Освоение Арктики с воздуха
Авиация Западного военного округа уже этим летом начнет эксплуатировать ряд аэродромов в Арктике, сообщил командующий авиационным объединением ЗВО Игорь Макушев на пресс-конференции в Петербурге.
Макушев заявил: «Мы уже этим летом начнем осваивать аэропорты на Новой Земле, в Нарьян-Маре, на Крайнем Севере», передает «Интерфакс».
По его словам, освоение Арктики является одной из важнейших тем. Он пояснил, что ранее, в советское время, аэродромы активно использовались, однако потом были заброшены.
«Я думаю, в следующем году при успешном нашем движении вперед (движение по освоению Арктики) закончится на аэродроме на Земле Франца-Иосифа (аэродром Грин Бэлл- прим.ред.)», - сказал он.
Как сообщали «Актуальные комментарии» ранее, в России принята энергетическая стратегия до 2030 года, в рамках которой утверждались генеральные схемы развития нефтяной и газовой промышленности. Кроме того, существует политический документ, утвержденный президентом – «Основы государственной политики РФ в Арктике».
Замминистра энергетики РФ также указал на международный правовой аспект этих проблем. «Не так давно РФ подписала с Норвегией соглашение о разграничении спорных участков в Баренцевом море. Тем самым создалась прочная международная правовая база для освоения ресурсов Баренцева моря, как на территории РФ и шельфа России, так и на шельфе Норвегии», - сообщил Яновский.
Напомним, договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане Россия и Норвегия подписали в сентябре прошлого года, завершив тем самым 40-летние переговоры.
Президент РФ Дмитрий Медведев назвал этот документ историческим и отметил, что с его подписанием ожидается улучшение общей ситуации в арктическом регионе, а также договор должен повлиять на укрепление международной и региональной безопасности.
«Сегодня мы присутствовали при подписании исторического документа», - заявил Медведев. «Это событие должно повлиять на общую ситуацию в регионе, на укрепление международной и региональной безопасности, на углубление взаимодействия арктических государств», - сказал президент.
Посол Норвегии в России Кнут Хауге назвал российско-норвежское соглашение хорошим примером компромиссного решения спорных вопросов между государствами, «который может послать и другим странам соответствующий сигнал».
Заместитель главы МИД РФ Владимир Титов пояснил, что договор о разграничении морских пространств предусматривает продолжение сотрудничества в сфере рыболовства, определяет порядок совместной эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов.
По словам замминистра, договор открывает новые перспективы не только для освоения ресурсов, но и для сотрудничества по созданию производственных мощностей и инфраструктуры, для взаимных инвестиций в интересах развития северных регионов обеих стран.
В середине февраля документ обсуждался на слушаниях в нижней палате российского парламента по инициативе фракции КПРФ, которая считает, что, заключив данный договор, Россия пошла на неоправданные уступки норвежской стороне.
Согласно решению, принятом на высшем уровне в конце февраля прошлого года во время визита российского президента Дмитрия Медведева в Норвегию, спорная территория в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане разделяется на две равных по значению части. Площадь спорных территорий составляет порядка 175 тысяч квадратных километров.
С подписанием российско-норвежского договора освоение нефтегазовых ресурсов Арктического континентального шельфа, разведка и добыча углеводородов в бывшем спорном районе будет вестись странами совместно.
Договоренности между двумя странами предусматривают подробную регламентацию российско-норвежского сотрудничества в разработке месторождений, которые будут пересекаться линией разграничения. По сути, речь идет о совместном режиме их эксплуатации.
Россия выступает за широкое международное присутствие в Арктике. Однако, позиция МИДа РФ, высказанная в сентябре прошлого года послом по особым поручениям Антоном Васильевым такова, что «правила игры в регионе должны определять те, кто в нем живут».
«Разумеется, мы прекрасно представляем себе, и, кстати, Северный морской путь этому ясное подтверждение, что очень многие наши естественные конкурентные преимущества в Арктике можно реализовать только в сотрудничестве с другими государствами, в том числе неарктическими», - заявил Антон Васильев, который является также постоянным представителем России в Арктическом совете в преддверии 2-го международного Арктического форума «Арктика - территория диалога», прошедшего с 21 по 24 сентября в Архангельске.
Васильев рассказал, что в настоящее время многие неарктические государства и организации стремятся получить статус наблюдателя в Арктическом совете - центральной организации сотрудничества в регионе, в которую входят Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия.
В связи с этим, сказал он, Совет принял решение временно приостановить предоставление статуса наблюдателя при этой организации для того, чтобы выработать общие принципы предоставления такого статуса и регламентировать отношения между членами и наблюдателями.
Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой.
Между тем, Русское географическое общество видит в процессе добычи и транспортировки углеводородов на севере России
региона. По оценке МЧС, финансирование программы по очистке Арктики в течение ближайших трех лет предусматривает сотни миллионов рублей.