Статья
2361 10 сентября 2009 0:05

Оптические медиа

Что показывать тем, кто не умеет/не хочет читать или медиасредства для разноклассовой черни в Европейской традиции.

Комментарии экспертов

История искусства Европы (начиная с эпохи Возрождения) сопряжена с историей техники. В сущности, современные работы Хёрста — в некотором смысле продолжение тех экспериментов с камерой-обскурой, которые проделывал Леонардо.

Собственно, Вермеер, фрагмент картины которого («Девушка в красной шляпе») украшает обложку цикла лекций «Оптические медиа» Фридриха Киттлера тоже очень любил камеру. Сама «девушка» нарисована, как не трудно догадаться, с помощью камеры-обскуры, служившей аппаратом для автоматического расчёта перспективы. Т.е. в своём роде камера выполнила функции повивальной бабки классической академической живописи. В портретной части, во всяком случае. Т.к. до последнего момента поклонники сложных композиций с малыми, но чётко очерченными фигурами упорствуют в утверждении, что есть не только «красивые девушки», но и красота.

Впрочем, как непосредственное медиа больше прославился laterna magiсa — волшебный фонарь. Одни из первых, кто оценил пользу от проецирования изображений как реально существующих, так никогда и не существовавших были иезуиты. Когда в начале семнадцатого века иезуитские миссионеры ехали проповедовать в Китай, то брали они с собой именно «волшебный фонарь». Хотя, в Европе изображение скелета-смерти тоже хорошо помогало возвращать заблудших в лоно церкви, не прибегая к трудоёмкому занятию — разведению костра.

Дальнейшее развитие оптических систем — фотографии и телевиденья — воспринимается уже самим Киттлером как нечто переходное по направлению к единому и универсальному инструменту для получения и передачи оптических изображений, а именно компьютеру. Нельзя сказать, что сейчас подобная мысль — оригинальна, не была она оригинальна и десять лет назад — в момент написания книги. В которой, кстати, автор слишком уж злоупотребляет ссылками на Хайдеггера и французских философов. С другой стороны, юмор Киттлера и ирония, с которой он описывает в равной степени и историю Европы (в привязке к теме оптических медиа, собственно, у него история оных и Европы — одно и тоже, тут опять нет ничего оригинального) и современную ему Германию позволяют рекомендовать книгу как достойное пополнение в библиотеку.

Фридрих Киттлер, «Оптические медиа», М.: «Логос», 2009.,- 272 с.

Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".