Комментарий
1540 6 июня 2013 11:20

О работе президиума Генсовета

Алексей Чеснаков политологАлексей Чеснаков

Алексей Чеснаков
политологАлексей Чеснаков

Президиум Генcовета «Единой России» - своеобразное партийное Политбюро. Однако, к сожалению, даже при поверхностном сравнении работы президиума не возникает никаких содержательных аналогий с этим органом компартии, в свое время принимающим самые важные политические решения в жизни страны. А при серьезном анализе, Политбюро существенно выигрывает по большинству параметров.

В отличие от старого Политбюро ЦК КПСС, президиум Генсовета российской правящей партии не обладает достаточным и сколько-нибудь заметным влиянием на жизнь страны.

Более того, несмотря на произошедшее год назад расширение уставного функционала, реальные его полномочия постоянно сокращаются. Мимо него проходят незамеченными большинство содержательных вопросов, приоритетных законопроектов, политических и резонансных дел. По умолчанию за президиумом  остаются лишь согласование технических вопросов и кадровых назначений и довольно узкие темы внутрипартийной жизни.

В итоге, за последний год президиум превратился в декоративную конструкцию.

Причин подобного положения дел, конечно же, несколько, но главная - показательное пренебрежение коллективным партийным решением.

Мне кажется необходимым рассмотреть работу президиума по четырем параметрам:  кадровому, функциональному, организационному и его связи с председателем.

Во-первых, неэффективна система комплектования и подбора его  кадрового состава. К сожалению, в президиум не входят самые статусные партийные кадры, занимающие ключевые посты в руководстве исполнительной и законодательной власти. Часть из них вообще не имеет связи с партийными структурами, а часть входит лишь в Высший Совет партии, который значительно потерял в политическом весе и собирается не так часто как нужно.

Между тем, без привлечения высокопоставленных партийцев к работе президиума никаких серьезных решений принимать он никогда не будет. Членом президиума в статусе заместителя секретаря генсовета должен стать по должности руководитель фракции «Единой России» в Госдуме. Возможно, заместителем секретаря должен стать один из министров правительства, который в партийной иерархии отвечал  бы за ее связь с Кабинетом. Следует также по должности вводить в президиум руководителя исполкома партии.

Решение о применении в отношении президиума пропорциональный квоты для региональных и первичных отделений явно было не продумано и не до конца реализовано. Сегодня эти яркие и неравнодушные люди, вполне способные работать на уровне всей партии и даже рвущиеся к такой работе, чувствуют себя никому ненужным «довеском» к именитым депутатам-однопартийцам.

Во-вторых, налицо несоответствие уставного и реального функционала президиума. По уставу политический функционал у президиума достаточно обширный. Однако, он им почти никак не пользуется. Не потому, что на этот счет есть какое-то решение «наверху». Сам президиум в целом не может и не хочет идти на политические шаги. Чего, кстати, не скажешь об отдельных членах президиума, хорошо понимающих как пользоваться такими инструментами, но не имеющими достаточного веса для изменения положения всего коллектива. В результате складывается странная ситуация.

Президиум показательно не рассматривает никаких важных политических вопросов, в то время, когда политическая борьба обостряется. Достаточно проанализировать повестку дня заседаний за последний год работы, чтобы понять – никаких вопросов, которые имели бы важное или даже просто имиджевое значение для партии президиум не рассматривал, а если и рассматривал, то делал это крайне незаметно.

Не принимаются или принимаются постфактум решения по проблемам, о которых заявляет президент. Не вспоминается за последнее время сколько-нибудь заметных случаев, когда президиум обратился с предложением (или инициативой) к главе государства или председателю правительства. Ни о какой стратегической поддержке главы государства и председателя правительства в такой ситуации речь вообще не идет. Ведь правящая партия таким поведением не расширяет, а явно сокращает им необходимое пространство для политического маневра.  

В-третьих, плохая организация работы президиума. Заседания его проводятся нерегулярно и не придают работе партии столь необходимую содержательность, системность и динамику.

Периодичность заседаний. Для тех, кто считает, что значение этого показателя не показательно. (Извините за каламбур.) Хотелось бы напомнить, что по данным секретаря ЦК КПСС Олега Шенина, в 1985 году Политбюро собиралось 38 раз. В 1990-м – всего 9 раз. Вряд ли сокращение числа заседаний можно назвать причиной развала партии и страны, но расценивать эти цифры как хорошую иллюстрацию значения периодичности работы высшего политического органа, разумеется, допустимо.

Повестка дня. В свое время автор подвергся критике за предложение сделать заседания более частыми. Дескать, нет у нас такого количества проблем, которые необходимо рассматривать еженедельно. Но таких проблем огромное количество!

Это все проблемы, которые обсуждаются в обществе: реформа образования, механизмы инновационного развития страны, борьба с коррупцией и т.д. Я уже не говорю о тех законопроектах, которые вносили депутаты от «ЕР». К тому же президиум Генсовета должен быть не реактивным, а активным органом, не только реагировать на возникающие проблемы, но и сам формировать повестку дня, рассматривать и предлагать новые политические инициативы. Однако процедура формирования и согласования повестки дня заседаний построена не для того, чтобы помочь партии сформулировать внятную коллективную позицию, а для того, чтобы «не допустить утечек».  

И последнее. Президиум дистанцировался (или был специально дистанцирован) от председателя партии. За прошедший год после того, как Д.Медведев возглавил «Единую Россию» не удалось выработать не только комфортный, но эффективный формат взаимодействия председателя и президиума. В такой ситуации президиум   никогда не станет партийной «командой Медведева».
Наблюдаемая сегодня картина не идет на пользу ни партии, ни ее председателю.  Председателю партии иногда неплохо было бы принимать участие в заседаниях президиума. Не исключено, что в будущем именно председатель партии должен возглавлять ее Генсовет и президиум Генсовета. Это придало бы всей организационной конструкции законченный и логичный вид, избавило бы от искусственной конструкции «отстраненного председателя», в свое время созданной специально для непартийного лидера.

Некоторым партийцам и экспертам мой подход покажется острожным и неполным, а предложения – недостаточно радикальными. Кому-то явно будет недоставать оценок и характеристик конкретных персонажей. Еще раз подчеркну: проблемы «Единой России» - это не проблемы отдельных личностей и их стиля работы. Проблемы правящей партии -  в системных и содержательных ошибках, которые накапливаясь, деформируют ее политический стиль и в результате создают  условия для самоуничтожения.

Следующая статья – о региональной политике партии.
 

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".