Человек дня
47 10 Августа 2009 12:59

Олег Стриженов

Кумиру советских зрителей, «вечному романтику» Олегу Стриженову – 80. Известность будущий народный артист СССР получил с первых же ролей, сыграв в «Оводе» и «Сорок первом».

Олег Стриженов принадлежит к той малой когорте утонченных советских артистов, любование которым не заканчивается переходом их в разряд «классиков». И сейчас он, несмотря на солидный возраст, старается поддерживать ту самую, «стриженовскую» стать. Кажется, что Стриженов был классиком всегда, с того самого момента, как впервые в 1955 году появился в картине «Овод» в главной роли.

Непохожий на других актеров того времени, заводских рабочих, первых парней на деревне, спортсменов – победителей, Стриженов и покорил зрителей своей новизной, нетипичным для того периода аристократизмом и породой. Далее последовали не менее громкие работы в «Сорок первом», «Хождении за три моря», «Капитанской дочке», «Белых ночах» и др. И кого бы Олег Александрович ни играл, он всегда оставался подтянутым, манерным, волнующим.

Юбиляр родился в 1929 году в Благовещенске, однако судьба навеки связала его с западом страны. Окончив в 1953 году Театральное училище им. Б. В. Щукина, он стал актером Государственного русского драматического театра в Таллине. Проработав один сезон в этом театре Стриженов перебирается сначала в Ленинград, где служит сезон 1954-1955 года в театре драмы им. А.С.Пушкина, а затем и в Москву, где с 1957 года становится актером Театра-студии киноактера.

В период с 1966 по 1976 годы Олег Стриженов состоит в труппе МХАТа, хотя на сцене театра начинает играть еще с сезона 1963-64 годов. Позднее работал в Театре киноактера.

Комментарии экспертов
Невозможно поверить, что Олегу Стриженову – 80!Для моего поколения он вечно молодой, невозможно красивый и безупречно аристократичный киногерой. Один из немногих советских актеров, которые, как говорится, «умели в кадре носить фрак». Для меня на экране уже никогда не будет лучшего Овода, лучшего Петра Гринёва, лучшего Германа и лучшего Афанасия Никитина.
 
А его работа в фильме «Сорок первый» совершеннейший шедевр, наполненный глубоко антисоветской интонацией, поскольку актер оказался настолько масштабнее роли, что переиграл режиссера, сюжет, фабулу и идеологическую задачу. И в целом, загадка, почему цензура выпустила на экраны картину, после которой зритель не испытывает ничего, кроме ужаса перед советской машиной.
 
Значимым событием той киноэпохи был также фильм «Его зовут Роберт». Он не был так значим, как перечисленные выше, но завораживал фантастической тематикой, помноженной на образ Олега Стриженова. Я знаю, что Олег Стриженов активно снимался и позже, но не помню особенно ярких фильмов этого периода. И уверена, что это не его вина, а вина режиссуры, не способной воспользоваться его роскошной фактурой и актерским потенциалом.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".