Комментарий
1737 17 сентября 2014 13:39

Особая государственность

Олег Неменский политологОлег Неменский

Олег Неменский
политологОлег Неменский

Руководство Донецкой народной республики не станет допускать украинские институты к организации и проведению досрочных местных выборов в Донбассе, заявил премьер ДНР Александр Захарченко, тем самым еще раз продемонстрировав вектор на независимость республик.

О зарождении государственности Новороссии «Актуальным комментариям» рассказал политолог, историк, ведущий научный сотрудник РИСИ, Олег Неменский.

«Основная проблема всех постсоветских государств в том, что они были созданы большевиками, и их границы, их внутреннее устройство, их национальная политика наследуют именно большевистские традиции государственной национальной политики. В этом их основная проблема, в этом корень того, почему у них не складываются демократические системы. Эти государства внутренне не цельны, противоречивы, и их границы не соответствуют культурным, языковым границам современности.

Единственное исключение, где на постсоветском пространстве удалось сформировать демократические устройства, — это так называемые непризнанные государства. Те государства, которые образовались вопреки старым советским границам, политике советского интернационализма и которые фактически учреждены народом, благодаря вооруженному восстанию. Если присмотреться, то именно в них происходит смена власти демократическим путем, приходит к власти оппозиция, и при этом государственность не разваливается, не меняет принципиальное направление своей внешней политики, то есть это довольно стабильные образования.

То же самое мы сейчас видим в Новороссии — раннее начало постепенного формирования государственности, которое ломает все законы советского наследия. Эта государственность принципиально не постсоветская, она основана на выявлении особого культурного, психологического и политического характера народа, который живет на этих территориях, а не на наследовании прежних территориальных форм.

Пока сложно предположить, каковы могут быть границы Новороссии, если рассматривать ее как историческую целостность, как государство, которое должно занимать, по крайней мере, те территории бывшей Украинской Советской Социалистической Республики, которые не подверглись полноценной украинизации и по-прежнему разговаривают на русском языке.

Может быть, Новороссия, если она получится, останется в небольших границах Донецкой и Луганской областей, однако это сомнительно, потому как такое государство не нужно сейчас никому из соседей. И оно имеет мало шансов на международное признание, потому что территориально небольшое, хотя и крупнее других непризнанных государств на территории бывшего Советского Союза.

Проект Новороссия имеет шансы на успех, если он будет претендовать на всю юго-восточную часть Украины. И если случится, что такое государственное образование возникнет, а есть серьезные основания предполагать успех такого проекта, потому что он исходит из действительно демократических предпосылок формирования государственности, выражающих чаяния и интересы населения этих территорий, то это будет революционным событием на постсоветском пространстве, потому что фактически вся логика наследования Советскому Союзу будет нарушена. И тогда можно будет поставить под вопрос любые границы, наследованные от СССР, как границы, не отражающие демократические реалии.

К сожалению, Киев не может предпринять какие-то более или менее реалистичные шаги, направленные на стабилизацию обстановки на Донбассе и на прекращение военных действий, потому как Киев и в целом Украина выполняют волю заокеанского хозяина, который не заинтересован сейчас в прекращении этого конфликта.

Предложения по статусу отдельных районов Донбасса, которые содержатся в принятых законах, были бы недостаточны еще в марте этого года. Уже тогда можно было бы говорить, что они не соответствуют реалиям сложившегося противостояния сил на Донбассе. Сейчас они выглядят скорее смешно.

Но эти предложения нужны для того, чтобы Киев продемонстрировал свой конструктивный подход и чтобы Донбасс мог также выдвигать встречные предложения, шел бы диалог, и, соответственно, донбасская сторона также демонстрировала бы свою готовность к обсуждению таких статусных вопросов.

Однако нет никакого сомнения, что этот закон не будет иметь никакого воплощения в жизнь, останется только на бумаге, потому как он изначально принимался не для того, чтобы быть реализованным на практике».

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".