Статья
8723 16 сентября 2009 0:03

Отчет правительства

Государственную думу посетили гости из российского правительства. Для антикризисного отчета на Охотный ряд пришла внушительная делегация: первый вице-премьер Игорь Шувалов, председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев, министр финансов Алексей Кудрин, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, глава Минрегиона Виктор Басаргин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Минздрава Татьяна Голикова и глава Минпрома Виктор Христенко. Не было там разве что главы кабмина Владимира Путина, о чем очень переживал руководитель фракции коммунистов Геннадий Зюганов.

"Мы сегодня ожидали, что придет председатель правительства, потому что в кризисные, тяжелые моменты первые лица должны отчитываться вместе с командой, тем более, президент честно и объективно заявил о том, что страна зашла в тупик, что сырьевая модель экономики обвалилась, что нужен новый курс и новые инновации, следовательно, новая команда", - возмущался глава фракции КПРФ. Эта команда, по мнению Геннадия Зюганова, ни на что не годится. Так, министрам досталось от представителей компартии еще до того, как они переступили порог Госдумы. Николай Коломейцев с сарказмом поинтересовался, "не заболел ли Владимир Владимирович?" Владимир Федоткин вообще предложил перенести рассмотрение отчета, посетовав, что видит премьера последний год только на телеэкране.

А вот руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский Владимира Путина не ждал. "Какая разница, кто придет? Вам что, обязательно нужно чтобы у невесты было красивое платье? Пускай хоть в лохмотьях придет, но невеста", - говорил он. По мнению Жириновского, главное, чтобы гости из правительства, кто бы они ни были, представили добросовестный отчет. А их отчет, как отметил глава либерал-демократов, таковым не являлся.

Представил отчет правительства вице-премьер Игорь Шувалов. Из слов Шувалова можно было понять, что шоковая стадия кризиса прошла, и полнстью экономика восстановится к 2012 году. "Мы действительно пережили падение, оно достигло 10%, а по итогам года будет 8%, но мы избежали прогноза по уровню глубокой инфляции", - сказал министр. "Инфляция по итогам года ожидается 11%, если она будет ниже прошлого года, это уже будет успехом". То, что было сделано правительством и банками страны, по мнению Шувалова, можно назвать одной из эффективных мер. Сейчас формируется антикризисный план на 2010 год, предполагается принять ряд федеральных законов. Сейчас на 2010 год планируется модернизация российской экономики.

Председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев сообщил депутатам, что мировой кризис еще не закончился, а значит возможны неприятные сюрпризы. Кредитная активность российских банков, по его словам, остается низкой, объем кредитов некредитным организациям и населению за первые восемь месяцев не изменился. Некоторые банки устанавливают очень высокие ставки по вкладам населения - до 18%, даже 20%. В связи с чем Игнатьев полагает, что эти коммерческие банки принимают на себя слишком большие риски. Глава ЦБ предлагает продлить действие нормы закона о праве ЦБ ограничивать ставки по вкладам. Отсутствие длинных кредитов он объясняет высокой инфляцией, и считает, что необходимо введение нового срочного вклада, который нельзя будет отозвать.

Антикризисные  отчеты кабмин теперь будет представлять ежеквартально. Пока же депутаты заслушали только один. По мнению трех думских фракций, первый блин у правительства вышел комом.

Хвалили выступления министров только единороссы. Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательства Евгений Федоров заметил, что новая антикризисная программа спровоцировала перелом в развитии экономики, вследствие чего многие отрасли пошли в рост. Да и вообще, по мнению Федорова, кризис закончится уже в будущем году. Глава комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев одобрил то, что наконец-то кабмин обратил внимание на социальную политику. Депутат Мартин Шаккум под аплодисменты в зале говорил о кризисных угрозах, которые удалось предотвратить правительству, и о том, что население страны активно переводит доллары в рубли, а значит - худшее позади. С резкой критикой обрушилась на выступление Шувалова и Игнатьева депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева. По ее словам, антикризисные меры провалились полностью, ведь стране самый большой спад ВВП и самый высокий уровень инфляции. Коммунист Юрий Афонин и член ЛДПР Сергей Рохмистров жаловались на кризис в оборонной промышленности. А "эсер" Светлана Горячева раскритиковала политику предоставления государственных кредитов.

