Статья
1655 10 марта 2011 13:30

Обновление перезагрузки

Вице-президент США Джозеф Байден Джозеф Байден прибыл в Москву  в сопровождении жены и внучки. 9 марта высокие гости возложили венки к Могиле неизвестного солдата в Александровском саду, а после обеда направились в Сколково. Как передает корреспондент «Интерфакса», для проезда кортежа вице-президента, состоящего из более чем 25 автомобилей, были перекрыты Кутузовский проспект и Можайское шоссе. 

В Сколково на встрече с российским главой государства Дмитрием Медведевым Байден заявил, что США хотели бы участвовать в процессе модернизации российской экономики. «Мы хотим, чтобы прогресс продолжался. В частности, в области нашего экономического сотрудничества. Вы говорили об инновациях и других важных вещах. Мы хотели бы в них участвовать», - сказал вице-президент США. 

В свою очередь, российский лидер отметил важность сотрудничества в инновационном центре Сколково, подчеркнув, что это хороший пример кооперации в сфере высоких технологий и создания новых видов бизнеса. Среди ключевых вопросов сотрудничества двух стран, заметил глава государства, - вопросы обеспечения безопасности.

Медведев сказал, что в последнее время в этой области произошел целый ряд важных событий, напомнив о своем предложении «по совместной конфигурации работы по ПРО и в контексте евробезопасности».

«Есть проблемы, которые возникли в этом году, и я считаю, что они также должны относиться к нашей совместной повестке дня, включая и те проблемы, вызовы, которые в настоящий момент концентрируются на Ближнем Востоке и на севере Африки», - отметил Медведев.

Он выразил надежду на то, что визит Байдена будет успешным, заметив, что Россия готова к тому, чтобы развивать полноценные, полноформатные, стратегические отношения с США. «Хотел бы, чтобы вы передали от меня наилучшие пожелания моему коллеге, президенту Обаме», - сказал Медведев.  Он также выразил надежду на то, что вопрос об отмене поправки «Джексона-Вэника» будет решен в скором времени. «В следующий раз, когда вы приедете в нашу страну, надеюсь, это будет достаточно скоро, хотя бы одна из тем, которую вы упомянули, уйдет в прошлое. Я имею в виду поправку Джексона-Вэника», - заметил Медведев. 

Байден на это сказал, что администрация США полностью поддерживает отмену поправки «Джексона-Вэника». «Кстати говоря, я знал как Джексона, так и Вэника. Думаю, поэтому президент Обама и держит меня рядом», - добавил Байден. 

Дмитрий Медведев также подчеркнул, что рассчитывает на то, что при деятельной поддержке США в этом году будет решен вопрос участия России в ВТО. «Мне кажется, экономические отношения наши существенно отстают от политических. В этом смысле мешает отсутствие участия России в ВТО, я надеюсь, в этом году эти процессы будут завершены при деятельной поддержке США», - заявил российский лидер.

Он отметил хорошие результаты в улучшении взаимоотношений двух стран в прошлом году, ратификацию Договора об СНВ и подчеркнул, что в этом вопросе президенты двух стран «поработали неплохо». Однако и работа Байдена внесла существенную роль в этот результат, отметил Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что это хороший результат как для России, так и для США, а также и для общей безопасности на планете. «Но в то же время у нас есть двусторонние вопросы, которые также являются очень важными для наших государств. И я рассматриваю ваш визит в нашу страну именно в этом контексте», - сказал Медведев. 

В свою очередь Джозеф Байден сообщил, что США пытаются убедить другие страны поддержать вступление России в ВТО. «Мы работаем не только с вами, но и с другими странами, чтобы поддержать усилия России по вступлению в ВТО», - подчеркнул он. 

В беседе принимали участие советник вице-президента США по вопросам национальной безопасности Энтони Блинкен, посол США в России Джон Байерли, заместитель госсекретаря Уильям Бернс, специальный помощник президента США по вопросам России и Евразии Майкл Макфол, старший советник президента по вопросам мировой экономики Дэвид Липтон и помощник вице-президента Тэйлор Раглз.

С российской стороны в переговорах участвовали помощник президента Сергей Приходько, глава МИД Сергей Лавров, его заместитель Сергей Рябков и посол РФ в США Сергей Кисляк. 

10 марта вице-президент встретился с российскими правозащитниками, заявив, что Америка заинтересована в развитии демократии и соблюдении гражданских свобод в России. «Он (Байден) сказал, что для США тема прав человека и демократии чрезвычайно важна, и они к ней постоянно возвращаются», - сказала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, участвовавшая во встрече с Байденом.

