Статья
582 12 января 2010 0:01

Обновление губернаторского корпуса


В ряде регионов прошли  утверждения кандидатур губернаторов. Накануне вновь утвержден в должности глава Приморского края Сергей Дарькин, сегодня утвержден глава Республики Алтай Александр Бердников. На очереди -  Коми. На рассмотрение  Госсовета республики президент Дмитрий Медведев внес кандидатуру Вячеслава Гайзера.


12 января состоялась инаугурация губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко состоялась во вторник в Волгограде в здании Нового экспериментального театра. На церемонии новый глава области определил главные задачи: реализовать экономический потенциал Волгоградской области и подчеркнул важность уважения к подвигу во время Великой Отечественной войны  такого героического города как Сталинград. Анатолий Бровко был утвержден в должности 29 декабря, он сменил на посту губернатора Николая Максюту, который руководил регионом с 1996 года.

В  конце декабря 2009 года глава государства заявил, что для большинства глав регионов пребывание на своих постах ограничится тремя сроками.

 

Комментарии экспертов

Я думаю, что обновление кадрового состава власти – это очень существенный тренд, который отличает политику Дмитрия Медведева. И развитие демократических институтов невозможно без прихода в них новых людей. Естественно, это в полной мере касается институтов власти в регионах. Обновление региональной элиты в прошлом году было очень существенным. Я думаю, что эта тенденция продолжится.

Но важно, что как наша модернизация имеет консервативный характер, так и обновление элиты не скачкообразное, не имеет характера «рубки голов», а оно постепенное, обусловленное реальными потребностями в улучшении состояния кадров на конкретном направлении или в конкретном регионе.

Важно также то, что, предлагая кандидатуру губернатора, президент очень часто в составе тройки (по предложению «Единой России») предлагает бывшего губернатора. Это знак преемственности и того, что усилия и деятельность предшествующего руководителя в достаточной степени оценена. Резкого обрушения власти не происходит, и это очень разумная политика.

Что касается региональных лидеров со стажем, то, думаю, здесь не должно быть резких движений, потому что эти люди крайне авторитетны, они руководят большими регионами, очень влиятельны в местной элите и иногда на них замкнуто всё. Но осторожность не значит отсутствие твёрдости и последовательности.

Последовательной федеральная власть должна быть в том, чтобы усиливать соблюдение законодательства и обеспечивать единство правого поля в этих регионах и, кроме того, инициировать этих аксакалов, политических тяжеловесов к обновлению элиты, чтобы, уйдя, они не оставили за собой выжженную землю, чтобы там нормально функционировала элита и органы власти и управления. То есть, с одной стороны, осторожно, не делая резких движений, не провоцируя этих деятелей на какие-то резкие шаги, но, с другой стороны, достаточно настойчиво и последовательно.

При этом совершенно очевидно, что многие деятели, которые занимают 3 срока и больше, у которых истекают сроки полномочий, должны плавно уходить. Полагаю, что естественно и логично, когда тяжеловесы не отправляются в отставку неожиданно, а уходят по истечению срока полномочий. Но длить эти сроки бесконечно невозможно, есть разумные ограничения. Я думаю, что руководители, перешагнувшие 70-летний возрастной порог и при этом срок полномочий которых истекает, конечно, должны уйти.

 

Изначально после отмены прямых выборов губернаторов федеральный центр сделал ставку на поддержание стабильности, и те решения, которые принимались (если мы говорим о 2004-2008 годах, например), принимались по принципу сохранения внутриэлитной расстановки сил в регионах. Очень многие главы регионов тогда получили возможность продлить свои полномочия.

Сейчас несколько иная ситуация. Тенденция к поддержанию стабильности, конечно, сохраняется, потому что это важнейший приоритет для федерального центра. Вместе с тем, с приходом Дмитрия Медведева на пост президента к этому приоритету добавился приоритет повышения эффективности управления регионами. Об этом президент Медведев начинал говорить с самого начала, как он занял этот пост.

Это привело к тому, что по-прежнему центр стремится поддержать стабильность и чаще всего решает кадровый вопрос по принципу преемственности власти. То есть в тех случаях, когда действующий глава полностью устраивает, и к нему нет претензий, он получает возможности для продления полномочий. Если претензии есть, то кадровый вопрос часто решается в пользу тех кандидатов, которые представляют региональную элиту или как-то связаны с действующей администрацией. В этом плане преемственность присутствует.

С одной стороны, это решает задачу обновления кадров для повышения эффективности их работы. Трудно ожидать, что губернатор, который 20 лет сидит на своём посту, будет сам к себе предъявлять требования по повышению эффективности своей работы. Это сложно представить. Поэтому обновление необходимо, и здесь центр, с одной стороны, добивается обновления и, с другой стороны, поддерживает стабильность. Когда к власти приходит человек, который уже присутствует в элите, уже знаком, уже все влиятельные лица региона его знают и с ним взаимодействуют, тогда вероятность дестабилизации минимальна.

Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы увидим продолжение этой тенденции к постепенному обновлению с использованием именно региональных кадров. Мне представляется, что эпоха варягов, которые часто появлялись именно после отмены выборов, уходит в прошлое.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".