Статья
25 Сентября 2014 8:24

Опасная близорукость

<p><strong>Еще недавно даже самые смелые прогнозисты не смогли бы предположить, что в сентябре 2014 года украинским властям и представителям Донбасса придется согласовывать условия отвода от городов военной техники и запрета на использование боевой авиации.</strong></p>
<p>Динамика событий, разворачивавшихся в последние месяцы, демонстрирует, насколько непредсказуемыми и турбулентными оказались реалии местной политики. Искра насилия, вспыхнувшая на Майдане, привела к колоссальной по современным европейским меркам трагедии на юго-востоке страны, заставив наблюдателей говорить о том, что точка невозврата пройдена и круговорот смертей и лишений невозможно остановить. Но, вопреки всеобщему скепсису, участники минских переговоров добились главного: запустили процесс перемирия и прекращения огня, вернули ситуацию в относительно спокойное русло, когда будущее Украины не диктуется группами вооруженных фанатиков-неонацистов, а обсуждается в формате полноценного, хоть и тяжелого диалога.</p>
<p>Право на такой диалог лидеры Донетчины и Луганщины в буквальном смысле завоевали, несмотря на применение против них многотысячных вооруженных сил и массированное международное давление; однако теперь на их плечи ложится другая непростая задача: добиться реализации сценария, при котором, с одной стороны, прекратится массовая гибель жителей Донбасса, а с другой – будут учтены требования местного населения, в марте восставшего против захвата власти в Киеве.</p>
<p>В не менее сложной ситуации оказался и Петр Порошенко, который, перестав идти на поводу у сторонников «окончательного решения» восточного вопроса, неожиданно оказался чуть ли не главным «голубем» в столичных коридорах власти. От его способности продолжать курс на установление мира зависят не только итоги выборов в Раду, но и будущее Украины как государства – ведь надежда на возобладание здравого смысла в Киеве сегодня удерживает многие регионы исторической Новороссии от начала собственного политического сопротивления столичным радикалам.</p>
<p>На данный момент минский меморандум выполняется обеими сторонами, хотя, конечно, эпизодические столкновения и взаимные обстрелы продолжают оставаться в центре общественного внимания. Полностью свести их к нулю, к сожалению, не представляется возможным – когда с обеих сторон действуют автономные отряды, укомплектованные непрофессиональными бойцами, любой малозначительный эпизод способен закончиться появлением новых жертв. Однако сама логика мирного процесса, в соответствии с которой должна быть создана зона прекращения применения оружия, свидетельствует о скором формировании полноценного статус-кво, при котором случайные инциденты будут сведены к минимуму, а осуществление целенаправленных провокаций – затруднено мониторингом наблюдателей от ОБСЕ.</p>
<p>Запрет на минирование территорий и полеты боевой авиации также внесет важную лепту в возвращение жизни в регионе в нормальное русло. Трудно судить о том, что каждая из сторон подразумевает под «выводом с территории Украины иностранных вооруженных формирований, боевиков и наемников». По крайней мере, если основываться на фактах, использование Киевом наемников, в том числе, представителей частных охранных компаний, многократно устанавливалось и документировалось, в то время как привлечение подобных бойцов ополчением существовало, как правило, только в материалах украинской пропаганды. Что касается добровольцев, в большом количестве приехавших на Донбасс, то многие из них все это время действовали самостоятельно и не подчинялись центральному командованию; соответственно, вряд ли можно рассчитывать, что лидеры ДНР и ЛНР смогут оперативно убедить их покинуть регион. Тем более что в Донецке и Луганске не могут не понимать: многие участники боевых действий способны, сложив оружие, вовлечься и в восстановление мирной жизни и порядка на подконтрольных ополченцам территориях.</p>
