Статья
1015 13 декабря 2010 0:00

От энергетиков требуют правду

Темой очередного заседания Совета безопасности стала энергетика. Президент России Дмитрий Медведев, выступая на Совете, заявил о необходимости разработать порядок быстрого реагирования в в чрезвычайных ситуациях на объектах ТЭК.

«Нужно обеспечить экологическую безопасность. Для объектов ТЭКа должен быть определен порядок быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного и природного характера», - сказал глава государства.

Он заявил, что должен быть «введен предельно возможный срок эксплуатации энергоустановок и запрет на использование (для производства электроэнергии) физически изношенного и морально устаревшего энергооборудования».«Нужно правду говорить - что может работать, а что нет, а не лакировать ее», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

По словам президента, необходимо также создать систему наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, «особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений».

«Что касается континентального шельфа, мы договаривались провести проверку нефтедобывающих объектов на наличие безопасных технологий и оборудования для того, чтобы локализовать аварии. А также создать региональные центры мобильных сил, способных в режиме постоянной готовности решать задачи ликвидации последствий ЧС», - подчеркнул глава государства.
Он вновь напомнил, что не только американцы, «но и все мы должны извлечь уроки из катастрофы в Мексиканском заливе». «Надо быть уверенным, что наши объекты находятся в безопасном состоянии, а не на других пальцем показывать», - сказал Дмитрий Медведев.

Кроме того, по его словам, необходимо принять особые меры по защите энергетических объектов от террористических посягательств. «Должна быть нормальная современная система охраны и жесткая дисциплина. Как только начинается халява, обязательно кто-то залезет», - заметил он.

Кроме того, Дмитрий Медведев считает, что нужно сформировать резерв энергоресурсов. «Надо обеспечить устойчивое и долгосрочное снабжение страны энергоресурсами, а также сформировать их резерв. Мы все еще неоправданно тратим наши газовые запасы, переводя на "голубое топливо" даже те ТЭЦ и котельные, где можно было бы эффективно использовать уголь», - сказал Дмитрий Медведев.

Как подчеркнул глава государства, важно создать условия для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭКа, а также стимулировать топливные компании к внедрению новых технологий, способных дать большую отдачу в нефте- и газодобыче.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что модернизация предприятий и всей инфраструктуры ТЭК, их переход на инновационную модель развития являются ключевой задачей. «Нужно строить новые, современные генерации и энергосети, обеспечить возможность их параллельной работы с электроэнергетическими системами иностранных государств, там, где нам это выгодно», - сказал президент.

Для этого, по словам Дмитрия Медведева, необходимо поддержать научные исследования и разработки, направленные на создание перспективных технологий. «Значительный эффект может дать формирование технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов, использование отечественных суперкомпьютеров с тем, чтобы правильно разносить энергетические потоки», - сказал глава государства, отметив также необходимость совершенствовать систему обучения современным технологиям.

Президент также потребовал создать отдельную госпрограмму по добыче углеводородного сырья из нетрадиционных источников. «Нам потребуется отдельная программа по добыче углеводородного сырья из нетрадиционных источников, а также - регулярный мониторинг появляющихся в этой сфере технологий и планов по их внедрению», - сказал Дмитрий Медведев на заседании Совбеза.

Как сообщалось в преддверии заседания, энергетическая безопасность является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности страны до 2020 года. «Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения», - приводит «Интерфакс» сообщение пресс-службы президента РФ.

Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам ВТО рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

На прошедшем на прошлой неделе саммите Россия-ЕС Дмитрий Медведев заявил о необходимости создания добротной нормативно-правовой базы для ведения энергодиалога и обеспечения гарантий энергобезопасности на европейском пространстве.

Он также отметил, что Россия готова работать и на основе Энергетической хартии, «но не в нынешней ее версии, а в новой версии, которая дополнена и изменена с учетом российских предложений и предложений некоторых других стран - поставщиков энергоносителей».

На заседании президент России поручил правительству разработать Доктрину энергетической безопасности страны и определиться с первоочередными мерами по ее реализации. «Очевидно, нужна целая система мер, которая позволит навести не только элементарный порядок, но и, самое главное, осуществить модернизацию российского ТЭКа», - сказал Дмитрий Медведев.

Он отметил, что уже «утверждены Энергетическая стратегия и Генсхема размещения объектов в электроэнергетике, нефтяной и газовой отраслях, однако этого все равно недостаточно». «Мы должны думать о комплексном подходе. Поручаю правительству разработать Доктрину энергетической безопасности», - сказал Дмитрий Медведев.

Как отметил президент, сегодня российский ТЭК - это 12% мировой торговли нефтью и углем, четверть мировой торговли газом. Кроме того, Россия занимает четвертое место по производству электроэнергии. «Энергетический сектор дает почти треть ВВП страны», - добавил он. В то же время Дмитрий Медведев отметил нестабильность конъюнктуры энергетического рынка, которая, по его словам, «меняется зачастую не в пользу государств, производящих электроэнергию, в том числе России». Это, по его словам, связано не только с резкими колебаниями цен на нефть, но и с нарастающим дефицитом энергоносителей.
«Мы неоднократно говорили, что Россия заинтересована не в монопольно высоких ценах на энергоносители, а в их стабильных, предсказуемых границах», - подчеркнул президент.

