Статья
774 25 июля 2012 8:57

Ограниченная эффективность

Вторая половина июля 2012 года ознаменовалась очередным сосредоточением внимания РФ на ближневосточных вопросах. 17 июля президент РФ Владимир Путин провел встречу со специальным посланником ООН и ЛАГ Кофи Аннаном. Центральной темой переговоров стало обсуждение путей выхода из сирийского кризиса. В ходе встречи Путин подтвердил поддержку Россией мирного плана спецпосланника по урегулированию конфликта в Сирии политико-дипломатическими средствами. За день до этого, 16 июля, консультации с Аннаном провел министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Тогда же Лавров по телефону пообщался с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Все мероприятия были посвящены обсуждению ситуации в Сирии.

Непосредственным поводом для работы высшего руководства РФ по Ближнему Востоку стала резкая дестабилизация обстановки в Сирии. С середины июля группы вооруженной оппозиции нанесли серию ударов по правительственным войскам и объектам исполнительной власти. Вооруженные столкновения происходили в ряде регионов страны, включая Дамаск. Наряду с ведением полноценных боевых действий, исламисты активно использовали тактику террористических нападений. В результате им удалось убить министра обороны Сирии Дауда Раджиха и главу регионального командования Службы национальной безопасности партии «Баас» Хишама Бахтияра. Общая ситуация развивалась так, что могло сложиться предположение о намечающемся перевесе сил оппозиции над правительственными войсками и режимом Башара Асада в целом. В таких условиях Кремлю пришлось в срочном порядке заняться сирийскими делами.

Смысл действий руководства России состоит в том, чтобы обеспечить политическое решение сирийского кризиса. Возможности Москвы в поддержании выживаемости правительства Асада в настоящее время ограничены. Ситуация зашла настолько далеко, что ни у президента Сирии, ни у правящей партии «Баас» нет гарантий сохранения на политическом олимпе. И в РФ это прекрасно понимают. В то же время для администрации Путина категорически неприемлем сценарий с устранением команды Асада по ливийскому сценарию. Он подразумевает не только силовое свержение действующих властей, но и последующее устранения президента республики. Для РФ подобное развитие событий означает заметное ослабление позиций на международной арене.

Разгром сирийского правительства вместе с возможным убийством Асада означал бы, что такие страны как США, Турция и Саудовская Аравия могут в одностороннем порядке менять политическое руководство в странах Ближнего Востока, невзирая на мнение других влиятельных игроков.

Свою линию Москва старается реализовать как на двустороннем, так и многостороннем уровне. В середине июля в Нью-Йорке обсуждались проекты резолюции Совета безопасности (СБ) ООН по Сирии. Свои разработки представили Россия и группа западных стран, включавшая США, Францию, Германию и Португалию. При этом государства евро-атлантического сообщества открыто заявляли, что если их проект резолюции не будет принят, они откажутся продлевать мандат миссии наблюдателей ООН в арабской республике. В таких условиях РФ хотя и не смогла добиться успеха, но и не сдала своих позиций. Вместе с КНР она заблокировала западный проект резолюции по Сирии. Причиной стал её односторонний характер. Документ обвинял в эскалации насилия только сирийские власти. При этом миссия наблюдателей ООН в республике была продлена.

В целом же позиция РФ по Сирии обладает ограниченной эффективностью. Но определенное пространство для маневра на треке у Кремля ещё есть. Сирийская армия и флот, по большей части, сохраняют лояльность Асаду. Во многом из-за того, что высшие командные должности в ВС страны занимают алавиты и христиане. Окончательный перелом в вооруженном противостоянии в пользу оппозиции ещё не произошел. 20 июля сирийские войска смогли восстановить контроль над большей частью Дамаска. На этом фоне к берегам Сирии движутся корабли трёх флотов ВМС РФ. В акватории Средиземного моря они составят одну межфлотскую объединенную группу. Планируется, что она должна обеспечить союзническую поддержку Сирии с моря.

Развитие сирийского кризиса актуализировало вопрос о целесообразности ближневосточного присутствия РФ. Формально развитие связей с государствами региона – одно из важных направлений в отечественной внешней политике. Особенно если учитывать, что в 1960-х годах СССР был едва ли не главным внешним игроком на Ближнем Востоке. С другой стороны, «арабская весна» и сопутствующие ей события заметно снизили ликвидность контактов с местными игроками. Нужно также учитывать ограниченность практического наполнения связей с большинством из них. Оно очень редко выходит за пределы энергетики и военно-технического сотрудничества (ВТС). Да и в этих регистрах издержки подчас превалируют над бонусами. Так, ряд стран не спешат вовремя оплачивать приобретаемую у РФ военную продукцию. Не исключено, что в условиях масштабной смены местных политических режимов Москве выгодней ограничить взаимодействие с ближневосточными субъектами и сосредоточиться на других, более важных для неё направлениях.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".