<p>Однако все вышеперечисленные технические моменты теряют свою значимость перед лицом куда более масштабных угроз миру на Донбассе. В первую очередь речь идет о способности Порошенко полностью управлять созданными еще до его прихода к власти вооруженными формированиями и контролировать их покровителей. В то время как переговорщики в Минске прилагали значимые усилия на пути к достижению консенсуса, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош угрожал президенту новым Майданом, глава батальона «Донбасс» Семен Семенченко обивал пороги Пентагона, а Олег Ляшко, еще недавно лично пытавший противников в Мариуполе, продолжал консолидировать вокруг себя непримиримых адептов «еврореволюции». Деструктивной остается и роль днепропетровского губернатора Игоря Коломойского, который по-прежнему активно инвестирует как в отряды Нацгвардии, так и в различные политические партии, готовящиеся к участию в выборах. Несмотря на наметившиеся конфликты с окружением Юлии Тимошенко, скандально известный олигарх все еще имеет ставленников в ее «Батькивщине», как и в партии другого видного «оранжиста» Анатолия Гриценко.</p>
<p>Но наибольшую угрозу для осуществления мирного курса продолжают представлять, как это ни парадоксально, члены кабинета министров, ранее не сумевшие до конца «продавить» идею силовой зачистки юго-востока. Премьер Арсений Яценюк и глава МВД Арсен Аваков при поддержке экс-секретаря Совбеза Андрея Парубия и спикера Рады Александра Турчинова пока что нехотя соглашаются со ставкой президента на стабилизацию, однако уже вовсю демонстрируют собственную политическую независимость.</p>
<p>Зарекомендовав себя в качестве полноценной «партии войны», эти деятели явно настроены и дальше эксплуатировать антироссийскую риторику, в том числе, и по вопросу об особом статусе Донбасса; после того, как расстановка сил в Раде существенно изменится, им будет явно проще вести дело к ограничению действия принятого недавно закона, либо вовсе к его отмене. Так что Петру Порошенко, любящему рассуждать о мнимой «пятой колонне» в парламенте, возможно, правильнее было бы обратить взор на собственное правительство, порывающееся свести его полномочия к символическим и перехватить инициативу в свои руки.</p>
<p>Заслуживает внимания и остающаяся весомой роль стран Запада в украинском кризисе, которая может повлиять как на снижение напряженности, так и на достижение обратных результатов. Принятие новых секторальных санкций против России одновременно с появлением минского соглашения от 5 сентября говорит о том, что продолжающее давление на Москву частично является следствием смены стратегии США и Евросоюза.</p>
<p>Если весной Вашингтон и Брюссель делали ставку на символические санкционные меры и продолжение переговоров с Кремлем, то после катастрофы малайзийского Боинга, серьезно изменившего эмоциональный фон конфликта, был взят курс на целенаправленную дестабилизацию (дающую свои плоды) российской экономики – даже вопреки здравому смыслу, говорящему о необходимости консолидации всех игроков вокруг вырисовывающегося шанса на мир. Именно поэтому нельзя исключать того обстоятельства, что далеко не все представители Вашингтона и Брюсселя удовлетворены устанавливающимся статус-кво, и если одна часть западного истеблишмента принуждает Киев к компромиссу, то отдельные «ястребы» выжидают шанса для выдвижения новых обвинений в адрес России. Их позиции были ослаблены вследствие малопродуктивного визита Порошенко на саммит НАТО и в США, приближения смены руководства Еврокомиссии и Североатлантического Альянса, а также необходимости переключения общего внимания на борьбу с исламистами, однако говорить о кардинальной смене вектора пока не приходится. В связи с этим миссия ОБСЕ, которой минский меморандум отводит особую, можно даже сказать, ключевую роль, попадет под неизбежное давление извне.</p>
<p>Новейшая история этой организации показывает, что далеко не всегда ее представители способны вовремя выявить и пресечь насилие. В памяти еще живы события августа 2008 года в Южной Осетии, когда наблюдатели от ОБСЕ проявили абсолютно недопустимое в таких ситуациях бездействие; неоднозначной остается и их деятельность в ходе конфликтов на Балканах. Украина уже сегодня начинает прощупывать почву для навязывания организации своей позиции, в том числе с помощью вовлечения в переговорный процесс американской стороны.</p>
