Статья
669 26 апреля 2010 14:11

Обнародован проект конституции Киргизии

В понедельник на официальном сайте Временного киргизского правительства опубликован проект конституции страны.

Всенародное обсуждение проекта новой киргизской конституции продлится до 14 мая, а на 27 июня назначен референдум по ее принятию.

Проект основного закона состоит из 10 глав и 110 статей, и по сравнению с предыдущей редакцией имеет ряд сокращений. Принципиальному изменению подверглись четыре основные главы, касающиеся деятельности президента, парламента правительства и Конституционного суда, который был упразднен ВП.

В новой конституции, как и в прежних редакциях, Киргизия именуется «суверенным, унитарным, демократическим, правовым светским, социальным государством».

Земля и недра являются собственностью республики, когда как в прошлой редакции разрешалась их приватизация.

Русский язык сохранил в конституции статус официального языка, киргизский язык является государственным языком республики.

Проект конституции декларирует права и защиту основных прав и свобод граждан, закрепляет свободу СМИ, право на беспрепятственное выражение своих мыслей и убеждений, но запрещает принуждение к этому.

В Киргизии признается религиозное многообразие, но запрещается «создание политических партий на религиозной основе, преследование религиозными организациями политических целей».

Предлагаемым законом запрещается использование Вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов, хотя в настоящий момент в республике действуют положения, позволяющие задействовать подразделения Минобороны для помощи МВД в урегулировании внутренних конфликтов. На основании этого, новые власти намерены привлечь к уголовной ответственности бывшего министра обороны Бакыта Калыева, который, якобы, разрешил войскам применить оружие против демонстрантов в Бишкеке 7 апреля.

Как и в ныне действующей конституции, разработчики проекта предлагают закрепить возможность за гражданами республики «принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными соглашениями».

Кроме того, в проект Конституции декларирует право граждан собираться мирно и без оружия, предварительно уведомив об этом местные власти.

Новое киргизское правительство уже заявило, что сделает возможность проведения мирных акций максимально свободной, так как ранее именно ограничения на публичные мероприятия вызывали много споров и судебных исков, а власти прибегали к репрессивным мерам в отношении демонстрантов и их организаторов.

Вынесенный на всенародное обсуждение новый проект редакции конституции Киргизии максимально расширяет полномочия парламента, предоставляя ему не только право законодательной инициативы, но и передает права вносить изменения и дополнения в основной закон, определять основные направления внутренней и внешней политики, а также давать толкование законам, чем ранее занимался Конституционный суд.

Кроме того, парламент будет утверждать структуру правительства, его состав, что в ныне действующей редакции конституции относится к полномочиям главы государства

Помимо этого, депутаты могут решать вопрос о доверии и недоверии правительству и утверждать все госпрограммы. Согласно проекту, деятельность правительства подотчетна исключительно парламенту.

Кроме того, парламентарии вправе выдвигать обвинения против президента и принимать решения по отрешению главы государства от должности

Численность депутатского корпуса окончательно пока не определена, она составит либо 120, либо 105 депутатов, избираемых по партийным спискам. При этом избирательный порог снижен с 7% до 5%.

Победившая на выборах партия может получить либо 60, либо 65 мандатов, сформировать фракцию и определить главу правительства.

Между тем решение о роспуске парламента могут принять либо сами депутаты, либо президент в том случае, если парламентарии в течение определенного времени и при определенных условиях не смогут одобрить структуру и состав правительства.

Во временном правительстве Киргизии считают, что парламентская форма государственного устройства, которую предлагается закрепить в новой редакции Конституции, позволит избежать концентрации власти в стране в одних руках и даст оппозиции больше возможностей участвовать в политической жизни республики.

«Киргизия будет парламентской республикой и оппозиция займет в парламенте достойное место, ей будет отдан базовый комитет по бюджету и финансам, а также место в руководстве палаты, чтобы соблюдался плюрализм мнений и принятия решений», - отметила в интервью «Интерфаксу» глава временного правительства страны Роза Отунбаева.

Она подчеркнула, что в «отличие от прежней власти, которая не хотела разговаривать с оппозицией, новая власть готова сотрудничать и прислушиваться к ней».

«Для того чтобы партии имели мощный предвыборный ресурс, они получают возможность сформировывать партийные блоки. Такой вариант уже был апробирован оппозицией на парламентских выборах в 2005 году», - отметила Отунбаева.

Со своей стороны замглавы правительства, лидер социалистической партии «Ата-мекен» Омурбек Текебаев, который является основным разработчиком новой Конституции республики, считает, что «предлагаемая форма правления поможет не повторить решений предыдущих президентов, направленных на концентрацию власти в одних руках».

