Статья
1675 6 июля 2009 0:03

Обама в Москве: день первый

Состоялись переговоры президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Кремле. Россия и США подписали ряд документов, в том числе по СНВ, военному транзиту в Афганистан и сотрудничеству вооруженных сил.

В результате российско-американских переговоров на высшем уровне в Москве подписано совместное коммюнике о понимании по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ. Принято также совместное заявление президентов РФ и США по вопросу противоракетной обороны.

Предельные уровни для стратегических носителей президенты РФ и США определили так, чтобы через семь лет после вступления в силу договора эти уровни лежали бы в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов - в пределах 1500-1675 единиц. Об этом говорится в принятом  документе, озаглавленном "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ".

В документе отмечается, что "конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров, будут согласованы положения относительно подсчета этих предельных уровней".Будущий договор будет содержать "положение, касающееся определений, обмена данными, уведомлений, ликвидации, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия и транспаретности, в соответствующих случаях адаптированные, упрощенные и сделанные менее затратными по сравнению с договором по СНВ".

Президент США Барак Обама отмечает, что благодаря подписанию нового документа США и Россия значительно уменьшат свои ядерные потенциалы. "Эти соглашения, которые пойдут на смену соглашению СНВ, смогут уменьшить наши ядерные арсеналы на треть", - сказал Б.Обама на совместной пресс-конференции с президентом России Дмитрием Медведевым. При этом американский президент выразил надежду, что эти ядерные арсеналы будут уменьшены и в последующем.

В заявлении по вопросам ПРО говорится: "Россия и США планируют продолжить обсуждение, касающееся установления сотрудничества по реагированию на вызовы распространения баллистических ракет. Наши страны активизируют поиск оптимальных путей укрепления стратегических отношений на основе взаимного уважения и общих интересов", - говорится в заявлении.  Президенты сообщают, что поручили "нашим экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов 21 века и подготовить соответствующие рекомендации, имея в виду приоритетное использование политико-дипломатических методов". Одновременно, говорится в заявлении, эксперты "планируют провести совместный обзор всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств, позволяющих нам сотрудничать в мониторинге развития ракетных программ в мире".

"Наши эксперты активизируют диалог по созданию Центра обмена данными, который должен стать основой многостороннего режима уведомлений о ракетных пусках", - отмечается в заявлении. "РФ и США подтверждают готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, разделяющими оценки опасности глобального распространения баллистических ракет", - говорится в документе. Президенты двух стран призвали "все страны, обладающие ракетным потенциалом, воздержаться от шагов, способных привести к ракетному распространению и к подрыву региональной и глобальной стабильности".

Кроме того, стороны подписали соглашение между правительствами двух стран "О транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных сил США в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан".

Также подписан рамочный документ по развитию сотрудничества между Вооруженными Силами РФ и США и меморандум об утверждении Рабочего плана по совершенствованию военного сотрудничества между вооруженными силами двух стран на 2009 год.

Стороны приняли совместное заявление о сотрудничестве в ядерной сфере, а также совместное заявление по Афганистану.

Кроме того, принят Президентский план действий. Как сообщил ранее помощник президента РФ Сергей Приходько, План действий включает конкретные поручения всем заинтересованным ведомствам по конкретным направлениям торгово-экономического взаимодействия. Этот план, по его словам, должен стать основой для налаживания между Москвой и Вашингтоном межправительственного экономического диалога и создания соответствующей координационной структуры.

По итогам переговоров принято решение о создании российско-американской президентской комиссии по развитию сотрудничества. Координировать деятельность комиссии будут глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Комиссия будет заниматься всеми практическими сферами сотрудничества - от политического и экономического до гуманитарного.

Произведен обмен нотами по российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести.

Стороны также подписали меморандум между министерством здравоохранения и соцразвития РФ и министерством здравоохранения США.

Российская и американская стороны в ходе переговоров президентов в Кремле обменялись копиями ряда исторических документов, касающихся двусторонних отношений.