После ответов на все каверзные вопросы депутатов в коридор к журналистам вышел министр финансов Алексей Кудрин. Он подытожил непростое обсуждение антикризисного отчета. Экономические показатели в России, по словам министра, последовательно растут, и это позволяет смотреть на процесс позитивно. Экономика страны выходит из рецессии, но до выхода из кризиса пока далеко. Что же до критики депутатов, ее Алексей Кудрин назвал "неконструктивной", но, впрочем, полезной.

"Мы воспринимаем критику оппозиции как великую честь, особенно коммунистов", - заявил глава Минфина. "Это значит, что мы с ними по-прежнему остаемся на разных позициях", - отметил он.

Несмотря на шквал каверзных вопросов, и агрессивных высказываний, депутаты все-таки одобрили правительственный отчет.

Комментарии экспертов

За последнее время стратегия в отношении антикризисной поддержки экономики РФ, осуществляемая правительством, начинает меняться. Если раньше основным направлением деятельности кабинета министров была финансовая поддержка стратегических отраслей и финансового сектора, то сейчас министерства пытаются за счёт смежных или непрямых средств поддержать те или иные отрасли. Об этом свидетельствует и представляемый отчёт.

Одни из этих мер, которые предполагается включить во втором полугодии – это система госгарантий, которая является одним из основных каналов поддержки тех или иных предприятий, прежде всего стратегических. Кроме того, будут запущены программы стимулирования спроса в целом ряде отраслей. Речь, конечно, идёт об автопроме: с 1 января 2010 года будет запущена программа утилизации автотранспорта, что позволит не просто заливать денежные средства в «АвтоВАЗ», «ГАЗ» или другим автопроизводителям, а создать для них спрос на их продукцию, и уже самим автогигантам придётся повышать собственную эффективность.

Пока, исходя из отчёта Минфина и существующих данных, несмотря на значительный объём антикризисных средств, эти деньги расходуются очень медленно. Как, собственно говоря, и сам бюджет. Фактически, часть расходов сдерживается Минфином для того, чтобы удержать дефицит в необходимых рамках. Во многом поэтому наиболее капиталоёмкие меры и программы в полной мере ещё не заработали. Их активизация должна привести к определённому росту экономики РФ в третьем-четвёртом квартале.

Сейчас, согласно данным Минэкономразвития, экономика стабилизировалась и нащупала дно. Однако, как и экономики других стран, драйверов для резкого роста пока мало. И программа должна преследовать уже другой тип целей. Если раньше основной целью было снизить падение, стабилизировать производство и безработицу, то теперь основная цель программы заключается в том, чтобы создать локомотивы роста экономики. Исходя из этого, меры второго полугодия должны будут сформировать основные тренды экономического развития.

Можно выделить три основных направления, которые станут перспективными, и именно в них государство будет вкладывать денежные средства. Основное направление – это поддержка занятости. Безработица является одним из основных социально-значимых факторов российской политики и экономики, и один из немногих показателей, которые удалось стабилизировать, но не в полной мере. Несмотря на то, что официальная безработица стабилизировалась, неофициальная безработица может вырасти, особенно к осени. Поэтому правительству необходимо перехватить освобождающиеся трудовые ресурсы и перекинуть их на стратегические отрасли. Собственно говоря, ради этого Минфин готов, исходя из последних поправок в бюджет, выделить значительные денежные средства, которые предоставляются регионам для реализации программ занятости.

Второе направление связано с поддержкой спроса, то есть созданием условий, при которых потребителю было бы выгодно покупать те или иные товары. Помимо автомобильного рынка РФ, такие программы могут быть частично запущены на рынке жилья (то есть фактически запустить систему ипотеки). Каждая из этих программ, позволит, с одной стороны, поддержать финансовые организации, которые выделяют кредиты и денежные средства, а, с другой стороны, поддержать производителей автомобилей и строительные компании.

Третье ключевое направление – точечная социальная поддержка отдельных стратегических компаний. Напомню, все эти компании входят в знаменитый «список Шувалова», который был подготовлен правительственной комиссией, и они в своей массе будут получать денежные средства по линии госбанков. Поддержка этих компаний поможет стабилизировать ситуацию в регионах, в том числе и в моногородах.

