Статья
4987 27 июля 2012 17:59

Общественные наблюдатели

Общественная палата Российской Федерации предлагает предоставить общественным организациям возможность выдвигать наблюдателей на выборах. Об этом сообщил руководитель рабочей группы ОПРФ по общественному контролю над избирательным процессом Максим Григорьев.

Член ОПРФ считает, что вопрос расширения возможностей общественных организаций, наблюдающих за выборами, назрел давно. «Сам статус общественных организаций на выборах не урегулирован. В итоге у участковых избирательных комиссий всегда есть искушение ограничить работу общественных наблюдателей, а для работы профильным НКО приходится посылать своих наблюдателей в качестве представителей каких-либо кандидатов или средств массовой информации», - отметил Григорьев.

Автор инициатив предлагает дать право направлять своих общественных наблюдателей на выборы любым общественным организациям, у которых уставной деятельностью является наблюдение за выборами или которые имеют право участвовать в муниципальных выборах, а также Общественной палате РФ и региональным общественным палатам.

«Такой подход не ограничит практически ни одну из организаций, по факту уже занимающуюся общественным контролем. Для того, чтобы наблюдать за выборами любого уровня, эти организации должны будут проходить заявительную регистрацию в ЦИК», — пояснил член Григорьев. «Если же представители данных организаций захотят наблюдать за региональными выборами, то будет достаточно зарегистрироваться в региональной избирательной комиссии. Направляемые этими организациями общественные наблюдатели автоматически должны получать все условия для полноценной работы», - отметил он.

При этом Григорьев подчеркнул, что настаивает на заявительном характере регистрации. «У избирательных комиссий не должно быть возможности отказать организациям, попадающим в предложенный перечень. Суть наших предложений в том, что все организации, которые осуществляют наблюдение за выборами, вне зависимости от их отношения к государственной власти, политических пристрастий или каких бы то ни было других особенностей получат возможность полноценно наблюдать за выборами на основании закона. Кроме того, мы будем стремиться описать полномочия общественных наблюдателей, чтобы все они могли полноценно работать на участках», — заключил Григорьев.

Рекомендации Общественной палаты РФ, по итогам соответствующих слушаний, будут направлены в законодательные органы власти и ЦИК России.

Комментарии экспертов

Инициатива некоторых членов Общественной палаты  по расширению возможностей НКО по наблюдению за выборами мне кажется интересной.

Правда для ее реализации нужно будет приложить немало усилий.

Пока предложил бы самим членам Общественной Палаты попробовать уже в октябре поучаствовать в качестве наблюдателей на региональных выборах. От партий им будет регистрироваться некорректно, а вот в качестве представителей СМИ они вполне могут присутствовать на участках. Тем более что в ОП работает много журналистов.

После этого и можно будет сделать выводы о том, насколько такое увеличение количества субъектов избирательного процесса будет логичным и эффективным.

А пока можно было бы обсудить данную инициативу на основании уже имеющегося опыта с привлечением максимального количества заинтересованных сторон.

Дискуссия о расширении возможностей для наблюдателей и дополнительном регулировании правил их поведения абсолютно необходима. И, разумеется, чем раньше мы ее начнем, тем лучше для избирательной системы. Хотелось бы, чтобы это был предметный разговор людей, которые используют не столько теоретические и философские подходы, сколько практические знания, полученные в ходе работы на избирательных участках. Желательно также привлечь максимальное количество экспертов, занимающихся электоральными процессами.

Что касается наблюдателей, то каждый из них должен в первую очередь обладать необходимым набором знаний федерального и регионального законодательства. И, кстати,  подобного рода знания необходимы не только наблюдателям, но и работникам избирательных комиссий и представителям правоохранительных органов, чтобы у них было общее понимание тех норм, которые заложены в законе.

На последних выборах в Касимове были случаи, когда наблюдатели и представители избирательных комиссий в конфликтной ситуации по-разному трактовали закон, а в этот момент на избирательном участке не было текста закона. В этой связи нужно проработать вопрос и об оснащении избирательных участков соответствующей нормативной документацией: как текстами законов, так и инструкциями Центризбиркома.