Позиция Россия по важнейшему вопросу ПРО и СНВ по которым приняты решения в ходе переговоров,  была озвучена накануне Д.Медведевым: Россия готова к реальному, эффективно проверяемому сокращению потолков боезарядов ниже уровня, предусмотренного Московским договором о СНП 2002 г. (это 1700-2200 единиц) и сокращению стратегических носителей до уровня в разы меньше, чем в истекающем Договоре о СНВ. Старт процессу заключения нового соглашения по СНВ был дан на лондонской встрече президентов 1 апреля. С тех пор прошло три полноформатных раунда официальных переговоров. Остается в силе  принципиальная позиция России о неразрывной связи стратегических наступательных и оборонительных вооружений, которая должна быть отражена в новом договоре, а также относительно несогласия с американскими планами создания глобальной ПРО. "В любом случае наши озабоченности в отношении третьего позиционного района в Европе должны быть сняты", - подчеркнул представитель Кремля. Есть и другие точки расхождения, которые сейчас обсуждаются сторонами, например - перспектива оснащения стратегических носителей неядерными боеголовками. "Понятно, что реализация таких планов негативным образом скажется на стратегической предсказуемости и стабильности", - отметил С.Приходько. По его мнению, США понимают необходимость увязки на предстоящих переговорах на высшем уровне проблем СНВ и ПРО. "Американские партнеры, на наш взгляд, понимают необходимость увязки вопроса о заключении нового договора по СНВ с вопросом о размещении третьего позиционного района американской ПРО в Европе", - сказал помощник президента РФ.

Вечером понедельника состоялся неформальный обед в честь президента США и его супруги.

Президент США Барак Обама находится в Росси с первым визитом после вступления в должность. Это уже вторая встреча лидеров РФ и США, личное знакомство Д.Медведева и Б.Обамы состоялось в начале апреля текущего года в Лондоне в рамках саммита "большой двадцатки".

Американского президента сопровождают супруга Мишель и две дочери - 11-летняя Малия, и 7-летняя Саша. Сразу по прибытии в российскую столицу Обама возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Когда президенты двух стран отправились на переговоры, С.Медведева и М.Обама, а также дочери американского президента Малия и Саша прошли в зимний сад Большого Кремлевского дворца, затем супруга российского лидера пригласила гостей на экскурсию. М.Обама и ее дочери смогли побывать в Оружейной палате, Алмазном фонде, Успенском соборе. Им показали коллекцию старинной коронационной одежды 16-18 веков, церковное облачение, древние государственные регалии и предметы парадных церемониалов. Внимание гостей привлекла коллекция экипажей - одна из самых значительных в мире. В завершение экскурсии супруги лидеров вышли на Соборную площадь, где недолго погуляли.

В рамках визита состоится также встреча Барака Обамы с главой российского правительства Владимиром Путиным. Кроме того, президент США встретится с представителями общественных организаций, бизнеса и студенчества. В преддверии встречи оба президента выразили оптимизм по поводу предстоящих переговоров. Д.Медведев заявил, что рассчитывает на результативность предстоящих переговоров в Москве с Б.Обамой. "И я, и мой американский коллега, я надеюсь, намерены провести насыщенные и полноценные переговоры. Надеюсь, что они закончатся результатом", - сказал президент РФ в своем видеоблоге.

В свою очередь, Б.Обама отметил, что у них с Д.Медведевым сложились очень хорошие отношения. "Думаю, мы с ним сумеем решить важные дела, как то определить рамки для нового соглашения, которое заменит Договор о сокращении наступательных вооружений, что уменьшит количество ядерных боеголовок с обеих сторон - российской и американской", - сказал президент США.

"Следующий день будет насыщен различными встречами и мероприятиями. Б.Обама проведет встречу с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, выступит на церемонии вручения дипломов студентам-экономистам, выпускникам Российской экономической школы, встретится с представителями российских общественных и политических организаций, а также вместе с Д.Медведевым - с участниками российско-американского бизнес-саммита, организуемого РСПП и Американской торговой палатой. Ожидается, что там соберется "цвет" российского и американского бизнеса, включая руководителей ряда ведущих компаний США", - сообщил помощник президента РФ С.Приходько.