Эти три основных направления являются ключевыми точками приложения сил правительства в ближайшие три-четыре месяца.


Заявленный в антикризисной программе правительства приоритет социальной политики в полной мере реализован. Все социальные расходы, возложенные на себя государством, в докризисный период в полной мере исполняются федеральным бюджетом. Кроме того, дополнительно на меры социальной поддержки федеральным бюджетом было направлено 157 миллиардов рублей, из них на активную политику занятости - 77,7 миллиарда рублей.

Впервые за современную российскую историю на активную политику занятости, то есть на создание новых рабочих мест и на переобучение, было потрачено 50% средств, в целом затраченных на занятость. Раньше тенденция была такова, что более 88% шло на пассивную политику, то есть на выплату пособий. Наряду с сохранением уже имеющихся достигнутых социальных гарантий, государство по инициативе правительства предприняло ряд решений, которые решили проблему, связанную с отдельными категориями граждан, оказав им дополнительную поддержку.

Помимо роста пенсий и ежемесячных денежных выплат и принятого решения о валоризации пенсий с 1 января 2001 года, напомню также о решении о выделении квартир ветеранам ВОВ, и о важном решении, позволяющем досрочно использовать материнский капитал на погашение ипотечного кредита, и о том, что выделяется по 12 тысяч рублей каждой семье на любые цели.

Анализируя общую ситуацию с кризисом, хочется отметить, что самой ключевой и болезненной проблемой, безусловно, является растущая безработица. Численность безработных на конец первого полугодия этого года (по методике Международной организации труда) достигла 10% населения. В зоне риска находятся работники, отправленные в неоплачиваемые отпуска, либо работающие неполный месяц или неполную рабочую неделю. Несмотря на серьезные меры, направленные на снижение безработицы, мы можем отметить (в качестве нашего пожелания правительству) необходимость несколько переориентировать, в первую очередь, регионы по проблеме создания новых рабочих мест. Если на начальном этапе основные средства были направлены на организацию временных и общественных работ, и это было вполне оправдано необходимостью справиться с первым шоком, то сейчас мы понимаем, что значительная часть работников, покинувших предприятия, на них больше не вернется, и поэтому речь должна идти о создании постоянных рабочих мест, и на это должен быть сделан основной упор.

Несмотря на кризис, средняя зарплата в РФ в этот период времени росла, и выросла в первом полугодии 2009 года более чем на 10%. наиболее высокие темпы роста в рыболовстве и на транспорте - соответственно 20% и 12,5%.

В отчете не хватает анализа. Все деньги направлялись и до сих пор направляются в банковскую систему. В принципе, банковская система нуждается в деньгах, но через нее средства должны идти дальше в производство. Вот здесь и хромают денежные потоки. У Центрального банка нет анализа, почему произошла девальвация.

Наша позиция заключается в том, что все-таки предложенные меры недостаточно эффективны. Мы до сих пор помогаем завозить чужое оборудование. Учитывая кризис, надо дать возможность, чтобы было собственное оборудование, а мы снимаем пошлины и НДС на ввоз. Опять мешаем развиваться собственному производству.

Есть у нас замечания к налоговой и кредитной политике. У меня есть материалы, которые я вручу Шувалову о хищении средств и сокрытии доходов компаниями по фиктивным договорам на сумму свыше 6 триллионов рублей. 700 тысяч таких компаний! Когда они ими займутся?! Например, Московская область за последние 10 лет вследствие неправомерной продажи земли и лесов потеряла около 6 триллионов. Вот документы о потерянных 12 триллионах я отдаю в правительство.

Бюджет страны - треть денег ушли за границу, треть разворовала мафия, и нам с вами оставили треть. На эти деньги ничего не куплено, не произведено, не сделано. А деньги разве нужны просто так? Деньги - это костюм, часы, питание, отдых, лечение. А просто бумажник с деньгами разве имеет ценность?! Вот исполнительная власть использовать деньги не дает, а накачивает ими банки. Вывод ЛДПР - национализация всей банковской сферы, всей тяжелой и сырьевой промышленности. Иначе руки жуликам никак не отрубишь. Одного из десяти тысяч сажать бесполезно. Хотя и национализация нам пользы не приносит. Не только в частном секторе нет денег, но и в госкорпорациях. Мы им дали огромные деньги, и где они? Год прошел, а деньги они запустили по той же схеме. Деньги делают деньги, и обогащается верхушка - 2-3 миллиона. В отчете правительства мы ответов на эти вопросы не слышим, поэтому поддерживать его не будем.