После 22 июля стали обсуждать и тему агрессивного поведения наблюдателей. Последняя инициатива Общественной палаты может оказать влияние на этот аспект. Конечно, сама Палата не может отвечать за наблюдателей, поскольку у нее нет для этого необходимых механизмов. Общественная палата может в основном работать с общественными организациями наблюдателей. Их у нас работает несколько и они по-моему готовы к диалогу.

К сожалению, ситуация с большим количеством конфликтов на участках останется неизменной, если не будут сделаны конкретные шаги по регулированию процесса наблюдения совместно с самими общественными организациями наблюдателей, представителями правоохранительных органов и политическими партиями как главными участниками избирательного процесса.

Со своей стороны вижу три основных направления работы.

Первое – определить сроки работы. НКО и любые общественные организации наблюдателей должны начинать работу не в день голосования, а с начала кампании. Регистрация наблюдателей на участки должна заканчиваться не менее чем за пять дней до дня голосования.

Второе – подготовка наблюдателей к работе. НКО необходимо проводить специальные обучающие семинары и должным образом готовить наблюдателей, гонясь не за численностью, а за качеством.

Третье – определение процедуры оценки выборов со стороны НКО. Если этого не сделать, то существует угроза использования сообщений о различного рода «нарушениях» и «фальсификациях» в качестве инструмента делегитимации выборов. Попытка пресечь нарушение и попытка использовать нарушение для вмешательства в процесс голосования должны четко различаться.

Кстати, неплохо было бы учесть нежелательность прямого взаимодействия наблюдателей от НКО с представителями различных партий перед днем голосования. Чтобы не было как в Касимове, когда в субботний день тишины представители двух партий на публичных мероприятиях проводили инструктаж для части наблюдателей.

И, конечно же, необходимо повсеместное распространение средств общего контроля. Речь в первую очередь идет об установке видеокамер на участках. С момента введения единого дня голосования нам нужно добиться, чтобы на каждом участке была централизованная и открытая запись происходящего.

Видеокамеры и КОИБы лучше многих наблюдателей могут сделать часть работы по обеспечению чистоты выборов.

На данный момент ситуация такова, что общественные наблюдатели для своей полноценной работы вынуждены использовать те или иные формы, которые не соответствуют статусу и достаточно неудобны. Например, независимым наблюдателям (цель которых наблюдать за выборами в целом не в интересах того или иного кандидата, а исходя из необходимости справедливого и законного избирательного процесса) приходится либо договариваться с тем или иным кандидатом и идти от него на выборах (это вызывает сомнения в их независимости и неангажированности, так как приходится входить в какие-то договорные отношения с этим кандидатом), либо идти в качестве представителя средств массовой информации.

Естественно, когда на выборы в качестве журналистов идут люди, которые таковыми не являются, это дает повод относиться к ним с недоверием. Поэтому, оставляя все существующие возможности для наблюдения, наша рабочая группа предлагает расширить для некоммерческих организаций возможности для наблюдения за выборами, введя в законодательство понятия «общественное наблюдение» и «общественный наблюдатель». Чтобы все те организации, которые уже занимаются наблюдениями за выборами (профессионально или на регулярной основе), подтвердили и получили возможность продолжать свою работу, но уже имея официальный статус. С тем, чтобы никакая участковая избирательная комиссия либо представители тех или иных сторон не имели возможности отказать им в этом праве или как-либо ограничивать их в этом праве. Мы предлагаем, чтобы возможность для общественного наблюдения была у любых организаций, которые специализируются на этом или для которых это направление является одним из видов деятельности.

Это означает, что в документах и целях организации будет прописано, что они занимаются вопросами, связанными с избирательным правом, общественным наблюдением за выборами.

 Второй класс организаций – это организации, которые имеют право выдвигать кандидатов на муниципальных выборах, что логично. Если они имеют право выдвигать кандидатов, они должны иметь право и наблюдать за этими выборами. И здесь мы хотим поднять влияние общественности, влияние гражданского общества на уровень муниципалитета с тем, чтобы они более активно участвовали в работе муниципальных кампаний.

Третий класс – это региональные общественные палаты, которые по факту уже активно занимаются наблюдением за выборами, и федеральная общественная палата.

Именно таким категориям организаций мы предлагаем предоставить возможность наблюдать за выборами. Понятно, что это никак не ограничивает, а исключительно дает дополнительные возможности. Все те организации, которые уже занимаются наблюдением, автоматически получают возможность продолжить этим заниматься.