Визит продлится до 8 июля, в этот день президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама отправятся в Италию на саммит "Большой восьмерки".

Россияне надеются, что после визита президента США Барака Обамы в Москву отношения двух стран улучшатся, при этом они не согласны на радикальное сокращение ядерных зарядов и носителей, пока существует угроза развертывания глобальной ПРО, свидетельствуют исследования социологов.В настоящее время каждый второй россиянин (49%) дает положительные оценки отношениям между Москвой и Вашингтоном: "дружественные, добрососедские, спокойные", 46% придерживаются противоположной точки зрения: "напряженные, прохладные" и даже "враждебные", сообщили "Интерфаксу" социологи "Левада-Центра" по результатам всероссийского опроса.Между тем относительное большинство россиян - 42% - ожидает, что после июльской встречи президентов РФ и США отношения двух стран улучшатся, 39% полагают, что они останутся прежними, и лишь 3% дают пессимистический прогноз.

Комментарии экспертов

Безусловно, то взаимное недоверие, которое в последнее время было в отношениях между двумя странами, касается обеих сторон. На самом деле серьёзных радикальных противоречий, наверное, за исключением споров о постсоветском пространстве, с США всерьёз нет. В то же время отсутствует и повестка дня, о которой можно было бы говорить, договариваться. Неслучайно сейчас повесткой дня взята тема разоружения, как самая бесконфликтная и не особенно значащая с точки зрения текущего мирового политического развития.

Поэтому визит интересен с точки зрения эмоционального фона, и здесь пока существует оптимизм. Что касается договорённостей, не секрет, что в последние дни стало ясно, что тема разоружений не такая бесконфликтная. Существует риск, что конкретных положений подписано не будет. Но для отношений это не хорошо и не плохо, потому что сегодня важнее эмоциональный фон и придумывание повестки дня, по которой Россия и США могли бы чаще встречаться.

Я думаю, что приоритеты должны заключаться в том, что США являются стратегическим партнёром России, и страны объединяет больше, чем разъединяет. И к любым попыткам противопоставления стран нужно относиться критически. Понятно, что у российского истеблишмента достаточно разума для того, чтобы не поддерживать сегодняшний северокорейский режим в его попытках инициировать конфликт в регионе.

Ситуация с Ираном более сложна, но пока взаимодействие России с Ираном не принесло Москвы никаких особых дивидендов. Тегеран отнюдь не является более удобным партнёром на международной арене, нежели Вашингтон.

Думаю, что Россию и США объединяет гораздо больше, чем разъединяет. И разногласия, которые возникают по острым, болезненным для обеих сторон темам, не должны затмевать понимание, что в общем картина будущего мира у России и США не так уж разнится между собой. Существенно меньше, нежели у стран, которые пытаются играть на российско-американских противоречиях.

Если на переговорах речь пойдет о создании комиссии Медведев-Обама, то это, конечно, отражает желание «перезапустить» отношения. Есть много достаточно болезненных вопросов, начиная от европейской безопасности, Ирана и заканчивая проблемами нераспространения, нынешним обострением афганско-пакистанского узла, ситуацией вокруг Северной Кореи. На самом деле это всё в значительной степени отражает приоритеты американской повестки дня.

Что касается России, для неё эти вопросы тоже существенны, но на первом месте, несомненно, стоит европейская безопасность и ПРО, а также поиск какого-то взаимопонимания относительно ситуации на постсоветском пространстве (я имею в виду и кавказский вопрос, и ситуацию в Азии), учитывая, что у России здесь есть собственные интересы и есть стратегия развития этого региона в рамках ШОС и в рамках взаимоотношений с Китаем.

Проблемы вооружений и разоружения тоже существенны, но это тот вопрос, по которому на сегодняшний день наиболее очевидны перспективы достижения договорённостей, но дальше нужно будет двигаться и по другим направлениям.