«Байден заявил, что Конгресс США будет связывать голосование по вопросу об отмене поправки Джексона-Вэника с тем, как соблюдаются в России права человека, и в зависимости от того, насколько честными будут выборы», - сообщил «Интерфакс» глава центра «Мемориал» Олег Орлов, также присутствовавший на встрече.

От правозащитников американский вице-президент отправился на встречу с главой правительства России Владимиром Путиным, который в ходе беседы выдвинул предложение ввести безвизового режима между РФ и США. «Если бы Россия и США договорились между собой о введении безвизового режима, и раньше, чем мы это сделаем с Евросоюзом, это было бы историческим шагом в развитии российско-американских отношений», - заявил Владимир Путин. Джозеф Байден отреагировал на это словами: «Хорошая идея».

По мнению вице-президента США Джозефа Байдена, настал момент сфокусировать внимание на экономическом сотрудничестве между Россией и США. Он отметил 9 марта встречался с группой американских и российских топ-менеджеров, где один из глав российских компаний объяснил, что в Россию выгодно инвестировать, потому что здесь большой рынок.

«Председатель Boeing сказал: Рынок авиационной промышленности в Китае в семь раз больше, чем в России. Но мы здесь, потому что в России самые лучшие инженеры в мире, потому что в России есть интеллектуальный капитал, Россия - великая страна», - сообщил Байден.

Глава правительства РФ Владимир Путин в свою очередь выразил благодарность американской стороне за содействие российским инвестициям в американскую ядерную энергетику. Путин отметил рост объема российских инвестиций в США. «Причем (этот рост наблюдается) и в гуманитарной сфере, и в очень чувствительных сферах, таких как та же самая ядерная энергетика: все это проходит через комиссию по иностранным инвестициям и находит поддержку с ее стороны, что нам очень приятно, и мы вам за это благодарны», - сказал Владимир Путин.

Глава российского правительства отметил также, что в последнее время значительными темпами растет количество контактов между россиянами и американцами в различных сферах. «Отношения между нашими странами развиваются очень неплохо», - сказал глава правительства. Он напомнил, что в прошлом году товарооборот между РФ и США вырос на 29%.

«В прошлом году мы завершили ряд очень важных событий - это подписание и ратификация СНВ, это работа в области мирного использования атомной энергетики», - сказал Путин. При этом он напомнил, что крупнейшие американские компании успешно работают в России. Среди этих корпораций такие как Boeing, Chevron, General Electric.
 

Джозеф Байден считается «крестным отцом» перезагрузки в российско-американских отношениях. Именно он первым после прихода к власти в США администрации Барака Обамы заявил о необходимости «нажать кнопку перезагрузки» между Москвой и Вашингтоном.

6 марта 2009 года в Женеве госсекретарь США Хиллари Клинтон на первой встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым подарила ему большую красную кнопку как символ стремления американской администрации произвести «перезагрузку» отношений. Правда, на кнопке латиницей вместо слова «perezagruzka» было написано «peregruzka». Тем не менее, главы внешнеполитических ведомств двух стран нажали на сувенирную кнопку. А Клинтон рассмеялась и пообещала, что постарается не допустить «перегрузки» в отношениях России и США.

 Действительно, за минувшие четыре года объявленная Москвой и Вашингтоном «перезагрузка» достигла конкретных результатов. Например, в начале февраля на мюнхенской конференции по безопасности глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон обменялись ратификационными грамотами к договору о СНВ.

Процесс ратификации этого договора сопровождался дебатам и спорами, но итоговую точку все же удалось поставить.

Правда, многие эксперты и сейчас относятся к «перезагрузке» со скепсисом. Скажем, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов в беседе с «Актуальными комментариями» сказал, что никакой «перезагрузки» нет, назвав происходящее «пиаром и внешними атрибутами».

Ко всем сомнениям добавилась озвученная недавно позиция США по принадлежности Южных Курил. Вашингтон поддержал в этом геополитическом споре своего давнего стратегического партнера – Японию.

Означает ли это, что авторы «перезагрузки» нажали на «тормоза»?

На данный момент можно сказать, что, несмотря на противоречия, о которых то и дело говорят российские и западные эксперты, Москва и Вашингтон не собираются сбавлять обороты. Именно об этом свидетельствует визит Байдена в Москву.

Что касается дальнейшей «перезагрузки», то болевой точкой этого процесса на сегодняшний день остается вопрос противоракетной обороны (ПРО).

