была дешевая японская рабочая сила, затем южно-корейская, далее китайская, а потом и дешевая малайзийская и индонезийская рабочая сила. Так или иначе, это был главный инструмент. У нас дешевой рабочей силы нет сейчас, поэтому этот фактор не работает.

Дело в том, что дешевая рабочая сила возникает не только из-за низких зарплат, но и из-за очень высокой плотности населения. А у нас, наоборот, на Дальнем Востоке очень серьезная демографическая плешь. Поэтому переизбытка дешевой рабочей силы у нас никоим образом нет.

Второй фактор, который начинает работать после первого, — это активная промышленная политика. Именно активная промышленная политика была главным инструментом и в Японии, и в Южной Корее, и сейчас уже в Китае. А у нас опять-таки нет активной промышленной политики из-за того, что экономическим блоком на протяжении всех этих лет управляет узкий круг людей, которые отрицают активную роль государства в развитии промышленного сектора экономики.

Третий фактор — это крупные корпорации и их социально-патриотическое ответственное поведение. К этим крупным корпорациям можно отнести японские, южно-корейские, китайские, которые так или иначе выступают драйверами роста и развития.

Поэтому я считаю, на сегодняшний момент у нас есть возможность продуктивного экономического сотрудничества, но пока только в сырьевой отрасли. А в то время, как в высокотехнологичных отраслях или даже среднетехнологичных (там, где руками делают, а не просто добывают из земли) у нас больших корпораций нет, так как они были разгромлены и раздроблены, по сути дела, по указке из конкурирующих центров. То есть, условно говоря, из Лондона и Нью-Йорка приказали в свое время раздробить авиакомпании, раздробить авиастроителей с тем, чтобы у них самих были крупные корпорации, в то время как конкурент в лице России был уничтожен.

В рамках существующей парадигмы, когда из Лондона и Нью-Йорка диктовали запрет на крупные российские корпорации в высокотехнологичных отраслях и когда был введен запрет на собственную промышленную политику, подключиться к такому экономическому росту невозможно.

Поэтому в итоге имеется противоречие — с одной стороны, перед Россией стоит задача подключить российский Дальний Восток к бурному экономическому росту Тихоокеанского региона. А с другой стороны, исполнители проигнорировали все те инструменты, которые могли привести к созданию благоприятной экономической обстановки на Дальнем Востоке. Напротив, были созданы условия, которые привели этот регион только к параличу и депопуляции.

Возвращаясь к самому саммиту, могу сказать, что вся политическая элита Тихоокеанского региона (кроме Австралии) активно участвует в гибридной войне против России. Но бизнес, в том числе австралийский, хотел бы продолжать поставлять говядину в Россию, как, впрочем, и всю остальную продукцию. Поэтому я полагаю, что несмотря на неблагоприятную политическую обстановку, сложившуюся вокруг России, в плане экономического и инвестиционного сотрудничества со странами Азии не должно возникнуть существенных препятствий. Ведь саммит АТЭС — это диалог не столько с лидерами, сколько с бизнес-сообществом. Когда Путин выступал на саммите, в этом огромном зале большинство слушателей составляли именно предприниматели и бизнесмены, которых в первую очередь волнуют экономические, а не политические отношения с Россией.

Еще одна важная составляющая этого саммита — это возможная встреча Владимира Путина с Бараком Обамой. Я полагаю, что конструктивный диалог между ними сейчас возможен, так как ситуация в мире сильно изменилась и Обама в ней потерпел поражение. Думаю, что он был бы готов выйти на какой-то компромиссный вариант и заключить некое перемирие с Россией. Однако Россия настроена на нейтральный диалог с Бараком Обамой.

Барак Обама — не реалист, с которым можно торговаться "ты — мне, я — тебе". Он прежде всего миссионер, идеалист, который требует, чтобы к его принципам и идеям проявляли уважение. Россия на протяжении многих лет такого уважения не проявляла, а, наоборот, вела пропагандистскую кампанию по унижению Барака Обамы. А нужно проявить уважение к его принципам, и я думаю, что можно было бы найти компромисс.

Выход из сложившейся политической напряженности между Россией и США, я думаю, возможен. Но возможен он не на основе уступок с российской стороны, а на основе определенных принципов. Это прежде всего принцип перерыва, на котором построена политическая система США и Германии по американским лекалам, когда можно предложить для Украины немецкий вариант федерализма. Если такой диалог в рамках саммита состоится, то это может поспособствовать не только разрешению украинского кризиса, но и восстановлению нормальных отношений между Россией и США».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".