Статья
1603 12 Октября 2018 13:49

Онлайн преподаватель

В последние дни в СМИ все активнее обсуждается новость о том, что один из крупнейших вузов России Высшая школа экономики (ВШЭ) планирует до 2024 года полностью отказаться от чтения лекций. Вместо них профессора «Вышки» будут записывать собственные онлайн-курсы, об инициативе стало известно только сейчас, однако планы по цифровизации российской системы высшего образования звучали и ранее. «Актуальные комментарии» рассказывают о возможных последствиях данной инициативы, а также реакции профессионального сообщества на нее.

«Мы отменим лекционные занятия в классической форме. Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами. То есть каждый профессор „Вышки“ запишет и будет поддерживать онлайн-курс по своему предмету», — отметил в интервью «Коммерсанту» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам, посещаемость лекций студентами в российских вузах составляет в среднем всего 15–17%. «А вовлеченность студентов в этот процесс, боюсь, еще ниже, — сказал он. — Коэффициент полезного действия у таких лекций даже в „Вышке“ низкий. Это никому не нужно, это профанация».

Если разбираться в вопросе более детально, то окажется, что ВШЭ предлагает отказаться от офлайн лекций не только своим преподавателям, но и другим высшим учебным заведениям. В апреле 2018 года ВШЭ и ЦСР выпустили доклад « Двенадцать решений для нового образования», в котором авторы предлагают внедрять практику онлайн-курсов в региональных вузах, так как квалификация преподавательского состава не соответствует высоким требованиям.

«Ключевая проблема региональных университетов — отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, оторванность от современного уровня науки и технологий, слабые связи с бизнесом. Многие учебные курсы (в том числе в магистратуре и на старших курсах) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности. Распространены случаи, когда преподаватель одновременно читает 4–5 курсов совершенно разного содержания.

Частично эту проблему можно решить за счет сетевых отношений, широкого использования массовых открытых онлайн-курсов ведущих университетов, в том числе по смешанной модели преподавания (семинары и экзамены проводятся на местах)», — говорится в докладе.

В проекте предлагается следующее соотношение курсов: «онлайн-курсы ведущих университетов и смешанные курсы на их основе (семинары и экзамены проводятся очно) будут составлять не менее трети образовательных программ высшего образования в вузах. Они преимущественно замещают курсы, для обеспечения которых в вузах-реципиентах нет преподавателей, ведущих соответствующие исследования».

Однако, как отмечают эксперты, у очевидных плюсов онлайн-курсов, которые отмечаются авторами инициативы, существует и ряд минусов, эффект от которых может значительно превышать пользу, главные из них:

— Сокращение профессорско-преподавательского состава. Как отмечает преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла, в высшей школе уже сейчас наблюдаются опасные тенденции: «Оставшиеся преподаватели нагружены больше школьных учителей, завалены требованиями бюрократической отчетности, научная работа остается их частным делом (да, — во многих университетах „нет денег“ на научные командировки, например, в архив или на конференцию, — а если преподаватель их нашел сам (или сэкономил из зарплаты), то для поездки требуется взять отпуск за свой счет, — командировать без оплаты запрещено... Впрочем, может быть это частные случаи, и я отвлекся). Одновременно, именно увольнение трети преподавателей привело к тому, что оставшиеся вынуждены читать „курсы разного содержания“, по дисциплинам, в которых они не занимались научной работой — специалистов-то уволили», — отмечает он на своей странице в Facebook.

А предлагаемые меры, по мнению Куриллы, только усугубят ситуацию: «И вот теперь предлагается сделать следующий шаг — наказать профессоров в региональных вузах за последствия собственной реформы, лишив их права на разработку самостоятельных курсов. Не надо надеяться, что кто-то получит возможность наконец заняться наукой, — проект предусматривает замещение нынешней профессуры молодыми ассистентами для онлайн-курсов: В результате реформы, пишут авторы проекта, „во всех университетах, которые являются центрами инноваций в регионах и отраслях, (будет) сформировано новое кадровое „ядро перемен“, включающее молодых преподавателей, в проекты с ведущими вузами страны и обеспечивающих поддержку онлайн-курсов ведущих университетов.“», — считает преподаватель.