В принципе, если такая комиссия будет создана – это не какой-то прецедент, всё-таки близким форматом в своё время была комиссия Гор-Черномырдин. Есть и другие такие площадки. У нас был ещё так называемый формат «2 + 2»: министр обороны и министр иностранных дел (в случае со Штатами – госсекретарь).

Другое дело, что желание создать такую комиссию высокого уровню плюс не воспроизвести формат «вице-президент – премьер министр», а перенести всё на уровень президентов – мне кажется, что это в данном случае подчёркивает то, что Обама хотел бы лично вырабатывать стратегию взаимоотношений с Россией, даже в рамках своей администрации лично контролировать этот вопрос и хотел бы её выстраивать в том числе вокруг системы своих личных взаимоотношений с Медведевым. То, что у них устанавливается контакт, и что он надеется на этот контакт, он в своих интервью неоднократно повторял.

Мы видели, как он неоднозначно высказался в отношении Путина, и это встретило ответную реакцию. Видимо, это лишний раз подчёркивает, что Обама хотел бы иметь именно формат личных отношений с Медведевым, и ему воспроизведение того формата, который существовал раньше (то есть «вице-президент – премьер-министр»), видимо, не очень нравится. Я думаю, что в любом случае этот вопрос ещё будет обсуждаться. В любом случае большое значение имеет именно визит, переговоры, которые пройдут в Москве, о чём поговорит Обама с Медведевым. И, конечно, встреча с Путиным тоже будет иметь достаточно большое значение.

Сама идея такого прямого диалога высшего уровня, конечно, полезна для взаимоотношений. Но, с другой стороны, надо понимать, если президенты возглавляют такую группу высокого уровня, они не могут заниматься этим в постоянном режиме, и значительная часть черновой технической работы всё равно должна как-то осуществляться на уровне министерств, ведомств. Я думаю, что как окончательно оформится эта идея, видимо, ещё предстоит обсуждать в Москве и с Медведевым, и с Путиным.

Обама встретится с общественностью, он считает это для себя важным, его политика, в том числе внешняя политика, на сегодняшний день во многом строится на таком апеллировании к обществу, к различным сообществам. Достаточно вспомнить его последнюю каирскую речь, когда он обращался к мусульманскому миру. Понятно, что во время визита в Россию он, естественно, будет обращаться и к российскому обществу, и – более широко – ко всему постсоветскому пространству.

Другое дело, что общественная составляющая и диалог с различными сообществами – это одна из традиционных линий американской политики. Предыдущие президенты делали то же самое – кто-то больше, кто-то меньше.

В свете визита Обамы в Москву используется амбициозный термин «перезагрузка». На мой взгляд, он не отвечает предложенному американской стороной содержанию. Если мы говорим о конкретике, то вся конкретика – это сокращение ядерных вооружений, и даже тема ПРО, которая изначально как-то присутствовала в возможной повестке переговоров, сейчас из неё уже вышла. Обратите внимание на заявление Майкла Макфола, в котором он чётко сказал, что Америка не собирается вести какие-либо торги по поводу ПРО с Россией. Соответственно, ещё один предполагавшийся пункт выпадает.

А в чём тогда суть перезагрузки? Что тогда меняется? Каков предмет? Если перезагружаются отношения, это должно предполагать какие-то качественные изменения. На мой взгляд, качественным изменением был бы отказ США от намеренного поощрения и разжигания антироссийских настроений на постсоветском пространстве. Для меня это было бы сигналом того, что перезагрузка у нас действительно началась. Но американцы не считают нужным это обсуждать. Они говорят: «У России не может быть зон приоритетных интересов. Зоны приоритетных интересов могут быть только у США. И эти зоны приоритетных интересов – весь мир». Замечательно, тогда в чём перезагрузка, в изменении тональности? Как говорят в американских фильмах, «слова – товар дешёвый».

Поэтому мне кажется, что, с одной стороны, нет некоего отягощения старыми заявлениями, выпадами в адрес друг друга. Но, с другой стороны, новое предложение американцами не сформулировано. У меня складывается впечатление, что для Обамы важно добиться какого-то результата по СНВ, сказать: «Вот я сократил количество боеголовок», и довольствоваться этим пиаровским трофеем. Хотя, по большому счёту, этот вопрос в общем-то вторичен и третичен. Если по-честному, он не принципиален, потому что США и Россия не собираются уничтожать друг друга.

