Статья
2442 17 октября 2022 15:07

Угрозы внешнего вмешательства: как ЕС планирует защищаться

В Европейском парламенте задумались о необходимости ужесточения ограничений на иностранное финансирование физических лиц. Группа экспертов аналитического центра Карнеги*   считает, что это может привести к «серьезным последствиям для гражданских свобод».

Европарламент уже предпринимал такие попытки. В июне 2020 года Европарламент принял решение усилить борьбу с иностранным вмешательством путем создания специального комитета, которому поручено проанализировать широкий спектр форм иностранного вмешательства в демократические институты и процессы ЕС и его государств-членов, а также предложить рекомендации для надлежащего реагирования. В марте 2022 года Европарламент официально принял резолюцию комитета об «иностранном вмешательстве во все демократические процессы в Евросоюзе». Ключевым тезисом документа является мнение, «что злонамеренные и авторитарные иностранные государственные и негосударственные субъекты [такие, как Россия, Китай и другие] используют информационные манипуляции и другие тактики для вмешательства в демократические процессы в ЕС». 

Проблемы таких инициатив — в ограничении гражданских свобод. Эксперты Карнеги* указывают на следующие проблемы доклада: иностранное вмешательство понимается в докладе слишком широко, кроме того, рекомендуются потенциально жесткие ограничения на иностранное финансирование организаций гражданского общества. При этом в официальной резолюции Европарламент прямо поддерживает аргументы, которые в последние годы были выдвинуты различными правительствами по всему миру для оправдания ограничений гражданских свобод. «Это вызывает обеспокоенность тем, что реакция ЕС на то, что европейская политика по противодействию иностранного вмешательства принесет больше вреда, чем пользы», — указывают эксперты Карнеги*.

Попытки запретить иностранное вмешательство не являются общепризнанными нормами международного права. «Менее навязчивое вмешательство, включая влияние на общественное мнение и процессы принятия решений в других государствах, часто практикуется различными государствами, включая ЕС и большинство его государств-членов, например, в контексте международной поддержки демократии и прав человека. Они представляют собой общую практику среди государств и, следовательно, в целом не нарушают международное право. Таким образом, широкое использование термина „иностранное вмешательство“, по-видимому, выходит за рамки запрещенного международным правом вмешательства», — говорится в докладе аналитического центра. 

В резолюции Европарламента от марта 2022 года не дается определение «прозрачности иностранного финансирования». Резолюция направлена на то, чтобы «все некоммерческие организации, аналитические центры, институты и НПО, которые в ходе парламентской работы вносят свой вклад в разработку политики ЕС или любую консультативную роль в законотворческом процессе, были полностью прозрачными, независимыми и свободными от конфликта интересов с точки зрения их финансирования и собственности». «Значение понятий „прозрачность“ и „конфликт интересов“, опять же, не определено. Тем не менее контекст резолюции и ее преамбулы предполагает, что любое участие России или Китая будет равносильно конфликту интересов. Точно так же резолюция разъясняет, что именно „поэтому во всех государствах-членах должно быть объявлено незаконным участие в любой тайной деятельности, финансируемой иностранными субъектами, которая направлена ​​​​на влияние на процесс европейской или национальной политики“. Таким образом, даже незначительное тайное финансирование может быть объявлено вне закона», — утверждают эксперты Карнеги*.

Политики и эксперты также подчеркивают проблему чрезмерно расплывчатых формулировок. «Тем не менее есть члены Европарламента, которые стремятся наложить ограничения на неполитические организации, финансируемые ЕС. В 2017 году Европарламент, в том числе спонсоры проекта отчета о бюджетном контроле за финансированием НПО из бюджета ЕС от Группы Европейской народной партии (ЕНП), решили отложить это предложение после того, как Орбан „сравнил его со спорным венгерским законопроектом“. Тем не менее, споры о том, следует ли и как увеличить „подотчетность“ и „прозрачность“ НПО, финансируемых ЕС, далеко не урегулированы», — говорится в докладе экспертов.

* Включен в реестр иноагентов
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".