Статья
3477 12 Октября 2018 13:49

Онлайн преподаватель

В последние дни в СМИ все активнее обсуждается новость о том, что один из крупнейших вузов России Высшая школа экономики (ВШЭ) планирует до 2024 года полностью отказаться от чтения лекций. Вместо них профессора «Вышки» будут записывать собственные онлайн-курсы, об инициативе стало известно только сейчас, однако планы по цифровизации российской системы высшего образования звучали и ранее. «Актуальные комментарии» рассказывают о возможных последствиях данной инициативы, а также реакции профессионального сообщества на нее.

«Мы отменим лекционные занятия в классической форме. Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами. То есть каждый профессор „Вышки“ запишет и будет поддерживать онлайн-курс по своему предмету», — отметил в интервью «Коммерсанту» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам, посещаемость лекций студентами в российских вузах составляет в среднем всего 15–17%. «А вовлеченность студентов в этот процесс, боюсь, еще ниже, — сказал он. — Коэффициент полезного действия у таких лекций даже в „Вышке“ низкий. Это никому не нужно, это профанация».

Если разбираться в вопросе более детально, то окажется, что ВШЭ предлагает отказаться от офлайн лекций не только своим преподавателям, но и другим высшим учебным заведениям. В апреле 2018 года ВШЭ и ЦСР выпустили доклад « Двенадцать решений для нового образования», в котором авторы предлагают внедрять практику онлайн-курсов в региональных вузах, так как квалификация преподавательского состава не соответствует высоким требованиям.

«Ключевая проблема региональных университетов — отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, оторванность от современного уровня науки и технологий, слабые связи с бизнесом. Многие учебные курсы (в том числе в магистратуре и на старших курсах) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности. Распространены случаи, когда преподаватель одновременно читает 4–5 курсов совершенно разного содержания.

Частично эту проблему можно решить за счет сетевых отношений, широкого использования массовых открытых онлайн-курсов ведущих университетов, в том числе по смешанной модели преподавания (семинары и экзамены проводятся на местах)», — говорится в докладе.

В проекте предлагается следующее соотношение курсов: «онлайн-курсы ведущих университетов и смешанные курсы на их основе (семинары и экзамены проводятся очно) будут составлять не менее трети образовательных программ высшего образования в вузах. Они преимущественно замещают курсы, для обеспечения которых в вузах-реципиентах нет преподавателей, ведущих соответствующие исследования».

Однако, как отмечают эксперты, у очевидных плюсов онлайн-курсов, которые отмечаются авторами инициативы, существует и ряд минусов, эффект от которых может значительно превышать пользу, главные из них:

— Сокращение профессорско-преподавательского состава. Как отмечает преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла, в высшей школе уже сейчас наблюдаются опасные тенденции: «Оставшиеся преподаватели нагружены больше школьных учителей, завалены требованиями бюрократической отчетности, научная работа остается их частным делом (да, — во многих университетах „нет денег“ на научные командировки, например, в архив или на конференцию, — а если преподаватель их нашел сам (или сэкономил из зарплаты), то для поездки требуется взять отпуск за свой счет, — командировать без оплаты запрещено... Впрочем, может быть это частные случаи, и я отвлекся). Одновременно, именно увольнение трети преподавателей привело к тому, что оставшиеся вынуждены читать „курсы разного содержания“, по дисциплинам, в которых они не занимались научной работой — специалистов-то уволили», — отмечает он на своей странице в Facebook.

А предлагаемые меры, по мнению Куриллы, только усугубят ситуацию: «И вот теперь предлагается сделать следующий шаг — наказать профессоров в региональных вузах за последствия собственной реформы, лишив их права на разработку самостоятельных курсов. Не надо надеяться, что кто-то получит возможность наконец заняться наукой, — проект предусматривает замещение нынешней профессуры молодыми ассистентами для онлайн-курсов: В результате реформы, пишут авторы проекта, „во всех университетах, которые являются центрами инноваций в регионах и отраслях, (будет) сформировано новое кадровое „ядро перемен“, включающее молодых преподавателей, в проекты с ведущими вузами страны и обеспечивающих поддержку онлайн-курсов ведущих университетов.“», — считает преподаватель.

— Снижение качества образования. Онлайн-лекции — это хороший инструмент, дополняющий образовательный процесс, но им нельзя заменить все общение между преподавателем и студентами. «Отсутствие „живых лекций“ приведет к профессиональному угасанию преподавателей, так как отсутствие новых, более продвинутых лекций законсервирует качество лекционного материала», — отмечает ведущий научный сотрудник Волгоградского госуниверситета, доцент Роман Мельниченко.