А ядерный ноль, о котором говорит Обама, на мой взгляд, утопичен, поскольку мы как раз сейчас сталкиваемся с резким увеличением распространения ядерного оружия, с расширением клуба ядерных держав, как официального, так и не официального. И в этих условиях говорить о ядерном нуля просто утопично. Грубо говоря, если у России и США не будет ядерного оружия, оно будет, например, у Северной Кореи. И что тогда?

На самом деле мы можем только догадываться, какое количество стран и, может быть, отдельных групп сегодня располагают если уже не готовым ядерным оружием, то технологиями и запасами материалов для того, чтобы это ядерное оружие в достаточно короткой перспективе изготовить. Поэтому проблема не столько в сохранении ядерных вооружений Россией и Штатами. Допустим, мы осуществили резкое сокращение ядерных вооружений до уровня Индии и Китая, например. Это увеличивает нашу безопасность или её уменьшает? Мне кажется, что уменьшает.

Есть несколько вопросов, которые важны для американцев. Первое – вопрос транзита в Афганистан. Я так понимаю, что по нему, скорее всего, договорённости будут достигнуты, тем более что тут наши интересы с американцами пересекаются, потому что если у них там не получается, если они оттуда уходят, куда дальше движутся талибы? В нашу родную Центральную Азию, а оттуда к нам. России это абсолютно не нужно. Поэтому я думаю, что тут Россия будет сотрудничать.

Естественно, стоит остудить некоторые горячие головы, которые пока ещё неофициально говорят: «Давайте мы вместе с американцами там и повоюем. Братство по оружию. Скрепим наши отношения». Это, конечно, категорически недопустимо. Этот романтизм надо пресекать в корне. Но оказывать содействие американцам в Афганистане, в общем-то, в интересах России.

Что же касается Ирана, то тут несколько другая ситуация. Конечно, мы обеспокоены иранской ядерной программой, но не настолько, как американцы. Мы не готовы для этого резко ухудшать отношения с Ираном, вводить какие-то жёсткие экономические санкции. Размен неоднозначен. Тем более, когда сейчас американцы говорят: «Давайте, занимайте более жёсткую позицию по отношению к Ирану, это же так опасно».

У советника госпожи Клинтон я спросил в связи с этим: «Скажите, как вы тогда прокомментируете роль США в ядерной программе Индии?» Он говорит: «Без комментариев». Замечательно, но стандарты-то должны быть единые для всех, а так получается «и эти люди запрещают нам ковыряться в носу». Поэтому я думаю, что мы с американцами будем сотрудничать по Ирану, но без излишнего фанатизма и не так, чтобы портить отношения с этой важной для нас страной, сегодня динамично набирающей обороты и, я думаю, достаточно устойчивой в политическом отношении, несмотря на последние события, произошедшие после президентских выборов.

На Северную Корею уровень нашего воздействия, на мой взгляд, переоценивается американскими СМИ и экспертным сообществом. Там, скорее, важна роль КНР, и все разговоры об оказании давления на Северную Корею, я думаю, должны вестись в первую очередь с Китаем.

Вопросы демократизации и либерализации в России, несомненно, важны. И Международный институт политической экспертизы, и агентство «Минченко GR-консалтинг» проводили подробный контент-анализ американских СМИ накануне визита Обамы в Россию. Интересный момент, что те меры, которые в последнее время предложил Медведев по демократизации политической системы России, связанные с возможным попаданием представителей партий, которые не перешли 7%-барьер, но набрали более 5%, в парламент, новая система формирования губернаторского корпуса и т.д. (весь тот набор мер) – это практически никак не обсуждается в американских СМИ.