Напомним, что президент России Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года на саммите РФ–НАТО предложил создать совместную «секторальную систему ПРО». При этом, речь шла не только об обмене информацией, но и о том, чтобы Россия отвечала за тот или иной кусок пространства. Рассуждая о том, что может произойти, если не удастся договориться о совместной ПРО, он предупредил: «Либо мы полноценно участвуем, обмениваемся информацией, отвечаем за решение тех или иных проблем. Или же мы не участвуем вообще. Но если мы не участвуем вообще, по понятным причинам мы вынуждены будем защищаться». И тогда масштабы гонки вооружений станут непредсказуемыми.

Буквально на днях глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Россия добивается от НАТО гарантий по ПРО. «Мы, продолжая разговор с НАТО о том, как мы все-таки можем что-то сделать совместно, хотим в качестве главной задачи сейчас договориться о том, что будут юридические гарантии ненаправленности их ПРО против нас», - сказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Министр также заявил, что Россия готова взять на себя защиту территорий ряда стран НАТО от ракетной угрозы, если ей удастся договориться с альянсом о создании совместной ЕвроПРО.

«Смысл всей нашей позиции заключается в том, что мы хотим договориться: вы, натовцы, защищаете территорию стран НАТО, мы защищаем свою территорию, при этом мы готовы своим же зонтиком прикрывать и ряд натовских стран», - заявил Лавров, отметив, что Россия настаивает на транспарентности.

Но американская сторона на днях абсолютно четко дала понять: в Вашингтоне не считают возможным создание общего противоракетного щита России и НАТО.

Российские эксперты относятся к дальнейшим этапам «перезагрузки» с долей настороженности. Так, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что дальнейший этап перезагрузки зависит от обсуждения таких тем, как развертывание системы ПРО, сокращение тактических вооружений в ядерном оснащении, борьба с международным терроризмом и укрепление режима нераспространения. По каждой из этих тем, по словам Минаева, у сторон есть сложности в диалоге. Например, «по вопросу сокращения тактических вооружений Москва не заинтересована идти на сближение с Вашингтоном, так как она не хочет уступать лидерство».

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что «потепление вполне может продолжиться, хотя его «легкая фаза» завершилась». «С обеих сторон существует желание продолжать этот позитивный процесс. Появляется понимание, что враждебные отношения России и США вредны для интересов обеих стран с учетом тех глобальных изменений, которые существуют в мире, но четкой повестки для следующего этапа пока не сформировалось», - отметил Лукьянов «Актуальным Комментариям».

Нужно отметить, что Джозеф Байден, хоть и считается одним из родоначальников «перезагрузки», является не самым сговорчивым партнером.

Так, в 2009 году зарубежные СМИ даже поспешили сообщить, что «перезагрузка» может стать коротким медовым месяцем в отношениях между двумя странами. Поводом для этого стало скандальное интервью Байдена газете The Wall Street Journal. После успешного визита президента Обамы в Москву, Байден дал крайне нелестную оценку положению дел в России. «У русских уменьшается население, увядает экономика, их банковский сектор и инфраструктура едва ли продержатся еще 15 лет», - таковы основные моменты, обозначенные Байденом в интервью, опубликованном практически сразу по окончанию визита вице-президента США в Грузию и на Украину.

Этот выпад со стороны Байдена вызвал достаточно эмоциональную реакцию. «Возникает вопрос: кто определяет внешнюю политику США - президент или, пусть и уважаемые, но члены его команды», - сказал тогда помощник президента России Сергей Приходько.

Подобных инцидентов, правда, с тех пор не наблюдалось. «Перезагрузка» достигла определенных результатов. На Украине пришли более лояльные к Москве политики. И США даже намереваются уговорить строптивую Грузию не мешать вступлению России в ВТО. Сами США уже дали принципиальное согласие по этому поводу. Этому примеру также последовали и европейцы. Такие шаги вселили оптимизм в российских экспертов. Например, Борис Межуев отметил «Актуальным Комментариям», что «шансы вступления России в ВТО велики». Этот процесс набирает обороты, я думаю, что это уже свершившаяся ситуация», - считает он.

Комментарии экспертов

В том, что вице-президент США поддерживает стратегию модернизации России, нет ничего удивительного.  США заинтересованы в том, чтобы Россия  по политическим, экономическим и социальным стандартам была максимально приближена к развитым странам. Считается, что чем больше общего у разных государств, тем проще им налаживать отношения, контакты, тем меньше риски конфликтов.  Поэтому Байден от имени администрации США высказал такую поддержку - этого следовало ожидать.

