Статья
3 Ноября 2009 0:01

Оптина пустынь

Социологическое исследование монашествующих Оптиной Пустыни или церковный менеджмент корпоративной культуры.

Комментарии экспертов

После того, как персонажи последнего (дай Бог) романа Пелевина двигались в направлении Оптиной Пустыни, после того, как по всё множатся слухи о том, что одноимённые старцы Оптиной Пустыни предсказали Путину и Медведеву годы и годы правления, наши взгляды должны быть прикованы к этому публично-святому месту.

Ну, во всяком случае, книги вроде фундаментального труда Запальского «Оптина Пустынь и её последователи 1825 — 1917», очевидно, должны выполнять функцию цепей. Монография, кстати, отмечена третьей премией памяти митрополита Мария (Булгакова) в номинации «История Православной церкви».

В центре внимания работы, монастырь — Оптина пустынь — в эпоху его рассвета и сотни монахов и послушников, которые в силу разных причин покинули оптинское комьюнити, разъехавшись в самых разных направлениях, но зачастую сохранив причастность «духовной родине». Собственно, книга — анализ состава и распределения широкого круга монашествующих, прослеживает их судьбы после выхода из Оптинской пустыни.

Но, пожалуй, особый интерес представляют рассмотренные личные документы монахов, позволяющие рассмотреть за сообществом трагедию (или счастье) одного человека. Если не брать во внимание нарочитую агитационную составляющую книги, то работа Запальского — это растянутая на век книга серии «повседневная жизнь  в...». Ну, в данном случае, в одном из крупнейших монастырей страны.

Запальский Г.М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 416 с.


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".