Статья
520 12 июля 2010 10:34

«Обратное» движение

1-5 июля 2010 государственный секретарь США Хиллари Клинтон совершила рабочее турне по странам Восточной Европы и постсоветского пространства. В ходе поездки Клинтон посетила Украину, Польшу, Азербайджан, Армению и Грузию.

Затяжное турне госсекретаря Соединенных Штатов – плановое политическое действие, направленное на обозначение внимания Вашингтона к странам бывшего социалистического лагеря. Основные усилия на международной арене Белый дом сосредоточил в настоящее время на решении комплекса проблем в регионе Ближнего и Среднего Востока. Его возможности для активной игры на территории бывшего СССР пока довольно ограничены. Однако полностью отказаться от внимания к этому региону США не могут. Показывать время от времени «просвещенный» интерес к таким странам как Грузия и Украина их обязывает статус сверхдержавы, претендующей на одностороннее регулирование мировыми процессами. В силу этого демократической администрации Барака Обамы приходится, как минимум, раз в год санкционировать поездку одного своего статусного представителя по постсоветскому пространству. В 2009 году подобный вояж совершил вице-президент США Джозеф Байден. В 2010 году наступила очередь Клинтон. В обоих случаях главной целью поездки стало проявление заинтересованности в двустороннем партнерстве без его предметного наполнения. Во всяком случае, в среднесрочной перспективе. Об этом говорит тот факт, что сам Обама бывшие республики Советского Союза пока игнорирует. Его визит будет возможен только в том случае, если США захотят прийти в этот регион по-настоящему.

В то же время визит Клинтон показал, что США расширяют коридор для «обратного движения» в диалоге с РФ. В пользу этого свидетельствует заявление госсекретаря по закавказскому вопросу. Клинтон сознательно подчеркнула, что США не смирятся с «российской оккупацией территории Грузии» и будут добиваться её «деоккупации». Также обращает на себя внимание тот факт, что визит государственного секретаря совпал с обнародованием Государственным департаментом регулярного доклада о поддержке демократии в мире в 2009 году. Негативная реакция на него со стороны МИД России последовала 6 июля. Характеризуя ситуацию в РФ, авторы документа подчеркнули «эрозию» российской демократии и несоответствие текущей политической системы РФ западным нормам. Высказывания Клинтон и документ Госдепа говорят о том, что кабинет Обамы, несмотря на констатацию сближения с Россией, не исключает для себя возможность нового этапа двустороннего размежевания. Параллельно с процессом «пост-перезагрузки» Соединенные Штаты активно прорабатывают «функциональные каналы» для активной критики РФ и давления на её политическое руководство. Котировки на новое российско-американское отдаления в понимании истеблишмента США достаточно высоки.

Формального побудительного мотива для демонстративной контригры Клинтон не было - она просто подтвердила право сильного. Высказывания государственного секретаря вместе с докладом Государственного департамента стали символическими жестами, демонстрирующими, что только Соединенным Штатам принадлежит право определять тональность и содержание российско-американских отношений. Белый дом демонстративно строит отношения с Москвой с позиции сильного. США чувствуют себя хозяевами положения и всячески показывают, что смотрят на Россию «сверху вниз». Пока Вашингтон не отказывается от сближения с Москвой. Однако в том случае, если в Белом доме сочтут «перезагрузку» несоответствующей американским национальным интересам (например, в Евразии), она будет в оперативном порядке девальвирована. Наличие обоснования для такой девальвации подтверждают как слова Клинтон, так и постоянная мониторинговая работа её подчиненных. Хорошо подготовленные и продуманные инициативы Фогги Боттом могут быть в оперативном режиме использованы Обамой и его окружением для оправдания возможного охлаждения в диалоге по линии Москва-Вашингтон.

Стартовую площадку для прекращения текущего «увлечения партнерством» создает скандал вокруг нелегальных агентов СВР России, задержанных в США. Несмотря на стремление российских СМИ представить их в качестве «ненастоящих шпионов» и тем самым снизить издержки концентрированного удара ФБР по имиджу разведки РФ, реальное положение дел в ходе «арлингтонского инцидента» развивалось не в пользу Москвы. Как показали уже первые допросы, проведенные ФБР, большинство задержанных (девять из десяти) признали, что являются гражданами России. В ходе своего пребывания в США они использовали профессиональные «легенды» и соответствующие документы. Остается под вопросом, занимались ли они полноценной разведывательной деятельностью или просто «наслаждались жизнью» в Соединенных Штатах, пользуясь прикрытием СВР (такой вариант исключать нельзя). Однако о значимости их потенциала для внешней разведки РФ говорят два факта. Во-первых, Москва достаточно быстро признала всех задержанных российскими гражданами. А, во-вторых, российское руководство сочло возможным обменять их ещё до вынесения приговора американским судом на чётырех лиц, осужденных на реальные сроки за сбор разведывательных данных в пользу ЦРУ и МИ-6 в РФ. Речь идет об Игоре Сутягине, Сергее Скрипале, Александре Запорожском и Геннадии Василенко. Все они были в срочном порядке помилованы решением президента Дмитрия Медведева. 9 июля 2010 года у закрытого на ремонт терминала аэропорта «Швехат» в Вене состоялась процедура их классического, в духе Холодной войны, обмена на «арлингтонскую десятку». Просто так т.н. «ненастоящих шпионов» на осужденных за шпионаж в таком сверхоперативном режиме не обменивают.

У дела «арлингтонской десятки» есть все необходимые качества для того, чтобы создать первый задел для размежевания между Москвой и Вашингтоном. По своему резонансу оно сопоставимо с операцией «Фут», проведенной МИ5 в сентябре 1971 года. Тогда британская контрразведка санкционировала высылку из Соединенного Королевства сразу 105 советских дипломатов, 60 из которых составляли кадровые сотрудники КГБ, работавшие под прикрытием. Теперь количество «засвеченных» составило всего 10. Однако внимание к ним со стороны прессы и общественности оказалось на порядок выше, чем в 1970-х годах. «Арлингтонское дело» впервые с 1991 года воскресило в практике российско-американских отношений темные моменты войны спецслужб.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".