Вводить же ту или иную систему экзаменов или так или иначе ограничивать необходимость наблюдения не имеет смысла и будет неправильным. Никаких экзаменов представителям гражданского общества мы проводить не собираемся. Другое дело, что можно говорить о том, чтобы организациям, которые занимаются наблюдением, была предоставлена дополнительная возможность провести обучение своих членов вне зависимости от политических предпочтений. Этот вопрос связан со временем. Но это, опять-таки, должно происходить не в какой-то запрещающей манере, а это личное дело самих людей, волонтеров, которые занимаются наблюдением.

Я считаю, что ограничивать каким-то образом волонтеров в их действиях, вводить специальную сертификацию волонтеров либо какую-то форму экзаменов не имеет смысла и достаточно глупо. Во-первых, уже есть достаточное количество подготовленных людей. Во-вторых, вопрос решится сам собой, так как люди будут получать большую подготовку. Наша задача в том, чтобы дать им возможность повышать свой уровень в области законодательства. Но как-либо ограничивать их не имеет смысла.

Дальнейший механизм таков: те организации, которые работали по различным регионам на федеральном уровне, должны пройти заявительную регистрацию в Центральной избирательной комиссии. Мы настаиваем на ее заявительном характере (то есть чтобы все они автоматически получили право наблюдать в любом регионе за выборами любого уровня). А те региональные организации, которые хотят наблюдать за выборами только в каком-то определенном регионе, должны пройти такую же регистрацию в избирательной комиссии соответствующего региона.

Такая инициатива окажет значительное влияние на процедуру общественного наблюдения. Во-первых, она законодательно установит статус общественного наблюдателя и уберет какие-то разночтения (на какие участки допускать наблюдателя, а на какие нет). Это сделает процесс общественного наблюдения более естественным, понятным как в сознании самих избирательных комиссий, так и в сознании представителей власти, различных политических сил, политических кандидатов. Это даст возможность общественным наблюдателям быть более независимыми.

И главное: инициатива, которая будет обсуждаться в Общественной палате, существенно расширит возможности некоммерческих организаций по общественному наблюдению и сделает это наблюдение легитимным, ясным и понятным для всех участников избирательного процесса.

Расширение состава наблюдателей – это хорошо, к этому надо стремиться. Есть много некоммерческих организаций, которые могут быть наделены таким статусом.

Что касается юридического образования – естественно, наблюдатель в идеале должен быть как-то подготовлен, чтобы не было конфликтов. Так просто с бухты-барахты идти и наблюдать нельзя. Есть закон, который необходимо соблюдать.

В августе Общественная палата будет проводить слушания по этому вопросу.

Я бы также рассмотрел вопрос о профессиональной этике наблюдателя. Мы знаем, что со стороны участковых избирательных комиссий есть нарушения. Но нарушения есть также со стороны наблюдателей. Есть наблюдатели, которые либо не подготовлены, либо ведут себя довольно-таки агрессивно. Хорошо бы составить реестр таких наблюдателей. Оппозиция делает, например, реестр членов участковых избирательных комиссий, которые с их точки зрения нарушают закон. Соответственно, я бы сделал некий список тех наблюдателей, которые преследуют иные цели, чем наблюдение за избирательным процессом. Но тут нужно не перегнуть палку, чтобы не получилось «охоты на ведьм».

Расширение возможностей НКО по наблюдению за выборами улучшит избирательный процесс. На данный момент очень много людей, которые хотели бы стать наблюдателями. Они придумывают для этого какие-то газеты. Сейчас в качестве наблюдателя на избирательном участке может находиться только представитель прессы либо представитель партии. На участках бывает очень много конфликтов, так как регистрируются представители несуществующих СМИ.

Было бы неплохо, если бы наблюдатели за две недели уведомляли, что они намерены присутствовать – чтобы на участковой избирательной комиссии знали, кто к ним придет, откуда, от какой организации и конфликтов на участках не было.

В результате избирательный процесс станет более цивилизованным, более открытым и расширяющим права участников процесса – в том числе наблюдателей, в том числе тех людей, которые занимаются подсчетом голосов и организацией выборов.