По поводу того, что не приехал Путин - какая разница, кто придет? Дайте правильный отчет! Вам что, обязательно нужно, чтобы у невесты было красивое платье? Пускай в лохмотьях придет, но невеста. Ведь это отчет правительства, а не председателя правительства.

Это - уже третья антикризисная программа правительства, и эта программа все время модернизируется. И сегодняшний разворот этой программы в значительной мере направлен на изменение типа российской экономики. О том виде, который будет иметь российская экономика, мы уже можем говорить. Кроме того, мы можем говорить о том, что произошел перелом в развитии социально-экономической ситуации в стране. Кроме того, произошли пока робкие, но уже существенные и необратимые изменения, а многие отрасли пошли в рост - сельское хозяйство, химическая промышленность, металлургия, машиностроение и ряд других.

По отраслям средний рост составляет 4-5% относительно первого квартала и относительно начала этого года. Это означает, что мы постепенно выходим из кризиса, а окончательно мы из него выйдем и достигнем докризисных показателей в будущем году.

Сегодня обсуждаются не только меры, которые предусматривает закон по борьбе с кризисом и предложены правительством (кабмин принял порядка 250 антикризисных мер за один квартал), но и первые результаты, которые достигнуты в российской экономике в результате этих действий правительства. Депутаты предлагают и какие-то дополнительные меры, но в целом, на взгляд нашего комитета, кабмин и Госдума действуют достаточно оперативно.

Я хотел бы вам напомнить, что в 25 комиссиях правительства участвуют депутаты госдумы, которые занимаются кризисом. Поэтому антикризисная программа может называться совместной программой правительства и Государственной думы. То, о чем сегодня говорилось, большинству депутатов известно по работе в коммисиях и рабочих группах.

Мы сегодня ожидали, что придет председатель правительства, потому что в кризисные, тяжелые моменты первые лица должны отчитываться вместе с командой. Тем более, что президент честно и объективно заявил о том, что страна зашла в тупик, что сырьевая модель экономики обвалилась, что нужен новый курс и новые инновации, а следовательно - и новая команда.

Та команда, которая работает сегодня с Путиным, справиться с проблемами не может. Путину остались кадровые огрызки с ельцинского стола, и он никак от них не избавится. Даже когда он работал президентом, у него была более профессиональная команда.

Что касается оптимизма нынешнего правительства, то я его абсолютно не разделяю, ведь он под собой не имеет никаких оснований. Обратитесь к статистике. Меньше 10% спада ни в одной отрасли нет.  Можно сетовать на то, что они берут вашу нефть и газ, но посмотрите, как работает обрабатывающая промышленность (а это зависит прежде всего от умной политики правительства) - там спад 21% , по легкой текстильной - 26% (просто развалилась и провалилась отрасль). А самое тяжелое положение - в машиностроении, где 7,5 тысяч крупных и средних предприятий произвели за первое полугодие всего 1000 станков. Это значит, что каждые 15 гражданских предприятий выпустили всего по 2 станка. Это означает, что они стоят, что бы вам власть ни говорила.

Если посмотреть на сельское хозяйство, то урожай вроде неплохой. Но тоже ничего не делается, никакой интервенции, никаких закупок. Цену опустили на 20%, она приблизилась к себестоимости зерна, и крестьянин сейчас не может ни заплатить кредиты, ни закупить материалы, ни пахать. Значит, под вопросом - следующий урожай.

Я уже не говорю о ценах, которые ползут вверх, и небольшие прибавки, которые дают населению, тут же съедаются ростом этих цен. Поэтому ситуация требует кардинального изменения подхода, который, кстати, очень грамотно был изложен на Ярославской конференции, где выступали виднейшие политические деятели и выдающиеся ученые.

