Комментарий
10 Сентября 2010 7:35

Осенняя желтизна журналов

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Два года назад, с началом кризиса, «толстые» журналы неожиданно и парадоксально попали в выигрышную ситуацию: все более-менее известные авторы крупной прозы, на протяжении тучных нулевых журнальными публикациями своих романов манкировавшие, предпочитая печататься сразу отдельной книгой, оказались вынуждены теперь, когда издательский процесс  резко забуксовал, блудными сыновьями и дочерьми вернуться под уныло-знакомую сень «Нового мира», «Знамени», «Октября», «Звезды» и прочих «национальных достояний» (по самоназванию).<br />
<br />
Не только по получении обещанной премьер-министром поддержки, но и в ее по-прежнему длящееся отсутствие наши «толстяки» как были, так и остаются сугубо дотационными изданиями; они, в отличие от сначала зажравшихся, потом поневоле зажавшихся в кризис, да так и не расслабившихся книжных издательств, играют не на рыночном поле, - а значит, в принципе могут себе позволить печатать всё, что угодно, без малейшей оглядки на читателя (покупателя, подписчика, пользователя Сети и т.д. и т.п.). А если можешь печатать всё, что угодно, то почему бы не напечатать лучшее? Особенно теперь, когда с прежним пренебрежением журнальными публикациями в писательском цеху вроде бы покончено? Почему бы не заняться большой литературой или, как ее иронически называют, боллитрой?<br />
<br />
«Толстяки», однако, пошли по другому пути. Имея возможность выхватить у полуобанкротившихся издательств самое лучшее, они предпочли вместо этого сосредоточиться на самом сенсационном – на идейной, тематической и, не в последнюю очередь, стилистической желтизне. Они повели себя так, словно «толстыми» журналами торгуют на развалах в подземных переходах. Вернее, повели себя так, словно только в подземных переходах ими и торгуют.<br />
<br />
Августовские и сентябрьские книжки «толстяков» , вышедшие практически одновременно, весьма показательныв этом плане.<br />
<br />
Вот повесть Игоря Вишневецкого «Ленинград» («Новый мир», №8) – постмодернистская страшилка, спекулирующая на теме Блокады во всем диапазоне от творческого горения высоколобой интеллигенции до людоедских (в буквальном смысле слова) замашек простонародья.<br />
<br />
Вот повесть «Исход» некоего автора, укрывшегося под псевдонимом  Dj Stalingrad («Знамя», №9), - густо пересыпанный матом самовлюбленный монолог некоего боевика «антифа», вспоминающего из эмигрантского далека и без тени раскаяния кровавые битвы со скинами и столь же кровавые расправы над обыкновенными гражданами.<br />
<br />
В романе Николая Климонтовича «Спич» («Октябрь», №8) и в повести Евгения Каминского «Простая вещь» («Звезда», №8) главным героем становится гомосексуалист, причем, похоже, один и тот же: в обоих случаях он, страдая кризисом среднего возраста, бежит из столицы в глухомань, соблазняет там мальчика и наконец гибнет (соблазняет и там, и тут не до конца, а гибнет в первом случае фактически, а во втором – только чтобы тут же воскреснуть в образе православного проповедника).<br />
<br />
Всё это ключевые вещи в ключевых, как считалось раньше (потому что – предподписных), номерах журналов. Правда, в «Знамени», наряду с «Исходом», напечатана и журнальная версия романа «Легкая голова» знаменитой Ольги Славниковой, но и «голова» эта проходит все по тому же ведомству откровенной желтизны.<br />
<br />
Дерзновенно (и небезуспешно) подражавшая ранее Набокову писательница берет теперь себе в учителя сериально-легкомысленного Алексея Слаповского (роман «Победительница») и невнятно-провокационного Дмитрия Быкова (роман «Списанные»); в глубине сцены маячат и братья Стругацкие («Миллиард лет до конца света»): обыкновенному московскому клерку приказывает покончить с собой выстрелом в голову всемогущая спецслужба, - приказывает, потому что само его существование, якобы,  некоторым образом смущает существующий миропорядок; а когда он отказывается, начинается травля...<br />
<br />
Придумано скверно;  написано плохо; всё вранье (кроме юмористических бедствий «нового москвича»  по квартирному вопросу, который, как известно, испортил не его одного), - такова, увы,  формула нового романа талантливейшей Славниковой. Читается, правда, легко, - ну, так то, чем на самом деле торгуют в подземных переходах, читается, поди, еще легче.<br />
<br />
Осенняя желтизна журналов настораживает – но не как признак увядания (они давным-давно увяли), а как (если уж подражать их нынешней стилистике) коллективный стриптиз на рабочем месте целой артели инвалидов и инвалидок умственного труда, - настораживает прежде всего своей вопиющей неуместностью.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".