Я очень положительно оцениваю инициативу Общественной палаты РФ по расширению возможностей НКО по наблюдению за выборами. Считаю, что эта инициатива находится полностью в русле развития российского гражданского общества в России и развития системы участия граждан в процессе выборов в той части, которая касается развития института наблюдателей на выборах. Я посмотрел это заявление: все акценты, все пункты сделаны очень правильно.

Что касается заявления представителей власти относительного того, что агитаторы ведут себя агрессивно на выборах, то у меня данная точка зрения ничего не вызывает, кроме презрительной ухмылки.

Одна из основных задач действующей власти – это минимизировать участие представителей общественности в процедуре подсчета голосов. В частности, минимизировать контроль со стороны общества в лице наблюдателей за этой процедурой. Поэтому власть не может не раздражать активность наблюдателя, который пытается засунуть свой нос туда, куда, как кажется власти, ему его засовывать не надо. И это раздражение власти вытекает в такие речевые формы, что «вот наблюдатели ведут себя агрессивно».

Наблюдатели ведут себя агрессивно, я думаю, в том случае, когда представители власти, которые работают на избирательных участках, мешают наблюдателям работать. Если бы наблюдателям давали полную возможность осуществлять контроль за всей процедурой подсчета голосов, то повода для агрессии не было бы. А если от наблюдателей пытаются что-то скрыть, председатель участковой избирательной комиссии производит какие-то непонятные движения с какими-то отдельными членами избирательной комиссии, если они заполняют где-то какие-то бумаги, наблюдатель это видит, начинает нервничать и привлекать к этому внимание. У представителей администрации, как у загнанного в угол зверя, остается единственная возможность – начать огрызаться, говорить о том, что часть наблюдателей агрессивно нападает. Но это, повторяю, ничего, кроме презрительной улыбки, у меня не вызывает.

Сможет ли участие представителей НКО изменить эту ситуацию? Пусть будет больше наблюдателей всяких и разных, от НКО в частности. НКО – представители гражданского общества в России. И если посмотреть на это совсем отдаленно, со стороны, то в высшей степени странно, что власть имеет какие-то моральные основания препятствовать представителям некоммерческих организаций осуществлять контроль за ходом выборов. Если власть этому препятствует, то власть сама же бросает на себя очень серьезные подозрения. Чего бояться, если все нормально?

Я здесь не могу не вспомнить, что наши уважаемые депутаты последнее время постоянно инициируют недемократические законы, недемократические процедуры, и при этом все время ссылаясь на отдельные пункты законов развитых стран.

В связи с этим я хочу сказать об опыте работы наблюдателей во Франции. Хочу проинформировать, что во Франции наблюдателем за процедурой подсчета голосов может быть, подчеркну, каждый гражданин. Он должен прийти за 5 минут до закрытия избирательного участка, потому что в 20 часов, когда кончается голосование, участки закрываются. Соответственно, ты не можешь прийти в 20:05. На любом избирательном участке ты можешь найти себе стул, сесть (есть специально отведенные для этого места), и спокойно наблюдать за тем, как происходит подсчет голосов – тебе даже не надо регистрироваться. Конечно, если ты начнешь нарушать общественный порядок, что-то кричать и т.д., мгновенно будет вызвана полиция и тебя заберут. Но факт, что всякого рода ограничений – сколько наблюдателей должно быть, они должны быть зарегистрированы за 5 дней, за 10 дней – нет в принципе, они отсутствуют.

Почему мы не берем пример с того, как организована процедура наблюдения за выборами во Франции? Каждый может наблюдать, при условии, что он не нарушает общественный порядок. Точка. Нет необходимости даже регистрироваться или говорить о том, что ты представляешь какую-то организацию.

Инициатива Общественной палаты по расширению возможностей НКО по наблюдению за выборами может несколько изменить ситуацию.

Общественная палата является все-таки одним из наших российских институтов. Однако Общественная палата, как известно, не является конституционным органом и не принимает решений. Но я считаю, что данная инициатива может оказать влияние на особо ретивые головы из ЦИКа или депутатского корпуса. И вполне возможно, что соответствующие органы к этому прислушаются. В этом и заключается суть существования Общественной палаты, когда она выносит общественные инициативы на обсуждение. Я очень поддерживаю эту инициативу.

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".