Статья
4 Января 2009 0:30

О.Гончаренко: Итоги 2008 года

<p>«Актуальные комментарии» вместе с ведущими российскими политологами и
экспертами подводят итоги 2008 года и предлагают прогнозы на новый 2009
год. Мнение эксперта ЦПКР по региональной политике Оксаны Гончаренко.</p>

<p><em>фотография Дениса Хохлова (с) </em><a href="http://www.denis-khokhlov.ru/"><em>http://www.denis-khokhlov.ru/</em></a></p>
Комментарии экспертов
<p>Региональная политика Центра в 2008 г. характеризовалась преемственностью по отношению к «курсу Путина». Ключевая цель осталась прежней — обеспечение стабильности и управляемости территорий. Основным инструментом ее достижения стала «консервативная» кадровая политика: отставки губернаторов зачастую носили вынужденный характер, затрагивая слабые с управленческой точки зрения фигуры (Николай Киселев (Архангельская область), Николай Колесов (Амурская область), Александр Черногоров (Ставропольский край), Мустафа Батдыев (Карачаево-Черкесия) и др.; исключением является Чукотка). Смена власти состоялась в 10 регионах (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Рязанская области, Ставропольский край, КЧР, Ингушетия и Хакасия, Чукотский АО). Тенденция к делегированию в регионы «варягов» получила продолжение (6 из 10 назначенных глав). Логика федерального выбора определялась стремлением обеспечить лояльность и повысить эффективность управления. Ключевым вопросом федеральной политики остается отсутствие единой и «прозрачной» системы четких критериев отбора кандидатур на губернаторские посты, и ответ на этот вопрос пока не найден.</p>

<p>Сохранил актуальность курс на усиление федерального контроля над деятельностью глав регионов и муниципалитетов (прежде всего, в сфере расходования бюджетных средств), а также на проведение начатых во время президентства Владимира Путина реформ (МСУ, ЖКХ). Однако система оценки эффективности работы губернаторов в полной мере пока не заработала, перечень критериев, вероятно, еще претерпит изменения, и судить о том, насколько она соответствует поставленным задачам, преждевременно. Преобразования в сфере местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства идут медленно не только из-за недостаточности финансирования, но и в силу низкой заинтересованности администраций субъектов: как показала практика 2008 г., губернаторы зачастую стремятся «переложить» эти проблемы на муниципальный уровень власти, т.к. не заинтересованы в дополнительных бюджетных расходах. Вместе с тем, ужесточение ответственности региональных властей за развитие социально-экономической ситуации может стимулировать их к более активным действиям в сфере проведения объективно необходимых реформ.</p>

<p>Основные направления региональной политики в 2009 г. будут связаны с реализацией инициатив Дмитрия Медведева в сфере укрепления демократических институтов (повышение роли партий и представительных органов на региональном и муниципальном уровне, в том числе, в связи с изменением порядка наделения полномочиями региональных глав), проведением реформ МСУ и ЖКХ, а также с необходимостью преодоления последствий экономического кризиса. Неблагоприятная экономическая конъюнктура позволяет прогнозировать, что одна из ключевых задач региональной политики — «выравнивание» территорий по уровню социально-экономического развития — в обозримой перспективе решена не будет.</p>

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".