Статья
885 23 Ноября 2017 11:41

Обучить политике

Компьютерные игры часто воспринимаются как пустая трата времени. Мол, ничему они не учат, некоторые из них даже травмируют психику ребенка и провоцируют рост уровня насилия в молодежной среде. Однако не все игры создаются для развлечения, некоторые из них способны обучить разным навыкам и научить чему-то новому, в том числе рассказать ребенку о мире политики, чтобы тот имел представление о том, как она функционирует. Примечательно, что таких игр много на западе и практически нет в России.

Дурная репутация

Преставление большинства взрослых людей о компьютерных играх построено не на личном опыте, а на различных новостных сюжетах и передачах. «Подросток умер при игре в компьютерную игру от обезвоживания», «Подросток убил своих родителей после игры в GTA», «Конфликт в игре Lineage II привел к убийству» — именно после таких публикаций в СМИ вокруг компьютерных игр сформировался негативный образ. Согласно опросам ФОМ за 2013 год, в компьютерные игры в России играют только 28% населения, причем только 18% делают это относительно регулярно (хотя бы раз в неделю). А если в информационном поле появляется информация о том, что компьютерные игры могут быть полезны для детей, то она обязательно подается как сенсация.

Именно поэтому многие родители до сих пор запрещают своим детям играть в компьютерные игры. При этом игры не разделяются на плохие и хорошие, они все вредные. Но зачастую некоторые компьютерные игры могут развивать навыки ребенка ничем не хуже классических образовательных технологий.

Новый взгляд на игры

Недавнее исследование Эндрю Пржибыльски (Andrew K. Przybylski) показало, что определенные компьютерные игры формируют метакогнитивные навыки у подростков, что затем помогает им принимать самостоятельные решения. Другие исследования подтверждали, что стратегии и даже некоторые шутеры развивали скорость реакции и быстроту принятия решений у детей.

Кроме того, психологи отмечают, что компьютерные игры, несмотря на свой виртуальный характер, продолжают оставаться играми, а игра — это ключевой инструмент социализации ребенка. Именно в игровой манере ребенок усваивает социальные нормы поведения, поэтому в образовательных программах часто используются игровые модели прохождения материала. «Дебаты», учебные суды — это игры, которые позволяют не только получить новые знания, но и понять механизм работы некоторых институтов. Сами игры давно применяются в образовании.

Во что играть?

Мы уже составляли топ-5 лучших, по нашему мнению, игр о политике, но их целевая аудитория — взрослые люди, которые уже имеют представление о том, как работает политическая система. Если же речь идет об обучающих политических играх, то здесь выбор не столь велик, а на российском рынке его практически нет.

За рубежом есть игры о выборах, о социальной структуре общества, в США есть игры о системе выборщиков в различных штатах. Образовательного игрового контента там довольно много. В России можно вспомнить об игре «Империя», но она в большей степени является развлекательной, а не образовательной. Хорошая образовательная политическая игра позволяет пользователю не столько почувствовать себя в роли управленца как, например, в Democracy 3, Tropico 5 или других представителях жанра, сколько рассказывает игроку об особенностях политического процесса той или иной страны.

Отчасти из-за отсутствия в отечественных образовательных программах политических компьютерных игр российские школьники часто не знают простейших вещей о политике. Стандартный курс обществознания многим не интересен, а концентрирование преподавателей на подготовке школьников к ЕГЭ приводит к тому, что за рамками экзаменационных вопросов знания не даются.

А проблема абсентеизма, о которой так любят говорить как политики с высоких трибун, так и политологи во время различных конференций, свои корни имеет в незнании. Незнании политической системы, как она работает на деле и как должна работать. Не все компьютерные игры плохие, и не все должны быть запрещены. Отношение к играм меняется и в России, но пока слишком медленно. Потребуется еще 5-10 лет для того, чтобы у поколения, которому родители в нулевых запрещали играть, появились собственные дети. И необходимо время для создания собственного контента, потому что пока ассортимент политических игр хорошо рассказывает о политической системе США и Европы, но не России.


Автор:
Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".