Статья
671 16 сентября 2010 7:10

Общественная палата РФ обсудит Химкинский лес

Общественная палата Российской Федерации проводит слушания «Химкинский лес - проблемы и решения».

В мероприятии примут участие заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский, члены Общественной палаты РФ Владимир Захаров, Вячеслав Глазычев, министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин, представители министерств и ведомств, исполнительной власти Москвы и Московской области, активисты движения защитников Химкинского леса, представители общественных объединений города Химки, представители Гринпис России, российского отделения Всемирного фонда дикой природы, других экологических организаций, и другие эксперты.

Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы.

26 августа президент России Дмитрий Медведев по инициативе партии «Единая Россия» подписал поручение о приостановлении строительства скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км, проходящем через лесопарковую зону Химкинского леса, и проведении дополнительных общественных слушаний по этому вопросу.

«Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий от правящей “Единой России” до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги говорят о том, что оно требует дополнительного анализа», - заявил президент в своем видео-блоге.

«С учетом такого количества обращений я принял решение: я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения», - сказал тогда Дмитрий Медведев.

Явившись инициатором проведения дополнительного обсуждения, сама партия «Единая Россия» не определила своей окончательной позиции по Химкинскому лесу.

«Окончательной позиции у “Единой России” по данному вопросу нет», - сказал 6 сентября на последнем по счету заседании Общественного совета партии, посвященном проблеме Химкинского леса, первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев.

Отметив, что он «в значительной мере» является жителем Химок, Андрей Исаев заявил, что вопрос строительства трассы «не только назрел, а перезрел», и «этот вариант (прокладка трассы через Химкинский лес) представляется наименьшим злом». «Злом, потому что деревья вырубать в любом случае плохо», - пояснил Исаев.

«Ленинградское шоссе каждый день парализовано. Движение идет в катастрофических темпах: 3-4 часа на дорогу от работы до дома стало обычным делом. Уровень выхлопных газов в атмосферу огромен. Вопрос строительства трассы касается не только жителей Химок, но и тех, кто пытается попасть в аэропорт Шереметьево», - подчеркнул Андрей Исаев.

Он отметил, что «нужна трасса, которая бы соединила два мегаполиса страны, при этом важно, чтобы она проходила рядом с аэропортом Шереметьево».

Исаев также выразил уверенность, «реальные настроения в Химках таковы, что если будет проведен референдум, то 90% химчан проголосуют за строительство трассы».

Стоит отметить, что участвовавшая в заседании Общественного совета «Единой России» лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова выразила «Единой России» благодарность за возможность подробного обсуждения проблемы прокладки трассы через Химкинский лес.

В своем выступлении Чирикова не выразила категорического протеста по поводу утвержденного проекта трассы, однако заметила: «Сама реализация проекта трассы была просто безобразная».

Касаясь альтернативного маршрута трассы, Евгения Чирикова предложила: «Надо придерживаться западного опыта и подходить гибко». Каких-то конкретных пояснений «гибкости» с ее стороны не последовало.

Итоги заседания Общественного совета по вопросу строительства трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес прокомментировал глава Общественного совета по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом партии «Единая Россия», директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«В ходе двух заседаний Общественного совета Партии, на которых рассматривались вопросы экспертизы вариантов прокладки маршрута трасса Москва – Санкт-Петербург через Химкинский округ, все заинтересованные стороны получили возможность высказать свою точку зрения и предоставить материалы экспертизы», - отметил он.

Чеснаков особо подчеркнул, что «слово получили все, начиная от тех, кто проектировал и строит данную трассу, и заканчивая представителями экологических и общественных организаций города Химки».

«В партии будут внимательно разбираться с этими предложениями и, при необходимости, инициировать поправки в действующее законодательство. Все материалы заседания Общественного совета будут переданы в Общественную палату и Администрацию президента», - отметил он.

На следующий день 7 сентября проблему Химкинского леса обсудили общественные советы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Министерства транспорта России.

Общественный совет Росавтодора предложил строить скоростную трассу через лес. Члены совета единогласно проголосовали за такой план строительства.

«Так или иначе, дело уже сделано, лес уже вырублен. Если мы будем опять возвращаться к альтернативному варианту, мы еще шест лет потеряем», - заявил член общественного совета Росавтодора Сергей Фахретдинов.

Отметим, что в Общественный совет Росавтодора, в частности, входят член совета движения «Гражданское общество» Леван Гоглидзе, президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим, президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов и лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

В свою очередь, Общественный совет Минтранса голосование по вопросу о Химкинском лесе не проводил.

Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Сергей Катырин, присутствовавший на заседании, поднял вопрос о штрафных санкциях, которые могут быть предъявлены за изменение маршрута трассы.

«По предварительным расчетам, штрафные санкции составят порядка 3 млрд. рублей», - сказал и.о. директора ФГУ «Дороги России» Андрей Журавлев, добавив, что перепроектирование и строительство новой трассы затянется минимум на 3 года.

В свою очередь, заместитель генерального директора ООО «Северо-западная концессионная компания» Венсан Кабанн сообщил, что проект строительства скоростной трассы через Химкинский лес соответствует европейским нормам. «Мы бы не шли на конкурс, если бы параметры предложенной (трассы) не соответствовали всем европейским нормам», - сказал Кабанн.

В поддержку строительства трассы через лес высказался и мэр Химок Владимир Стрельченко. «В России две проблемы: дороги и те, кто с ними борется», - сказал градоначальник.

Председатель Общественного совета Минтранса России Анатолий Кучерена по итогам заседания заявил, что точки зрения всех сторон будут представлены 16 сентября на слушаниях в Общественной палате.

Представители проектных компаний также выступают за прокладку скоростной трассы через Химкинский лес.

Главный инженер проекта Николай Кузнецов заявил, что «коридор для трассы был зарезервирован в Генпланах Москвы и Химок еще с 1971 года».

«Мы рассмотрели все возможные варианты. Все они проходят через лес. Утвержденный вариант наименее затратный», - подчеркнул он.

Мэр Москвы Юрий Лужков в свою очередь заявил, что при строительстве трассы Москва-Санкт-Петербург нужно придерживаться запланированного и уже утвержденного варианта ее маршрута через Химкинский лес.

«Нужно оставлять запланированный и уже утвержденный вариант. Он реалистичен. Здесь пришлось пойти на определенные жертвы, и, конечно, это вызывает сожаление. Но та цена, которую приходится платить, все-таки более обоснованна, чем другие варианты», - заявил Юрий Лужков в своей статье, опубликованной в «Российской газете» 6 сентября.

По его словам, запланированный маршрут трассы Москва-Санкт-Петербург, проходящий через Химкинский лес, обоснован, дешевле и подготовлен технически.

«Под него почти готова трасса. Его пересмотр потребует заплатить большие неустойки по контрактам. И серьезно - на годы - отодвинет строительство и запуск дороги», - отмечал Лужков.

В своей статье он отмечал, что для прокладки трассы нужно было вырубить часть леса, но просека через Химкинский лес «уменьшена и аккуратна, насколько возможно».

«Чтобы еще сократить травмы территории, «подвернут» маршрут, увеличена протяженность участка дороги, что, конечно, даст некоторый рост цене строительства. Но зато мы огибаем ряд социальных и природоохранных проблем. Так что выигрыш в конечном счете больше некоторых дополнительных затрат», - отметил в своей статье столичный мэр.

Федеральные власти обращались к Москве с просьбой разработать альтернативные варианты прохождения трассы Москва-Санкт-Петербург, сообщал Юрий Лужков.

«Мы с ответственностью откликнулись на просьбу федеральных властей изучить разные варианты строительства, рассмотреть помимо существующего сегодня маршрута еще две альтернативы. Такой анализ провели и с наукой экспертно «прокрутили» три варианта трассы», - писал мэр.

По его словам, первый альтернативный маршрут был сразу отвергнут из-за его «бешеной» стоимости. Второй варианты был также неприемлем, так как подразумевал компенсации владельцам коттеджей в микрорайонах Химок, через которые бы проходила трасса, а также вырубку большой территории Химкинского леса по его периферии, и ряд других социальных и природоохранных проблем.

8 сентября на совещании по вопросам развития лесного хозяйства страны президент России Дмитрий Медведев, подводя промежуточные итоги дискуссии, отметил, что решение о судьбе Химкинского леса будет приниматься с учетом не только экономических, но и экологических соображений.

«Мною было принято решение о дополнительной проработке этого вопроса. И мне бы хотелось, чтобы при этой проработке правительство руководствовалось не только экономическими, но и экологическими соображениями», - сказал Дмитрий Медведев.

Как подчеркнул глава государства, «это не значит, что экономика побоку, но должны приниматься во внимание и другие факторы».

«Я понимаю ведомства, которые выступают за сохранение имеющегося проекта. Но решение пока не принято. Для этого необходимо провести, как мы договаривались, все необходимые слушания с участием экспертных структур, общественных структур», - сказал президент.

Он отметил, что только после этого «будет принято окончательное решение, каким маршрутом будет осуществляться эта стройка, которая, вне всякого сомнения, нашей стране нужна».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".