Другой вопрос, каким образом американцы собираются эту модернизацию поддерживать. Тут должно быть все конкретно. В частности, интересен вопрос экономической и технологической поддержки.

Давно продолжается эта неприличная комедия с поправкой Джексона-Вэника, которая запрещает поставлять в Россию продукцию хай-тека . Байден снова пообещал решить вопрос. Но похоже,  что это опять напоминает ситуацию, когда перед носом у осла держат морковку. В общем, мне кажется, что настало время, когда нам пора потребовать реальных дел вместо очередных слов.

Еще один вариант поддержки модернизации  может заключаться в том, что американский бизнес начнет инвестировать активно в те отрасли экономики, которые не относятся к отрасли ТЭКа. Но здесь одними благими намерениями обойтись невозможно. Даже если ты вице-президент США, у каждого бизнеса стоит своя стратегия развития, и  каждый бизнесмен сам принимает решение относительно того, инвестировать в данную страну или нет.

Конечно, общий фон благоприятных, нормальных отношений между нашими странами косвенно способствует тому, чтобы американские инвестиции шли, но напрямую здесь связи нет.

Поэтому, хорошо, что Байден все это сказал. С другой стороны, было бы странно, если бы он этого не говорил.

Но все-таки, мне кажется, что рассчитывать на большие инвестиционные программы, на какую-то серьезную помощь в этом вопросе нам пока не стоит. Бизнес-отношения - это бизнес-отношения, а политика - немножечко отдельно.

Американцы проявляют интерес и к нашей стране, и к руководству нашей страны. Я чувствую, что кое в чем они остыли по отношению к нам. Но стоит исходить из того, что они в нас очень заинтересованы. Мы поддержали санкции против Ирана, мы обеспечили пролет военных грузов в Афганистан через территории Российской Федерации.

В целом, мы поддержали их и выступили с аналогичными американским заявлениями по поводу Ливии, хотя наш МИД и настаивал на том, что никто не имеет права вводить какие-либо санкции против Ливии, которые бы не были одобрены Советом Безопасности. Хотя, конечно, надо понимать, что если американцы проведут какую-то операцию против Ливии, то они вряд ли будут ее согласовывать с Совбезом.

При всем этом, мне кажется, что у РФ и США есть шанс на сохранение партнерских и взаимовыгодных отношений, и есть шанс  решить, в конце концов, проблему вступления России в ВТО. С другой стороны, надо понимать, что американцы ждут решения вопроса 2012 года, и неопределенность в нем, незнание того, кто из тандема будет выходить на президентские выборы, будет сдерживать США при принятии окончательных решений. Американцы заинтересованы, чтобы это был Медведев. Не исключено, что эту заинтересованность они озвучат при решении проблемы ВТО.

Здесь многое зависит от меняющейся ситуации в России, но, в целом, на мой взгляд, визит вице-президента США в Россию весьма полезен, и сегодняшние отношения двух стран развиваются на позитивной ноте, хотя ожидать каких-либо чудес от встречи Джозефа Байдена и Дмитрия Медведева я бы не стал.

Шансы вступления России в ВТО есть, этот процесс набирает обороты. Я думаю, что это уже свершившаяся ситуация.

Что касается наших двусторонних отношений с США, то они переживают сейчас внешне наилучшие стадии. Решены вопросы практически по всем пунктам, и это внешнее сближение скрывает несовпадение взглядов. К примеру, в Северной Африке, где по мере того как НАТО неизбежно собирается участвовать в операциях, Россия все более определенно высказывает сомнение в необходимости подобных действий.

С Ливией у нас оборонный контракт и традиционно хорошие отношения, но сейчас общая ситуация в Ливии вызывает большие вопросы. Там разворачивается гражданская война, и США и их союзники заняли в ней определенную сторону, а у России возникает все больше сомнений, стоит ли в этот конфликт вообще вмешиваться. К слову, у Франции скоро будут возникать такие же сомнения.

Американцы наверняка понимают, что в этом заключается потенциальная проблема для «перезагрузки» наших с ними отношений. Конечно, они пытаются сейчас это препятствие снять. Снимут или нет - большой вопрос. Но сегодня это главное, что сейчас стоит между нашими странами, потому что все остальные вопросы имеют долгосрочный характер. И наше отношение к Китаю, и наше отношение к европейской безопасности, и к размещению ПРО в Европе - это все не имеет краткосрочного характера. Более-менее урегулированы вопрос по Ирану, и тем более по Северной Корее.