— Снижение качества образования. Онлайн-лекции — это хороший инструмент, дополняющий образовательный процесс, но им нельзя заменить все общение между преподавателем и студентами. «Отсутствие „живых лекций“ приведет к профессиональному угасанию преподавателей, так как отсутствие новых, более продвинутых лекций законсервирует качество лекционного материала», — отмечает ведущий научный сотрудник Волгоградского госуниверситета, доцент Роман Мельниченко.

Кроме того, как показывает практика успешности завершения онлайн-курсов на таких площадках как Coursera, многие попросту будут бросать курсы или же проходить их в фоновом режиме. Все это приведет к снижению квалификации и навыков выпускников российских вузов.

— Потеря функциональной значимости самих вузов. Если все лекции будут заменены на онлайн-курсы, то возникает логичный вопрос: а зачем тогда нужен вуз? Студент с таким же успехом может отказаться от всех неинтересных курсов на программе, и выбрать только то, что ему действительно важно на той же площадке Coursera. Да, у него не будет диплома государственного образца, однако специфика современного рынка труда заключается в том, что работодатели в первую очередь смотрят на имеющиеся навыки у соискателей, а не на их портфолио. Именно поэтому сейчас практически у каждой вакансии есть одно или несколько тестовых заданий.

— Снижение престижа высшего образования. Согласно данным ВЦИОМ, значимость высшего образования в России снижаете. Сегодня только 63% опрошенных уверены в том, что диплом о высшем образовании действительно поможет им сделать успешную карьеру. При том, что десять лет назад также считали 76%. Переход на онлайн-лекции только усугубит этот процесс, так как окружающие будут думать, что студент не получил должного объема практических навыков.

— Стандартизация убивает творчество. Чиновники Минобрнауки и Рособрнадзора стремятся к всеобъемлющей стандартизации всего на свете, забывая о том, что преподавание — это во многом творческий процесс. Конечно, курсы должны соответствовать общим правилам, однако каждый преподаватель использует собственные методы, подходы и фишки. Именно поэтому одни преподаватели нравятся студентам, а другие — нет. Разные подходы в том числе способствуют улучшению самих курсов, так как плюрализм позволяет из конкурирующих позиция определить наиболее удачную. Всеобщая стандартизация образования — это все равно, что заставить всех художников писать картины по одним и тем же лекалам.

Перспективы

Очевидно, что применение новых технологий, методик и практик необходимо в том числе и в системе образования. Онлайн-курсы — это отличная практика, которая должна внедряться в российских вузах, однако не вместо очных занятий, а вместе с развитием и цифровизацией этих занятий. В той же ВШЭ студенты могут проходить курсы на Coursera, и они будут им зачтены в качестве образовательной нагрузки. То есть процесс запущен. Однако он не должен идти в ущерб существующим эффективным практикам. В конце концов, если бы онлайн-курсы действительно позволяли полностью отказаться от очных лекций, то ведущие вузы мира, скорее всего, давно сделали бы этот переход, однако мы не видим, чтобы в Кембридже, Оксфорде или Стэнфорде студенты занимались только по видеороликам.

  • Кажется, у Рэя Бредбери есть фантастический рассказ о том, как в США образование сделали дистанционным: дети сидели дома у телевизоров и смотрели (насколько хватало усидчивости и внимания) обучающие (насколько это было необходимо правящему классу) передачи. Очень грустный рассказ...
  • Кажется, у Рэя Бредбери есть фантастический рассказ о том, как в США образование сделали дистанционным: дети сидели дома у телевизоров и смотрели (насколько хватало усидчивости и внимания) обучающие (насколько это было необходимо правящему классу) передачи. Очень грустный рассказ...
  • Кажется, у Рэя Бредбери есть фантастический рассказ о том, как в США образование сделали дистанционным: дети сидели дома у телевизоров и смотрели (насколько хватало усидчивости и внимания) обучающие (насколько это было необходимо правящему классу) передачи. Очень грустный рассказ...
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".