Комментарий
18 Февраля 2011 9:23

Оппозиция или опупение?

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Утром в газете, вечером в куплете? Как бы не так! По нынешним временам стихотворный фельетон на злобу дня может появиться и практически одновременно с тем или иным событием, и даже опережая его – как бы в предвкушение или в прорицание уже вполне созревшего, но еще не случившегося факта.<br />
<br />
Особенность стихотворного фельетона наших дней – в его полном отрыве от пропагандистской и контрпропагандистской государственной машины. Никаких Маяковских, перо приравнявших к штыку, никаких Демьянов Бедных, никаких Безыменских, Евтушенко или хотя бы Энтелисов. Современный фельетон поставляют на рынок, строго говоря, всего двое: как бы вечно находящийся в оппозиции ко всему и вся интеллигент и как бы пребывающий в постоянном недоумении, а то и в опупении (причем даже «опупение» - эвфемизм) человек с улицы.<br />
<br />
Маски эти надели на себя, соответственно, Дмитрий Быков и Всеволод Емелин; остальные фельетонисты либо уже сходят со сцены (как бывший правдоруб Иртеньев), либо занимают некое промежуточное, чтобы не сказать межеумочное положение (как, допустим, Иван Давыдов). Быков еженедельно выступает в «Новой газете», Емелин – на портале «Соль». Причем и для того, и для другого стихотворная фельетонистика (занятие, вообще-то, сугубо прикладное) стала довольно естественным продолжением творческой самореализации.<br />
<br />
Быков – человек чрезвычайно разнообразных, но, увы, одинаково вторичных (имитационных) способностей: всё у него, в том числе и всё самое лучшее, непременно напоминает что-нибудь, уже написанное кем-то другим.  Наряду со многим прочим, Быков версификатор-виртуоз, лишенный однако же  самостоятельного лирического дара, –  и он буквально нашел себя в профессиональном стихотворном фельетоне: в фельетоне, в меру дерзком, а в меру мерзком, в фельетоне, сверх всякой меры бессмысленном, однако всегда складном, почти всегда злободневном и время от времени остроумном.<br />
<br />
Генеалогия быковского фельетона – шуточные стихи на случай советского времени (не столько неподцензурные, сколько в принципе непечатные); разумеется, «ворованный воздух» (по Мандельштаму) из подобных опусов нынче вышел, а сама разрешенность, иначе говоря ненаказуемость,  превращает эти порой вроде бы весьма рискованные насмешки в явную бутафорию: вы делаете вид, будто запрещаете нам вас изобличать, а мы делаем вид, будто вас тем не менее ой как изобличаем.<br />
<br />
Впрочем, и сама степень «обличений» строго дозируется. Перенесенный из более-менее законопослушного «Огонька» в отмороженную «Новую газету», быковский фельетон и сам по себе раскрепостился по самое не балуй; легко прогнозируется, впрочем, и развитие событий в гипотетическом обратном направлении. Важнее другое: Дмитрий Быков (точнее, быковский герой-рассказчик) никого и ничего на самом деле не изобличает, он даже не дерзит властям, он шалит – он вроде как делает «господину учителю» козу или даже показывает средний палец, причем прямо с первой парты, – но никак не более того. Меж тем, показать «господину учителю» средний палец – заветная мечта троечников и четверочников из «болота».<br />
<br />
Фельетон Емелина, на мой взгляд, куда интереснее и значительнее. Во-первых, генезисом: поэт вычленил в своем и без того сказовом, и без того политизированном творчестве этакую прикладную модель и запустил ее в еженедельный коммерческий оборот. Во-вторых (и в-главных), политический фельетон Емелина в принципе деполитизирован! Ни в каждом конкретном случае, ни оглядывая весь корпус текстов, размещенных в «Соли», мы не можем сказать, за кого и за что выступает поэт. Вот с Быковым всё ясно: он «за нашу и вашу свободу» и вообще «за всё хорошее», а вот за что Емелин? Или, точнее, за что персонаж, от имени которого пишет свои стихотворные фельетоны Емелин?<br />
<br />
Здесь, кстати, уже развернулась определенная полемика. Одни считают Емелина чуть ли не народным трибуном, другие полагают, будто он типа чисто по-быковски обслуживает все ту же либеральную интеллигенцию – только с другого бока. Не правы, разумеется, и те, и другие.<br />
<br />
Лирический герой фельетонов Емелина - не народный трибун, а своего рода медиум. Как и положено медиуму, он пребывает в трансе (назови этот транс хоть алкогольным опьянением, хоть зимней спячкой), ему слышны «голоса»,  сквозь него разговаривает «улица безъязыкая». А ведь у нее, улицы, нет взглядов (как минимум, нет системы взглядов), у нее есть смутные общие ощущения и спонтанные конкретные реакции. Которые (и ощущения, и реакции) и каталогизирует в еженедельных фельетонах Емелин, впервые называя многие вещи своими именами, а значит, и как бы учреждая само их существование (строго по, извините, Хайдеггеру).<br />
<br />
Поэтому емелинский фельетон серьезен, а быковский забавен; емелинский полезен, хотя может оказаться и опасным, как (вновь по Маяковскому) обоюдоострая бритва, а быковский щекочет, как безопасное лезвие (скрести вам не перескрести); поэтому в фельетонах у Быкова попадаются поистине блистательные куплеты, а в фельетонах у Емелина – поистине пронзительные.<br />
<br />
Угрюмо молчащая улица сегодня интереснее, чем делающая козу и показывающая средний палец интеллигенция, - и поэтому (но только ли поэтому?) стихотворный  фельетонист Емелин интереснее стихотворного фельетониста Быкова.<br />
<strong><br />
Виктор Топоров</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".