Человек дня
9874 20 мая 2009 8:32

Олег Янковский

В Москве после продолжительной болезни на 66-м году ушел из жизни выдающийся советский и российский актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР Олег Янковский.

В январе этого года Олег Янковский проходил диагностическое обследование в Германии, после чего продолжил лечение в Москве. По состоянию здоровья знаменитый актер вынужден был отказаться от нескольких ролей в спектаклях ставшего за много лет родным театра. Однако в феврале Янковский вернулся на сцену. И в последнее время играл в единственном спектакле «Женитьба». Зрители встречали (а теперь получается, что провожали) актера аплодисментами и слезами.

В 1973 году Олег Янковский был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола. На сцене театра наиболее значительными его работами стали роли в спектаклях «Автоград - XXI», «В списках не значился» по Б. Васильеву, «Ясновидящий» по Л. Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» М. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, «Карманный театр» Ж. Кокто, «Гамлет» У. Шекспира, «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова, «Чайка» А. Чехова, «Варвар и еретик» (по роману Ф.М. Достоевского «Игрок»), «Шут Балакирев» Г. Горина, «Tout paye, или Все оплачено» И. Жамиака.

Наиболее известными киноработами Олега Ивановича являются его яркие, запоминающиеся образы в таких произведениях, как «Ностальгия» по А. Тарковскому, «Крейцерова соната» М. Швейцера, «Тот самый Мюнгхаузен» и «Обыкновенное чудо» М. Захарова, «Полеты во сне и наяву» Р. Балаяна, «Влюблен по собственному желанию» С. Микаэляна. За роль Игоря Брагина Олег Иванович был признан лучшим актером по опросу  читателей журнала «Советский экран» 1983 г. Важно подчеркнуть, что настоящую славу актеру принесли первые же его картины «Служили два товарища» Е. Карелова и «Щит и меч» В. Басова. Впоследствии уже не Янковский работал на кино, а кино – на актера.

В 2000 году Олег Иванович Янковский решается (вместе с оператором Михаилом Аграновичем) на режиссерский дебют и ставит «рождественскую сказку» «Приходи на меня посмотреть», в которой играет современного героя, «нового русского», который по ошибке забрел к старым русским (великовозрастной дочке — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними.

В последний раз Олег Иванович появлялся на публике 6 мая, когда из рук президента РФ Дмитрия Медведева в Кремле получал Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Однако истинная заслуга всей жизни Олега Янковского не имеет степени.

Комментарии экспертов

Смерть столь выдающегося актера - это большая утрата не только для театра "Ленком", но и для всей страны. Постепенно уходит старое поколение людей драматического искусства, и непонятно, удастся ли актерской молодежи удержать уровень игры на том высоком уровне, которым руководствовался и Янковский.

Олег Янковский является, в первую очередь, актером театра, хотя дорогу к сцене московского "Ленкома" и всесоюзной известности он прокладывал через кинематограф. Конечно, для широкого круга зрителей он известен именно своими киноролями. "Щит и меч" и "Служили два товарища" стали прокатными хитами, а образ Мюнхгаузена "от Янковского", похоже, надолго стал каноническим и непререкаемым. Янковскому вручили звание Народного артиста СССР практически за несколько дней до того, как такая страна канула в Лету.

Олег Иванович даже хвастался, что он стал последним, кого осенили столь высоким званием. Люди "старой школы" постепенно уходят от нас. Звезды на небосклоне гаснут, и с их светом исчезает настоящая российская культура. 

С Олегом Ивановичем мы вместе снимались в фильме «Два гусара» режиссера Криштофовича. Мне было 19, Олегу Ивановичу, по-моему, был 37. Он произвел на меня как на молодого артиста невероятное впечатление. И я даже считаю, что повлиял на мою дальнейшую творческую судьбу. Мы снимали долго, и я имел возможность с ним общаться во время работы. Для меня, студента 3-го курса театрального училища это было невероятным событием, которое осталось в моей памяти навсегда.

Человек невероятного актерского обаяния. Мастер, который находился в самом расцвете сил, он приехал после «Ностальгии» Тарковского на съемки. В нем была такая сила в кадре, что были сцены, где я не мог с ним играть, меня снимали монтажно. Я просил, чтобы он не стоял в кадре. Он прожигал взглядом, своей силой, бившей в грудь. Он был замечательным человеком, когда я учился в институте-он пытался мне помогать.

Потом мы встречались с ним, конечно, часто. Как это бывает, артисты пересекаются на фестивалях, премьерах. Чувства самые добрые по отношению к нему. Это осталось со мной навсегда. Я стал известным актером, мы стали общаться немного по-другому с Олегом Ивановичем. Но чувства зрительские не ушли…Я всегда оставался его зрителем.

Он очень мало снимался в последние годы, был одним из немногих, кто берег себя. Не сберег…

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".