Осенняя сессия Госдумы
31 августа открылась осенняя сессия Госдумы. Предыдущий сезон был достаточно напряженным, депутатам приходилось прерывать каникулы для принятия важных для страны законов.
Программа законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2009 года уже подготовлена и будет касаться государственного строительства, экономической и социальной политики, финансового законодательства, обороны и безопасности, а также международной договорно-правовой деятельности.
Государственной Думе в ходе осенней сессии предстоит принять ряд законопроектов. Во-первых, необходимо принять все поправки в законодательство, которые предложил президент России Дмитрий Медведев, связанные с ограничением суда присяжных при слушании дел о терроризме. Надо немедленно принять предложение президента о том, что рассмотрение дел о терроризме надо переводить в федеральные органы. Это крайне актуально для Думы и для общественной стабильности в стране.
Нам нужно чрезвычайное законодательство по борьбе с экономическими преступлениями. Наш потребитель остался фактически беззащитен. Нужно ужесточение законодательства по поводу монопольного сговора. Кроме того, на повестке законодательство об уголовном преследовании практики подделки товаров, продажи недоброкачественных товаров и всех преступлений, связанных с обманом покупателя. Чрезвычайно важно ужесточить борьбу с различного рода преступлениями, связанными с невыполнениями закона о торговле. Практически 50% товаров продаются в стране без кассовых аппаратов. Мы теряем громадные деньги от того, что у нас многие не платят налоги.
Необходим контроль теневой экономики. У нас до сих пор в тени находится значительная часть зарплат, что создает проблему налоговых поступлений. Это, на мой взгляд, круг вопросов, которыми должна быть сейчас занята Госдума.
Люди должны увидеть, что государство думает о потребителях, борется за налоговые поступления и тем самым все усилия работают на бюджет. Это очень важно для восстановления и политической стабильности в период кризиса.
Пакет документов, который будет рассматриваться Госдумой в течение осенней сессии достаточно большой. Я думаю, что главными будут предложения президента, касающиеся организации судебной системы, в частности, Дисциплинарного судебного присутствия. Эта инициатива направлена как на формирование открытости судебной системы, так и на защиту судей. Что касается ближайшей повестки работы Госдумы, она будет утверждена Советом Думы 8 сентября.
Безусловно, задел следующему политическому циклу даст послание президента Федеральному Собранию. Последнее послание касалось шагов по совершенствованию политической системы. В данной области было принято серьезное изменение законодательства, это направление работы будет продолжаться.
В последние годы мы движемся к тому, что политика делается не на основе высказываний, которые воспринимаются как выработанная готовая формула, а на основе решений, которые обсуждаются.
Очень важно, что в России существуют интеллектуальные площадки, на которых идет поиск решений и подготовка будущих позиций в политике. Причем, Россия становится площадкой серьёзнейшего интеллектуального обсуждения будущей картины мира в целом, а не только своих внутренних проблем. В ближайшее время пройдет целый ряд форумов, среди которых особое место занимает Ярославская конференция «Современное государство и глобальная безопасность». Мы становимся одним из центров обсуждения тех задач, которые должны решаться с точки зрения формирования будущей картины мира.
Что касается проблематики, то весь предыдущий период был сосредоточен на изучении процесса глобализации. Глобализация была красивой темой, о ней говорили с точки зрения унификации стандартов. Одновременно каждый из участников процесса глобализации отстаивал какие-то свои задачи. Я думаю, что следующий период будет сосредоточен на категории государства, понимании того, что оно из себя представляет, какие задачи должно решать и в каком объеме.
Если мы говорим о своём собственном государстве, мы понимаем те сложности, которые есть у нас - это избыток государства в очень многих областях: в правоохранительной деятельности, в бюрократической сфере. То есть, нам нужно многое сделать с качеством нашего собственного государства.
При этом очень важно в оценках демократического направления развития страны говорить о том, что необходимо сохранить качественный субъект, качественное государство и уже тогда смотреть на направление его развития применительно к демократическим процессам.
С моей точки зрения, есть очень большая интеллектуальная издержка, к которой подтолкнул кризис. Она заключается в том, что все автоматически стали говорить о необходимости усиления или увеличения роли государства, и это показалось достаточно простым путём решения всех вопросов – усиление роли государства в финансовой сфере, в бизнесе, наращивание регулятивной роли государства. Эта тенденция, если её не остановить, может завести нас слишком далеко. Она нас вернёт в некое квазисоциалистическое представление о том обществе, в котором мы должны будем жить.
С одной стороны, мы говорим о том, что для нас очень важно сохранение эффективного государства, и поэтому тенденция усиления его роли на стадии кризиса была важна, но мы всегда должны помнить о пределах. И мы совершенно точно должны помнить о том, что в России мы должны развивать качественное государство и всячески стремиться к уменьшению его количественного присутствия.
Но надо понимать, для чего необходимо понимание будущей картины мира. Сегодня происходит процесс созревания тех вызовов, которые стоят перед человечеством в XXI веке. Это вызов демографический, миграционный, вызов, связанный с исчерпанием ресурсов, с изменением климата. Если мы не найдём того самого участника, который на это ответит, т.е. государство, то мы столкнёмся с действительно серьёзными проблемами.
Я считаю, что этого участника мы найдем, это именно государство, которое останется основным игроком. Далее задача будет заключаться в том, чтобы определить его правила игры и выработать демократическую формулу, которая позволит сохранить это государство в его нормальной форме.