Комментарий
306 17 Сентября 2014 13:39

Особая государственность

Олег Неменский политологОлег Неменский

Олег Неменский
политологОлег Неменский

Руководство Донецкой народной республики не станет допускать украинские институты к организации и проведению досрочных местных выборов в Донбассе, заявил премьер ДНР Александр Захарченко, тем самым еще раз продемонстрировав вектор на независимость республик.

О зарождении государственности Новороссии «Актуальным комментариям» рассказал политолог, историк, ведущий научный сотрудник РИСИ, Олег Неменский.

«Основная проблема всех постсоветских государств в том, что они были созданы большевиками, и их границы, их внутреннее устройство, их национальная политика наследуют именно большевистские традиции государственной национальной политики. В этом их основная проблема, в этом корень того, почему у них не складываются демократические системы. Эти государства внутренне не цельны, противоречивы, и их границы не соответствуют культурным, языковым границам современности.

Единственное исключение, где на постсоветском пространстве удалось сформировать демократические устройства, — это так называемые непризнанные государства. Те государства, которые образовались вопреки старым советским границам, политике советского интернационализма и которые фактически учреждены народом, благодаря вооруженному восстанию. Если присмотреться, то именно в них происходит смена власти демократическим путем, приходит к власти оппозиция, и при этом государственность не разваливается, не меняет принципиальное направление своей внешней политики, то есть это довольно стабильные образования.

То же самое мы сейчас видим в Новороссии — раннее начало постепенного формирования государственности, которое ломает все законы советского наследия. Эта государственность принципиально не постсоветская, она основана на выявлении особого культурного, психологического и политического характера народа, который живет на этих территориях, а не на наследовании прежних территориальных форм.

Пока сложно предположить, каковы могут быть границы Новороссии, если рассматривать ее как историческую целостность, как государство, которое должно занимать, по крайней мере, те территории бывшей Украинской Советской Социалистической Республики, которые не подверглись полноценной украинизации и по-прежнему разговаривают на русском языке.

Может быть, Новороссия, если она получится, останется в небольших границах Донецкой и Луганской областей, однако это сомнительно, потому как такое государство не нужно сейчас никому из соседей. И оно имеет мало шансов на международное признание, потому что территориально небольшое, хотя и крупнее других непризнанных государств на территории бывшего Советского Союза.

Проект Новороссия имеет шансы на успех, если он будет претендовать на всю юго-восточную часть Украины. И если случится, что такое государственное образование возникнет, а есть серьезные основания предполагать успех такого проекта, потому что он исходит из действительно демократических предпосылок формирования государственности, выражающих чаяния и интересы населения этих территорий, то это будет революционным событием на постсоветском пространстве, потому что фактически вся логика наследования Советскому Союзу будет нарушена. И тогда можно будет поставить под вопрос любые границы, наследованные от СССР, как границы, не отражающие демократические реалии.

К сожалению, Киев не может предпринять какие-то более или менее реалистичные шаги, направленные на стабилизацию обстановки на Донбассе и на прекращение военных действий, потому как Киев и в целом Украина выполняют волю заокеанского хозяина, который не заинтересован сейчас в прекращении этого конфликта.

Предложения по статусу отдельных районов Донбасса, которые содержатся в принятых законах, были бы недостаточны еще в марте этого года. Уже тогда можно было бы говорить, что они не соответствуют реалиям сложившегося противостояния сил на Донбассе. Сейчас они выглядят скорее смешно.

Но эти предложения нужны для того, чтобы Киев продемонстрировал свой конструктивный подход и чтобы Донбасс мог также выдвигать встречные предложения, шел бы диалог, и, соответственно, донбасская сторона также демонстрировала бы свою готовность к обсуждению таких статусных вопросов.

Однако нет никакого сомнения, что этот закон не будет иметь никакого воплощения в жизнь, останется только на бумаге, потому как он изначально принимался не для того, чтобы быть реализованным на практике».

22 Января 2019 Новости
Провал переговоров: Украина боится потерять транзит газа, но не готова идти на уступки
 Провал переговоров: Украина боится потерять транзит газа, но не готова идти на уступки 21 января в Брюсселе состоялись трехсторонние переговоры России Украины и ЕС по вопросам транзита газа через Украину. Как сообщают российские и украинские СМИ, стороны не добились явного прогресса.
21 Января 2019 Главное
Кто угодно, кроме Порошенко
 Кто угодно, кроме Порошенко К 9 февраля станет известен окончательный состав участников президентской кампании на Украине. На днях один из ведущих украинских интеллектуалов Владимир Горбулин в своей статьей на «Зеркале неделе» высказал позицию, под которой подписались бы многие как украинские, так и западные аналитики. По его мнению, «ряд кандидатов в президенты и политических партий не просто ориентированы на Россию, а полностью растворены...
21 Января 2019 Анонс
Ставки растут: переговоры с Украиной по газу
 Ставки растут: переговоры с Украиной по газу 21 января в Брюсселе пройдут трехсторонние переговоры по газу на министерском уровне в формате Россия-Украина-Еврокомиссия. Главной темой для обсуждения станет вопрос транзита газа через Украину, а также строительство новых газовых проектов, из-за которых Украина может потерять значительную часть доходов бюджета.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".