«Мы полностью переработали четыре главы, касающиеся деятельности президента и парламента», - сказал он «Интерфаксу».

Текебаев отметил, что «будущему президенту отводится роль арбитра, ему поручаются представительские функции».

«Еще одним революционным шагом, - сказал он, - является исключение из основного закона положения о Конституционном суде. Его прерогативы передаются Верховному суду».

В свою очередь член рабочей группы по разработке новой Конституции Ишенбай Кадырбеков сообщил «Интерфаксу», что согласно проекту основного закона «правительство может через президента страны рассматривать роспуск парламента, а парламент, в свою очередь, имеет право контролировать правительство».

Между тем, не все в киргизском обществе поддерживают предлагаемые временным правительством конституционные реформы.

Так, по мнению экс-секретаря Совета безопасности республики Мирослава Ниязова, республике в настоящее время нужна «жесткая президентская власть, которая может навести порядок в стране, привести все в законное русло и только в условиях политической и экономической стабильности приступать к формированию других институтов власти».

«Не имея опыта парламентаризма, мы передаем власть в руки тех людей, которые не обладают элементарными навыками управления государством», - заявил Ниязов «Интерфаксу».

Он отметил, что «простому человеку без разницы - парламентская или президентская республика - он хочет жить в стабильном и нормальном государстве. Он не хочет жить в диком зоопарке, когда толпа диктует условия. Пришла толпа, захотела - отобрала имущество, захотела - скинула эту власть. Разве так государство строится?»

Политолог Марс Сариев также полагает, что в Киргизии «еще не пришло время для парламентаризма». «Эта модель вряд ли в дальнейшем сможет оградить республику от острых политических катаклизмов», - сказал он «Интерфаксу».

По словам политолога, «это, скорее всего, перспектива, которая может быть актуальной для нашей страны через несколько десятков лет. Сейчас реально в Киргизии на политическую ситуацию влияют не партии, а родовые кланы».

Эксперт считает, что «представители родов и кланов вероятнее всего не заинтересованы в установлении сильного президентского правления, поскольку они не смогут оказывать реальное влияние на власть».

«Не исключено, что в этих условиях определенные силы могут использовать исламскую модель построения государства. Ведь в Киргизии имеется не малая часть сторонников, исключения из конституции понятия светского государства. Часть общества разочарована светскими режимами Акаева и Бакиева. Сторонники религиозного пути тоже наверняка будут приходить во власть партийным путем. С другой стороны есть реальная опасность активизации деятельности радикально настроенных группировок, которые попытаются получить легальный статус», - полагает политолог.

К единому знаменателю проект основного закона должно привести Конституционное совещание, куда помимо членов Временного правительства войдут представители политических партий и неправительственного сектора. Именно им предстоит определить с учетом мнений киргизстанцев сколько в парламенте должно быть мест - 105 или 120.

На общественную экспертизу временным правительством отводится всего несколько недель. «На более длительный срок обсуждения у нас просто нет времени», - отмечает Омурбек Текебаев.

За годы независимости это будет уже девятая редакция основного закона страны. Прежние конституционные модели, которые в большой степени закрепляли президентские полномочия и ослабляли властные функции парламента, уже дважды привели страну к смене власти революционным путем.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

На мой взгляд, существует довольно серьёзная проблема, связанная с тем, что новая власть совершила большую ошибку, моментально распустив парламент. В результате в Киргизии возник полный вакуум легитимной власти. Там нет институтов, которые могли бы претендовать на какую-то легитимность. Неслучайно российский президент уже неоднократно подчёркивал, что полноценное сотрудничество с Киргизстаном возможно только тогда, когда будут проведены нормальные выборы и появятся власти, которые имеют легитимную основу.

Ситуация довольно неприятная. Я думаю, что, коль скоро Бакиев демонстрирует себя, как «поджигатель издалека», шансов он никаких не имеет. Он в Киргизию не вернётся, все его заявления больше связаны с его желанием выторговать своим родственникам какие-то условия или прекратить попытки разобраться, сколько денег он оттуда вывез по разным каналам.

Но, в принципе, ситуация в стране очень нестабильна. Я боюсь, что новая власть не будет консолидированной, и чем дальше от самой «революции», тем их единство будет больше под сомнением, потому что там амбициозные и разнонаправленные лидеры. В интересах всех крупных стран, соседей Киргизии или не соседей, но имеющих там интересы, им нужно всячески содействовать стабилизации, проведению там всех необходимых демократических процедур и созданию институциональной базы. Само создание такой базы не будет гарантией дальнейшего успешного развития, но, по крайней мере, самый опасный момент будет преодолён.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".