Статья
28 Января 2013 14:33

Общественную палату РФ обновят

Группа членов Совета Федерации РФ внесла в Госдуму законопроект о реформе Общественной палаты.

«У нас в два раза повышается представительство регионов от 43 членов Общественной палаты до 83 членов Общественной палаты», - сказал первый вице-спикер Совета федерации Александр Торшин, комментируя законопроект.

В законопроекте предлагается, чтобы 40 членов палаты утверждались президентом (сейчас 42), а 83 делегировались общественными палатами регионов. Согласно документу, общественная палата каждого региона должна делегировать в федеральную палату по одному члену. На данный момент региональные общественные палаты есть в 74 субъектах федерации, напомнил Торшин. Законопроект также предполагает, что 43 члена Общественной палаты будут избираться в нее путем интернет-голосования. Таким образом, общая численность палаты возрастает со 126 до 166 человек.

Первое заседание палаты, сформированной по новому принципу, должно состояться не позднее 1 июля 2014 года. При этом авторы законопроекта предлагают, чтобы он вступил в силу уже 1 июня этого года. Торшин рассчитывает, что законопроект сможет пройти все этапы рассмотрения в течение весенней парламентской сессии. При этом действующий состав Общественной палаты может не доработать до окончания своих полномочий полгода.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает «логичным и правильным» новый закон об Общественной палате (ОП), но настаивает на его широком обсуждении, в том числе и общественном.

«Мои коллеги, они со мной советовались, внесли законодательную инициативу, смысл которой в том, чтобы каждый регион, каждый субъект РФ был представлен одним представителем от общественных региональных палат», - отметила председатель верхней палаты в интервью ИТАР-ТАСС.

Она указала на то, что при старом порядке около 10 регионов не были представлены в ОП. «Поэтому, на мой взгляд, инициатива сенаторов, которые работают в палате регионов, по расширению представительства регионов, она логичная, нормальная и правильная», - считает Матвиенко. В то же время она подчеркнула, что данная инициатива общественно значимая и социально чувствительная. «Здесь не нужно никакой спешки. Надо очень широко его обсуждать», - добавила спикер.

Текст законопроекта будет размещен на сайте верхней палаты для общественного обсуждения. Кроме этого, эта тема, по словам Матвиенко, прозвучит и на Совете при председателе Совета Федерации по общественным и неправительственным организациям. «Я поручу комитету по законодательству провести «круглый стол» с привлечением экспертов. Надо в течение февраля провести такое широкое обсуждение, экспертизу», - заключила Матвиенко.

Глава профильного комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) не исключает, что депутаты поддержат законопроект о новом порядке формирования Общественной палаты.

Нилов сказал РИА Новости, что законопроект еще не поступил в комитет Госдумы, но он об этой инициативе слышал и в целом положительно смотрит на реформу Общественной палаты.

«Законопроект в наш комитет еще не поступил, но я слышал и знаю об этой инициативе. Возможно, что с доработками во втором чтении, но шансы, исходя из логики и здравого смысла, у законопроекта есть», - сказал Нилов.

Согласно информации на сайте Общественной палаты, эта структура «осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти». Никаких реальных властных полномочий и рычагов влияния на государственные структуры Общественная палата не имеет.