Единственным критерием либерализации является принятие решения по делу Ходорковского. На мой взгляд, мягко говоря, это не является критерием, определяющим демократичность страны – принятие конкретного решения по конкретному заключённому, конкретному обвиняемому. Если речь идёт о том, что это решение суда по второму делу Ходорковского будет демонстрировать демократичность российской власти, то… собственно, что предлагается Медведеву? Воспользоваться «телефонным правом», оказать воздействие на суд, чтобы было принято правильное, с точки зрения Запада, решение по Ходорковскому. Возникает вопрос, является ли такое воздействие со стороны президента на суд критерием объективности и демократичности?

Кроме этой сложности и того, что наши интересы с американцами сильно различны и не очень сильно пересекаются, есть ещё имиджевая проблема. Сейчас в Росс резко ухудшился имидж США как государства. Соединенные Штаты воспринимаются как эгоистичное государство, которое всем навязывает стандарты, но само не хочет их придерживаться, которое решает свои проблемы за счёт других, которое является военным агрессором и потенциальным агрессором в том числе против России. В то же время, у американцев имиджевое восприятие России как наследницы «империи зла», Советского Союза, как имперского государства со слабой демократией, коррумпированной властью и т.д. Соответственно, эти стереотипы снижают и мотивацию на договорённости со стороны обоих лидеров.

Общественное мнение не готово к восприятию каких-то масштабных улучшений в отношениях, и не исключено, что те или иные договорённости будут восприняты, как односторонние уступки, причём общественным мнением и в той, и в другой стране. Здесь тоже есть некая опасность. Общественное мнение к перезагрузке не готово. В числе критериев для перезагрузки видятся те вопросы, которые стороны не готовы разменивать. Ключевым моментом размены с американцами была бы поддержка ими идеи Медведева о новой системе европейской безопасности, однако пока американское экспертное сообщество относится к ней достаточно критично.

Вызывает недоумение спешка с разработкой нового договора по СНВ. Действительно, 5 декабря этого года договор СНВ-1 завершает своё формальное действие. Именно формальное, потому что этот  договор скончался с момента выхода США из договора по противоракетной обороне. Мы стали сокращать стратегические наступательные вооружения на том базовом условии, что договорились не развивать противоракетную оборону.Так что, выйдя из договора по ПРО, американцы похоронили  СНВ.

Есть и второй момент. Американцы допустили до 10 нарушений договора СНВ. Это и возвратный потенциал, и переоборудование бомбардировщиков и т.д. При выполнении этого договора они создали некий задел возвратного потенциала. И, кстати, на том же договоре потом базировался и Договор об обычных вооружённых силах в Европе, и другие соглашения в сфере стратегической стабильности. Мы видим, что вся эта платформа разрушена.

Американская команда готовила СНВ-2, по меньшей мере, два года. У них мощная профессиональная делегация. Мы же зажаты этим неким временным тупиком – вот, к декабрю нужно сделать. Во-первых, наша позиция будет проигрышной по времени. Во-вторых, у нас сегодня не осталось переговорщиков. Специалистов нужно готовить, это должно быть и на уровне Совета безопасности, и Министерства обороны, и МИДа, и оборонно-промышленного комплекса, и военной науки. Ничего этого не создано. Более того, даже управление, которое занималось профессиональной переговорной деятельностью сегодня уничтожено реформами Сердюкова.

Что касается сути договора, то предлагается сократить вооружения до 1000 боеголовок. Почему именно такое количество? Когда мы спустимся на уровень 1000 боеголовок, они будут способны по сути дела нейтрализовать эту тысячу своей системой противоракетной обороны, своими ударными средствами и т.д. И нам это крайне невыгодно. Более того, если мы опустимся на такой уровень – то это будет просто преступно.  Потому что мы будем иметь возможность где-то содержать 1000 боеголовок с уверенностью специалистов, что ни одна из боеголовок не достигнет территории США. А зачем тогда вообще это нужно?

Американцы будут наращивать из года в год свою противоракетную оборону и высокоточечные ударные средства в обычном режиме.  А значит, с развитием американской ПРО, мы обязаны сохранить не меньше с 1700 боеголовок (и соответствующие типы носителей). Тогда эти 1700 ещё могут представлять опасность в ответном встречном ударе для территории США.

