Комментарий
10 Сентября 2010 7:35

Осенняя желтизна журналов

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Два года назад, с началом кризиса, «толстые» журналы неожиданно и парадоксально попали в выигрышную ситуацию: все более-менее известные авторы крупной прозы, на протяжении тучных нулевых журнальными публикациями своих романов манкировавшие, предпочитая печататься сразу отдельной книгой, оказались вынуждены теперь, когда издательский процесс  резко забуксовал, блудными сыновьями и дочерьми вернуться под уныло-знакомую сень «Нового мира», «Знамени», «Октября», «Звезды» и прочих «национальных достояний» (по самоназванию).

Не только по получении обещанной премьер-министром поддержки, но и в ее по-прежнему длящееся отсутствие наши «толстяки» как были, так и остаются сугубо дотационными изданиями; они, в отличие от сначала зажравшихся, потом поневоле зажавшихся в кризис, да так и не расслабившихся книжных издательств, играют не на рыночном поле, - а значит, в принципе могут себе позволить печатать всё, что угодно, без малейшей оглядки на читателя (покупателя, подписчика, пользователя Сети и т.д. и т.п.). А если можешь печатать всё, что угодно, то почему бы не напечатать лучшее? Особенно теперь, когда с прежним пренебрежением журнальными публикациями в писательском цеху вроде бы покончено? Почему бы не заняться большой литературой или, как ее иронически называют, боллитрой?

«Толстяки», однако, пошли по другому пути. Имея возможность выхватить у полуобанкротившихся издательств самое лучшее, они предпочли вместо этого сосредоточиться на самом сенсационном – на идейной, тематической и, не в последнюю очередь, стилистической желтизне. Они повели себя так, словно «толстыми» журналами торгуют на развалах в подземных переходах. Вернее, повели себя так, словно только в подземных переходах ими и торгуют.

Августовские и сентябрьские книжки «толстяков» , вышедшие практически одновременно, весьма показательныв этом плане.

Вот повесть Игоря Вишневецкого «Ленинград» («Новый мир», №8) – постмодернистская страшилка, спекулирующая на теме Блокады во всем диапазоне от творческого горения высоколобой интеллигенции до людоедских (в буквальном смысле слова) замашек простонародья.

Вот повесть «Исход» некоего автора, укрывшегося под псевдонимом  Dj Stalingrad («Знамя», №9), - густо пересыпанный матом самовлюбленный монолог некоего боевика «антифа», вспоминающего из эмигрантского далека и без тени раскаяния кровавые битвы со скинами и столь же кровавые расправы над обыкновенными гражданами.

В романе Николая Климонтовича «Спич» («Октябрь», №8) и в повести Евгения Каминского «Простая вещь» («Звезда», №8) главным героем становится гомосексуалист, причем, похоже, один и тот же: в обоих случаях он, страдая кризисом среднего возраста, бежит из столицы в глухомань, соблазняет там мальчика и наконец гибнет (соблазняет и там, и тут не до конца, а гибнет в первом случае фактически, а во втором – только чтобы тут же воскреснуть в образе православного проповедника).

Всё это ключевые вещи в ключевых, как считалось раньше (потому что – предподписных), номерах журналов. Правда, в «Знамени», наряду с «Исходом», напечатана и журнальная версия романа «Легкая голова» знаменитой Ольги Славниковой, но и «голова» эта проходит все по тому же ведомству откровенной желтизны.

Дерзновенно (и небезуспешно) подражавшая ранее Набокову писательница берет теперь себе в учителя сериально-легкомысленного Алексея Слаповского (роман «Победительница») и невнятно-провокационного Дмитрия Быкова (роман «Списанные»); в глубине сцены маячат и братья Стругацкие («Миллиард лет до конца света»): обыкновенному московскому клерку приказывает покончить с собой выстрелом в голову всемогущая спецслужба, - приказывает, потому что само его существование, якобы,  некоторым образом смущает существующий миропорядок; а когда он отказывается, начинается травля...

Придумано скверно;  написано плохо; всё вранье (кроме юмористических бедствий «нового москвича»  по квартирному вопросу, который, как известно, испортил не его одного), - такова, увы,  формула нового романа талантливейшей Славниковой. Читается, правда, легко, - ну, так то, чем на самом деле торгуют в подземных переходах, читается, поди, еще легче.

Осенняя желтизна журналов настораживает – но не как признак увядания (они давным-давно увяли), а как (если уж подражать их нынешней стилистике) коллективный стриптиз на рабочем месте целой артели инвалидов и инвалидок умственного труда, - настораживает прежде всего своей вопиющей неуместностью.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".