Комментарии экспертов
<p>Я вижу две причины для изменения принципов формирования Общественной палаты. </p>
<p>Во-первых, внешняя. В последние месяцы бурное развитие гражданской активности явно обострило вопрос о том, насколько Общественная палата, как важный институт для агрегирования различных формальных и неформальных интересов, выполняет свои функции. </p>
<p>Во-вторых, причина внутренняя. Давно назревало изменение старого способа  формирования Общественной палаты, когда часть кандидатов отсеивалась самими ее членами. </p>
<p>Сенаторы - инициаторы озвученной сегодня реформы, отреагировали на вторую группу проблем. </p>
<p>Конечно, правильно, что в новом законопроекте вводят такой инструмент, как Интернет. Это важно и современно. Также важно то, что предполагается расширять представительство регионов.  Это явные шаги вперед, по сравнению с тем способом формирования ОП, который был раньше. </p>
<p>Однако, пока нет ответа на первую группу проблем, вряд ли что-то серьезно изменится. Несмотря на все заявленные реформы, продолжает оставаться существенным и, пожалуй, самым важным вопрос - какую реальную роль играет Общественная палата в политической системе вообще и в процессе принятия тех или иных политических решений в частности.  </p>
<p>Если взять, например, последние резонансные законы, вокруг которых были ожесточенные споры, то мнения Общественной палаты слышно практически не было. Может, формально оно и было, но не столь авторитетное, как того требовала ситуация. Хотя именно палата в том виде, как ее задумывали, как оригинальный институт гражданского общества, могла бы стать одной из важнейших и интереснейших площадок для диалога, могла высказывать свою позицию более четко и более быстро, чем другие общественные организации. </p>
<p>Поэтому вопрос, наверное, не в реформе и улучшении способов формирования Общественной палаты, а в том, каким способом можно повысить вес самой палаты и общественных организаций, которые с ней работают и сотрудничают, в процессе принятия государственных решений.  </p>
<p class="p1">Я полагаю, что реформа Общественной палаты - дело необходимое. Это поможет повысить производительность этого органа. При реформировании Совета по правам человека было очень много споров, дискуссий, даже скандалов. Но результат-то какой? Президентский Совет по правам человека есть. Более того, он стал более равноправным.</p>
<p class="p1">Общественная палата очень хорошо поработала, она авторитетна, находится в хорошей форме. Но это что, будет такой институт, который все время работает в одном формате? Конечно нет. Есть необходимость в расширении Общественной палаты, в том, чтобы она была более тесно связана с регионами. Некоторые регионы ни разу в ней не были представлены - это неправильно. Между тем, в регионах, оказалось, выше экономический рост,  и рост общественной активности также происходит - в этих условиях необходимо, чтобы московские институты больше учитывали региональные аспекты. Это и предполагается сделать. И это первый момент.</p>
<p>Второй момент: мы видим, что Интернет становится огромной общественной площадкой: общественность себя активно реализует в Сети, плюс - нам необходимо больше открытости и публичности. Но нельзя допустить, чтобы при интернет-голосовании происходили какие-то манипуляции и кампании. Сейчас в Интернете высокий уровень анонимности, поэтому, я думаю, нам надо бы вот этот Интернет сделать необязательным. С учетом голосования в Интернете - может быть, вот так это (голосование) сделать. Чтобы защитить итоги голосования от возможных манипуляций, так как Интернет сильно от них зависит. </p>
<p>/Специально для Актуальных Комментариев/</p>
<p>За эти годы была создана сеть региональных общественных палат, и она уже сильная. Практически во всех регионах есть общественные палаты, и надо дать им возможность представительствовать в Общественной палате России. Этот законопроект отражает те изменения, которые произошли в общественной сфере за годы с момента создания Общественной палаты.<br />
<br />
Вместе с тем необходимо серьезно обсудить законопроект. Надо аккуратно к этому подойти и без спешки законопроект обсудить, может еще какие-то новые идеи появятся.<br />
<br />
Предложенный документ не является кардинальной реформой. По-прежнему предлагается, что первая группа будет приглашаться президентом в Общественную палату, как и сейчас. Насколько я знаю, 40 человек будут приглашаться по этому законопроекту, а было 42. Вторая часть - кандидаты Общественной палаты будут выдвигаться всероссийскими организациями. И сейчас примерно так же. Но насколько я знаю, предлагается попробовать интернет-голосование. Наверное, это интересно, можно приветствовать это начинание, но надо очень серьезно продумывать технологию интернет-голосования.<br />
<br />
Третий, очень важный аспект, что представители всех регионов будут в составе Общественной палате. Сейчас идет во время выборов очень жесткая борьба и довольно трудно добиться того, чтобы регионы были представлены в Общественной палате РФ. И довольно много регионов так и не имели своих представителей... В результате количество членов Общественной палаты предполагается увеличить за счет регионов в первую очередь.<br />
<br />
Мне кажется, что интернет-голосование должно быть скорее экспертным голосованием...Но я здесь не имею окончательного мнения. Все-таки это выборы не в Государственную Думу и не президента, и не губернатора, когда все граждане имеют право голосовать, это более узкий круг. Здесь должны быть компетентные выборщики, но я пока не сложил окончательно мнения.</p>
<p>/<a href="http://www.ria.ru">РИА Новости</a>/</p>
<p class="p1">Новый закон, предложенный членами Совета Федерации о порядке формирования Общественной палаты, давно назрел и является логическим этапом в развитии ОП. Мне как руководителю рабочей группы по общественному контролю за избирательным процессом часто приходится ездить по регионам общаться с представителями региональных Общественных палат. И конечно можно увидеть «недопредставленность» регионов в федеральной Общественной палате.  </p>
<p class="p1">То, что согласно законопроекту теперь каждая региональная Общественная палата будет представлена и в федеральной ОП, абсолютно логично. Это правильный и нужный шаг, который будет содействовать развитию гражданского общества в регионах. Таким образом предоставляется возможность региональному гражданскому обществу влиять на федеральную повестку дня.</p>
<p class="p1">Еще один важный момент – проведение интернет-голосования, которое будет использоваться для определения второй части списка. </p>
<p class="p1">Это увеличит в целом демократичность процесса, его прозрачность, позволит подключить к выборному процессу активную часть гражданского общества. </p>
<p>Не думаю, что кто-то будет возражать против предложенных изменений в процедуре формирования ОП. </p>
<p>/Специально для Актуальных Комментариев/</p>
<p>Интернет-голосование — это просто веяние времени, на которое приходится реагировать.<br />
<br />
Более интерактивный механизм формирования может быть нацелен на укрепление репутации палаты. Это особенно может оказаться важным для власти, учитывая, что многие конфликты в законодательном процессе возникают в связи с попытками власти регулировать сферу общественных отношений.<br />
<br />
ОП и другие институты гражданского общества могут выступать партнерами, инициаторами каких-то инициатив, площадкой для их социальной апробации, общественной дискуссии. Разумеется, это будет возможно в том случае, если в палате будет какая-то критическая масса людей, имеющих самостоятельную репутацию, авторитет большой и при этом достаточно профессиональных.</p>
<p>/<a href="http://www.ria.ru">РИА Новости</a>/</p>
<p>С принятием законопроекта Общественная палата станет более представительным органом.<br />
<br />
Власть демонстрирует, что готова к диалогу, в том числе и со слоями креативного класса, представителями интеллигенции и наиболее активных социальных групп… Власть отдает себе отчет, что есть проблема с креативным классом, который не осознает обратной связи.<br />
<br />
С переформатированием ОП, с введением интернет-голосования в ее рядах как раз и появятся представители креативного класса. В палату могут войти представители активных, взыскательных социальный групп, и механизм обратной связи будет работать.<br />
<br />
Интернет-голосование — это симметричный технологический ответ оппозиции, адресованный креативному классу, который должен будет тоже послать в ОП своих представителей.</p>
<p>/<a href="http://www.ria.ru">РИА Новости</a>/</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".