Но дальше, если американцы будут развивать два компонента, ПРО и высокоточечные ударные средства, нам нужно повышать этот потолок, и уже к 2020 году нам нужно иметь не менее 2000 боеголовок, чтобы быть способными сдерживать США от агрессии. И мы в результате сделали ставку в военной реформе, о чём говорил президент Путин, потом президент Медведев, и сегодня Минобороны и Генштаб – на ядерном оружии.  Все заявляют что это гарант нашей безопасности. И под это ядерное оружие мы сокращаем, уничтожаем силы общего назначения, то есть обычные вооружения и вооружённые силы. Потому что у нас есть ядерный щит и меч.

В результате сокращения мы не будем иметь ни того, ни другого, всё это будет нейтрализовано. И тогда японцы у нас свободно заберут острова, американцы будут вести себя с нами совершенно по-другому. Почему? Потому что сегодня великой державой нас делает только ядерный потенциал, и благодаря нему мы ещё входим в тройку мировых лидеров. Как только мы спустимся до тысячи (это просчёты учёных, а не просто мои домыслы), мы сразу спускаемся на уровень стран Япония, Германия, Франция, в этот ряд геополитического статуса.

Но это состояние будет для нас транзитным. Когда ядерное оружие уже не будет играть какой-то роли, мы проскакиваем этот уровень, потому что там лучше экономики, там есть гражданское общество, эффективное управление и т.д. И мы по статусу скатываемся где-то к Нигерии: нефти много, что-то ещё там есть и т.д. По геополитическому статусу будем где-то внизу. Это крайне опасно для России. Во-первых, она не будет участвовать, как не участвует Нигерия, в формировании мировой повестки дня.Во-вторых, наши ресурсы тогда становятся довольно лёгкой добычей.

И я бы обратил внимание, что в марте вышла книга, которую написали члены компартии Китая, под названием «Китай недоволен». И там есть такой пассаж, что в России огромные плодородные территории, россияне их не умеют правильно использовать, и это нужно исправлять. Если китайцы будут обрабатывать эти земли, добывать там ресурсы и т.д, это будет более эффективным, будет способствовать улучшению жизни российского населения.

Ещё не подписано соглашение, а посмотрите, как мгновенно реагируют. Япония принимает закон, что островная зона, эти северные территории – это их законные территории. Значит, они нам по сути дела объявляют войну. Мы видим, что сегодня ОБСЕ принимает решение поделить ответственность за Вторую мировую войну между фашистской Германией и Советским Союзом. Поверьте, это просто результат снижения нашего статуса и нашего влияния. И, конечно, результат нашей политики, которую можно назвать «внешняя политика игры в поддавки».

Подводя итоги переговоров Медведева и Обамы, надо отметить работу сторон над новым договором по СНВ.  Пока что он не заключен. Документ будет подписан в декабре, но определены его параметры. Они оказались, в общем-то, достаточно предсказуемы, и я думаю, устроят российских военных. Во всяком случае, уровень в полторы в тысячи считался приемлемым. Говорили, что мы опустимся ниже, до пределов московского договора, который устанавливал на конец 2012 года 1700 или 2200 боезарядов, вышли на 1500-1675, то есть, это сокращение достаточно ощутимое, и в принципе, достаточно значимое.

Что касается ПРО, важно, что в совместном заявлении признана взаимосвязь наступательного и оборонительного оружия, что американской стороной делается впервые за последние годы, и это можно признать действительно большим, серьезным переговорным успехом – то есть, если действительно, дальше будет идти все в таком же ключе, то мы продвинемся в вопросах ПРО, тем более, что Обама дал понять, что окончательных решений по ПРО не принято, что это все будет решено только после окончания обзора стратегического в конце.

Подписано соглашение по Афганистану - что американцы от нас хотели, чего добивались, то они и получили, и это очень важно. Впервые мы дали согласие на военный транзит, что, на мой взгляд, позволит лучше справиться с Талибаном, в чем мы, конечно, заинтересованы.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".