Что же касается урегулирования ливийского конфликта, то пока не ясно, готовы ли мы и дальше поддерживать позицию Америки в том, что сейчас происходит в Африке. Россия, скорее всего, займет нейтральную позицию. Едва ли она вступит в какую-то серьезную конфронтацию с США по этому вопросу.

У США все вопросы по проблеме вступления России в ВТО были давно согласованы, осталось только провести процедуру вступления России в эту организацию. Здесь всё будет зависеть уже от самих стран-участников ВТО, потому что с основными игроками, которые определяют позицию Всемирной торговой организации, все вопросы были решены. Основная фаза переговоров завершилась еще в сентябре, и достаточно позитивно завершилась.

Что касается нового этапа «перезагрузки», то, мне кажется, это пропагандистский лозунг, потому что президенту Бараку Обаме выгодно позиционировать отношения с Россией как один из основных успехов внешней политики за последние два года. Сближение с Москвой - это одно из важнейших достижений за все время работы администрации Обамы. Естественно, тема «перезагрузки» бесконечно будет использоваться во внутриполитическом контексте для того, чтобы обозначить перед электоратом потенциал Белого дома на международной арене.

А Москве это выгодно, потому что это способствует улучшению образа России на Западе и, в первую очередь, в США, нормализует политический сегмент диалога России с США и со странами Западной Европы и негласно поддерживает идею вступления России в этот неофициальный круг развитых западных демократий. То есть, здесь Москва придерживается того же курса, которого придерживалась при Борисе Ельцине, перед тем как Ельцин вошел в «Большую семерку» и после этого она стала «Большой восьмёркой».

Сейчас ВТО рассматривается именно в таком же контексте, как попытка легитимизировать действующий режим в России в контексте цивилизованной и прогрессивной западной демократии. Но это не снимает остальных проблем взаимоотношений.

Диалог во время встречи вице-президента США с Дмитрием Медведевым будет более символическим, чем предметным. Джозеф Байден придерживается достаточно скептического подхода к Москве и скептической точки зрения о том, что Россия не может оказывать конкуренцию США ни в экономическом плане, ни в политическом. Его прошлые визиты в Грузию и в Восточную Европу подчеркивали, что администрация Обамы ориентирована не только на отношения с Россией, но и на пересмотр и активизацию диалога с тем государствами, которые до недавнего времени воспринимались Москвой как страны, с которыми есть сложные моменты в отношениях. К примеру, с Грузией и с Польшей.

Джозеф Байден является даже более скептическим игроком, чем Обама, и у него может быть предубеждение в отношении российского премьера Владимира Путина, особенно если рассматривать регулярные заявления сената США о ситуации с демократией и защитой прав человека в России.

Все эти аспекты если не всплывут в ходе поездки Байдена, то будут создавать определенный бэкграунд, ограничивающий прямой диалог. Байден, скорее всего, встретится как с Медведевым, так и с Путиным, но ожидать каких-то прорывных решений на этих встречах нельзя.

Технологии - главный пункт переговорной повестки об участии Соединенных Штатов в российской модернизации. Другой момент - это инвестиции американских компаний в модернизационный сектор, в том числе и в Сколково. 

Этот процесс уже происходит, и он по большому счету не нуждается в серьезном политическом импульсе, потому что движим интересами самих корпораций.  Создание исследовательских подразделений в России очень актуально. Третий момент - это как раз достаточно амбициозный подход, требующий политической воли и решимости. Это промышленно-технологическое партнерство по созданию новых индустрий, нового продукта.

И здесь, хотя это наиболее интересные и перспективные вещи, в том числе с точки зрения выхода из кризиса, пока ничего такого прорывного нет.

Обсуждались какие-то масштабные транспортные проекты в качестве фантастики. Пока ничего реального нет. В принципе здесь речь должна идти о каких-то новых отраслях как энергетика, транспорт, в которых у России есть какие-то нишевые конкурентные преимущества. Поэтому именно с Соединенными Штатами партнерство довольно сильно продвинуто. Это было бы довольно важно для России найти среди крупнейших западных корпораций таких партеров по созданию новых отраслей, индустрий.

Политический диалог, несомненно, дает импульсы и сотрудничеству в экономике. Но это, прежде всего, связано с общим фоном взаимоотношений двух президентов - Медведева и Обамы, которые с точки зрения своего посыла во многом близки. Они оба делают ставку на перезапуск экономики на основе технологического роста. И в этом смысле было бы важно, чтобы это сходство переросло в какое-то подобие союзничества. То есть локального ограниченного союзничества в том, что касается осуществления научно-технологического прогресса. Но, к сожалению, возможности России в этой сфере гораздо ниже, чем возможности США.
 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".