Как отметил глава государства, разведанные запасы нефти и газа в России постепенно истощаются, «но их вполне еще достаточно». Как говорится в документах, распространенных к заседанию Совбеза, запасы нефти в РФ выработаны более чем на 50%, прогнозные ресурсы газа оцениваются в 165 трлн кубометров.  Износ мощностей в электроэнергетике и газовой промышленности составляет 60%, в нефтеперерабатывающей - 80%.

Глава государства отметил также, что по-прежнему весьма неблагоприятным остается воздействие ТЭКа на окружающую среду (доля предприятий ТЭК в суммарных выбросах вредных веществ в атмосферу составляет около 50%, парниковых газов - более 70%, загрязненных вод - порядка 10% - ИФ).

Как подчеркнул президент РФ, энергобезопасность является одной из ключевых гарантий суверенного развития страны. «Она прямо влияет на решение наших социально-экономических задач, на конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост ее международного авторитета», - сказал он. «Это - тепло и свет в домах, школах и больницах, это развитие и жизнь наших городов и сел», - подытожил Дмитрий Медведев.

Комментарии экспертов

Если говорить об энергобезопасности в свете вступления в ВТО, то правила организации предполагают стратегический курс на выравнивание  цен на товары из различных стран. Несколько лет назад действительно активно  обсуждалась тема скрытого субсидирования  российской экономики через дешевые энергоносители. Но на самом деле эта тема сама ушла постепенно, потому что если мы посмотрим на нефтепродукты, бензин, например, то в США он дешевле, хоте в Европе – не спорю, существенно дороже.

Но в целом говорить о том, что у нас нефтепродукты дешевые - не приходится. Неслучайно ФАС периодически борется с нефтяными компаниями  и обвиняет их в сговоре на предмет установления сверхвысоких монопольных цен на топливо.

Я считаю эти обвинения справедливыми. Другое дело, что антимонопольная служба, несмотря на громкие суды, проявила редкостную беззубость и все эти громкие процессы закончились мировыми соглашениями. В результате компании максимум заплатят штраф в размере 1% от оборота.

Что касается газа, то газ тоже дорожает. Была идея 2009 года перейти на равнодоходность поставок. Конечно,  повысится экспортная пошлина, но ею облагают газ до 2014 года. Но тем не менее такой путь Россия этот путь проделывает в любом случае, поэтому ожидать того, что в России будут дешевые энергоресурсы не стоит.

Но мы надеемся на то, что удорожание топлива будет приводить к более рачительному его использованию. Мы видим, что в России модернизация не делается просто из понимания того, что деньги нужно экономить. Без подорожания чего-то -  никто ни о чем не задумывается.

Но, тем не менее в Россия, как в стране северной и обладающей ресурсами – все таки не будет столько стоить, сколько он стоит в Европе.

Но мне кажется, что тема энергобезопасности и ВТО – это все-таки разные истории. Энергобезопасность разная у экспортера и у импортера. И если мы говорим про фундаментальные проблемы в понимании этого термина, то мы понимаем, что для европейской страны энергобезопасность – это возможность получать достаточное количество углеводородов из достаточного числа источников.

Для России энергобезопасность – это совершенно другое, для нас – это возможность продавать по комфортным для нас ценам как можно большее количество энергоносителей и не испытывать дискриминацию на различных рынках. А мы сейчас ее испытываем, например на европейском рынке.

У нас нет проблемы обеспечить себя энергоносителями к счастью, а вот у Европы эта проблема есть, и у Китая эта проблема есть. Поэтому они по-другому это все понимают и отсюда некие сложности у нас во взаимодействии с нашими партнерами, и кстати в этом плане даже нет единого рейтинга энергобезопасности государств. Разные есть рейтинги – свободы слова, всякой чепухи, а вот рейтинга энергетической безопасности пока не существует – потому что не понятно, пока как ее посчитать и как сравнить энергобезопасность Германии – которая импортирует энергоресурсы,  и России, которая ее экспортирует.
 

Доктрина энергобезопасности действительно нужна. Ее основное отличие от концепции безопасности заключаться в следующем. Если в стратегии речь идет о развитии отраслей, системы нефтегазопроводов, энергетических сетей, то в доктрине речь должна идти о вызовах и угрозах и о том, как нужно на эти вызовы и угрозы реагировать.

Я полагаю, что в основе энергетической доктрины российской должна быть идея диверсификации – то есть возможность ля российских компаний – Газпрома, производителей нефти и энергии поставлять ресурсы в самых различных направлениях – и на Запад и на Восток и на Юг.

Из этого очевидным образом вытекает необходимость избавления от стран-транзитеров, которые являются посредниками в транзите российских энергоносителей. По возможности, там, где это возможно технологически,  эти стратегические маршруты транспортировки энергоносителей должны проходить по территории России. Классический пример - ВСТО. При том, что он ориентирован на внешние рынки, тем не менее избавляют Россию и те компании, которые поставляют нефть, от зависимости от транзитных государств.

Кроме того,  именно в этом документе должны быть сформулированы цели перехода российской экономики от сырьевой к инновационной экономике, экономике  высоких переделов. И какие-то должны быть заложены критические показатели, которые будут характеризовать это развитие. Кроме того, нужно проанализировать те маршруты транспортировки, которые существуют, с точки зрения надежности труб, линии электропередач и так далее.

Конечно, нетрадиционные источники тоже нужно развивать. Возможно, здесь должны быть какие-то целевые показатели к определенным годам – к 2015 или 2020, т.е. роль нетрадиционных источников должна возрастать.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".