<p>Порошенко успел заявить о том, что в следующих раундах переговоров может принять участие представитель США, который явно не прибавит им конструктивности; тем более что и действующий вашингтонский постпред при ОБСЕ Дэниэл Баэр успел превзойти коллег по Госдепартаменту числом провокационных заявлений в адрес России. В любом случае необходимо подготовиться к тому, что в европейских и американских столицах пока что не готовы передать на поруки Киеву все полномочия по решению проблемы Донбасса, а значит, долгосрочное урегулирование станет плодом многостороннего диалога, который может затянуться на годы.</p>
<p>За изменением позиций своих партнеров по переговорам будут пристально наблюдать и лидеры донецкого и луганского ополчения, делая выводы относительно перспектив всего мирного процесса. По прошествии недели после утверждения Радой закона об особом статусе желание Киева приступить к претворению в жизнь его положений все еще вызывает сомнения.</p>
<p>Спикер Рады Турчинов уже успел заявить, что этот документ до сих пор не передан им президенту, в то время как отдельные депутаты (в частности, упоминавшийся Анатолий Гриценко) и вовсе начинают поднимать вопрос об отмене принятого ранее решения. То есть даже минимальные уступки Донбассу ожидаемо натолкнулись на новые проявления политического популизма в парламенте. При этом сами ополченцы неоднократно заявляли, что закон важен именно как стартовая площадка для полноценного диалога, запустить который в условиях перемирия несоизмеримо проще, нежели в ходе военных действий.</p>
<p>Само задокументированное согласие сторон на обсуждение путей взаимодействия Донбасса с Киевом решительно отличает минские соглашения от документов, остановивших другие постсоветские конфликты и приведших в итоге к их замораживанию. Украинское руководство должно понять, что перед ним остается уникальное окно возможностей, позволяющее сохранить хотя бы культурные и экономические связи с Донбассом и не допустить превращения этого региона в аналог Приднестровья.</p>
<p>Потенциал для поиска решения возникших вопросов стремительно уменьшается с учетом сохраняющегося стремления ДНР и ЛНР к построению собственной государственности. Уже в ноябре в народных республиках пройдут парламентские выборы, а значит, Киев может вскоре столкнуться с другими лицами за переговорным столом.</p>
<p>В результате развала всей экономики и социальной жизни Донетчины и Луганщины среди ветеранов боевых столкновений сохраняется немало лидеров, вовсе не желающих идти на какие-либо соглашения с Киевом; многие из них пользуются симпатией и поддержкой и в московских националистических кругах.</p>
<p>Отказавшись от нахождения долговременного компромисса с умеренными руководителями ополченцев и отвергнув выдвигаемые ими условия мирного сосуществования, Украина рискует упустить историческую возможность начать поэтапный процесс национального примирения. А с учетом все сильнее обозначающегося стремления других областей юго-востока к автономии, такая близорукость может обернуться возобладанием во всей стране центробежных тенденций.</p>
<p><strong>Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»</strong></p>
24 Августа 2016 Украина и Донбасс  СК возбудил дело против Степана Полторака Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении главы Минобороны Украины Степана Полторака. Кроме того, дела возбуждены в отношении еще нескольких высокопоставленных военнослужащих. 24 Августа 2016 Украина и Донбасс  Украинский телеведущий осудил Майдан Депутат Киевского совета, известный на Украине телеведущий Дмитрий Гордон сожалеет о том, что в 2013 году поддержал Евромайдан. По его словам, если бы в период Евромайдана он знал, к каким последствиям приведет государственный переворот, то поступил бы иначе. 24 Августа 2016 Украина и Донбасс  Порошенко обменял генпрокурора на кредит США добивались от президента Украины Петра Порошенко увольнения прежнего генпрокурора Виктора Шокина, угрожая в противном случае удержать финансовую помощь Киеву в виде кредитной гарантии в размере $1 млрд.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".