Кроме того, как показывает практика успешности завершения онлайн-курсов на таких площадках как Coursera, многие попросту будут бросать курсы или же проходить их в фоновом режиме. Все это приведет к снижению квалификации и навыков выпускников российских вузов.

— Потеря функциональной значимости самих вузов. Если все лекции будут заменены на онлайн-курсы, то возникает логичный вопрос: а зачем тогда нужен вуз? Студент с таким же успехом может отказаться от всех неинтересных курсов на программе, и выбрать только то, что ему действительно важно на той же площадке Coursera. Да, у него не будет диплома государственного образца, однако специфика современного рынка труда заключается в том, что работодатели в первую очередь смотрят на имеющиеся навыки у соискателей, а не на их портфолио. Именно поэтому сейчас практически у каждой вакансии есть одно или несколько тестовых заданий.

— Снижение престижа высшего образования. Согласно данным ВЦИОМ, значимость высшего образования в России снижаете. Сегодня только 63% опрошенных уверены в том, что диплом о высшем образовании действительно поможет им сделать успешную карьеру. При том, что десять лет назад также считали 76%. Переход на онлайн-лекции только усугубит этот процесс, так как окружающие будут думать, что студент не получил должного объема практических навыков.

— Стандартизация убивает творчество. Чиновники Минобрнауки и Рособрнадзора стремятся к всеобъемлющей стандартизации всего на свете, забывая о том, что преподавание — это во многом творческий процесс. Конечно, курсы должны соответствовать общим правилам, однако каждый преподаватель использует собственные методы, подходы и фишки. Именно поэтому одни преподаватели нравятся студентам, а другие — нет. Разные подходы в том числе способствуют улучшению самих курсов, так как плюрализм позволяет из конкурирующих позиция определить наиболее удачную. Всеобщая стандартизация образования — это все равно, что заставить всех художников писать картины по одним и тем же лекалам.

Перспективы

Очевидно, что применение новых технологий, методик и практик необходимо в том числе и в системе образования. Онлайн-курсы — это отличная практика, которая должна внедряться в российских вузах, однако не вместо очных занятий, а вместе с развитием и цифровизацией этих занятий. В той же ВШЭ студенты могут проходить курсы на Coursera, и они будут им зачтены в качестве образовательной нагрузки. То есть процесс запущен. Однако он не должен идти в ущерб существующим эффективным практикам. В конце концов, если бы онлайн-курсы действительно позволяли полностью отказаться от очных лекций, то ведущие вузы мира, скорее всего, давно сделали бы этот переход, однако мы не видим, чтобы в Кембридже, Оксфорде или Стэнфорде студенты занимались только по видеороликам.

  • Кажется, у Рэя Бредбери есть фантастический рассказ о том, как в США образование сделали дистанционным: дети сидели дома у телевизоров и смотрели (насколько хватало усидчивости и внимания) обучающие (насколько это было необходимо правящему классу) передачи. Очень грустный рассказ...
  • Кажется, у Рэя Бредбери есть фантастический рассказ о том, как в США образование сделали дистанционным: дети сидели дома у телевизоров и смотрели (насколько хватало усидчивости и внимания) обучающие (насколько это было необходимо правящему классу) передачи. Очень грустный рассказ...
  • Кажется, у Рэя Бредбери есть фантастический рассказ о том, как в США образование сделали дистанционным: дети сидели дома у телевизоров и смотрели (насколько хватало усидчивости и внимания) обучающие (насколько это было необходимо правящему классу) передачи. Очень грустный рассказ...
Комментарии для сайта Cackle
12 Сентября 2020 Новости
Россияне выступают против дистанционного обучения
 Россияне выступают против дистанционного обучения Почти 80% россиян не поддерживают переход на дистанционное образование, согласно результатам интернет-опроса экспертов НИУ ВШЭ «Изменения, вызванные эпидемией коронавируса и режимом самоизоляции. Седьмая волна». Всего в опросе приняли участие 9 тыс. человек. 
1 Сентября 2020 Новости
«Единая Россия» собрала в школу более 185 тысяч детей
 «Единая Россия» собрала в школу более 185 тысяч детей В период ухудшения экономической ситуации на фоне борьбы с коронавирусом поддержка семей с невысоким доходом имеет особую значимость. Ставшая ежегодной благотворительная акция «Собери ребенка в школу» прошла в минувший месяц по всей России. В течение августа партийные активисты, депутаты, представляющие «Единую Россию» в парламентах различных уровней, молодогвардейцы и сторонники партии оказывали разную помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
КомментарийКомментарий Образованию угрожает цифровое неравенство общественный деятельЕвгений Ямбург
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".