Пока власти нашли только один выход - печатают деньги, чтобы залатать возникшую дыру. Это означает, что через несколько лет обвал будет еще более страшным, чем сегодня. Отсюда вывод - давайте искать выход при усилении роли государства и качественно иной социальной и промышленной политике. Я не вижу, что государство этим занимается, и если оно не изменит курс и политику, то крах будет просто неизбежен.

Мы воспринимаем критику оппозиции как великую честь. Особенно ту, которая исходит от коммунистов. Это значит, что мы с ними по-прежнему остаемся на разных позициях.

С другой стороны, оппозиция всегда ищет повод показать себя, и особенно тогда, когда у страны трудности. Поэтому для них кризис - это какой-то шанс. Правда, конечно, такие разногласия всегда приводят к увеличению напряжения и к возникновению деструктивных ситуаций в экономике. Поэтому такая критика, в любом случае, не является конструктивной.

В июне российская экономика впервые выросла по сравнению с маем. То есть с июня российская экономика растет от того уровня до которого она опустилась в мае. И когда мы говорим об изменившемся тренде, то сегодня это - тренд роста. Но, все же, говорить с уверенностью, что экономика растет, можно будет по результатам третьего квартала. Но мы уже видим, что в июне российская экономика выросла по отношению к предыдущему месяцу на 0,4 %, в июле - на 0,5 %, а в августе - на 1,5%. То есть тренд - не просто положительный, он постоянно улучшается. А темп роста увеличивается. Это означает, что мы ожидаем в третьем  квартале по сравнению со вторым примерно 1,5% роста. И, соответственно, в четвертом квартале, по нашим прогнозам, рост будет еще выше - примерно 2,4 %. Это позволяет позитивно смотреть на процесс. Это мы называем выходом из рецессии. Причем, выход из рецессии - это не выход из кризиса.

Рецессия - это тренд снижения, а выход из нее - тренд повышения. Когда он складывается уже в размере одного квартала, то можно говорить, что он становится более устойчивым. Но это - не выход экономики из кризиса. Сохраняются все проблемы в финансовом секторе: снижение прибыли, низкие инвестиции, низкие доходы населения. Продолжается коррекция в некоторых отраслях, даже в сторону падения (хотя в целом наблюдается положительный рост). Так что говорить о выходе из кризиса нельзя. Но выход из рецессии происходит, и это - два разных момента.

Что касается российских банков, точнее, "второй волны" удара по банковской сфере, то сейчас скорее важно состояние мировой экономики. Если в мировой экономике будет такой удар, то это будет означать дополнительное осложнение заимствований на мировых рынках, в том числе и для рефинансирования российских долгов для нашего частного сектора. Это будет означать некоторое сжатие мировых рынков и снижение спроса на российскую нефть или на другие экспортные товары. Если этого не случится, то со своей "второй волной" мы сами справимся или вовсе ее не допустим.

По поводу следующего антикризисного плана, о котором говорил первый зампред российского правительства Игорь Шувалов, то во многом сам бюджет на 90% является документом о выходе из кризиса, потому что он предусматривает все - от объемов финансирования и величины дефицита до отраслевого разреза по министерствам, по видам мер и объемам субсидирования процентных ставок, поддержки экономики субсидиями. Бюджет и есть по сути план.

Кроме того, мы сейчас анализируем потребность дополнительных мер, и они еще продолжают разрабатываться. К тому же, готовится план повышения эффективности госрасходов. Мы стоим перед серьезным выбором: если мы за три года не повысим эффективность госрасходов, а обязательства у нас все равно будут оставаться, то нам придется повышать налоги. И чтобы этого избежать, нам нужно провести программу эффективности госрасходов, и, не увеличивая финансирование, увеличить предоставление государственных услуг. Это - серьезная, фундаментальная проблема, она выражается в процентах к ВВП в объемах расходов. Если нам удастся снизить расходы на единицу предоставляемых услуг, тогда удастся избежать повышения налогов. Это я считаю важным выбором, который придется сделать через три года.

Программа повышения эффективности госрасходов будет готова к 1 октября. А насчет дополнительных мер антикризисной политики я думаю, до первого квартала мы больше никаких мер публиковать не будем. Мы постоянно ведем мониторинг, и сейчас отложили все дополнительные меры сверх тех, что заложили в бюджет, до первого квартала следующего года. Потом будем еще раз взвешивать, нужно ли усиливать эти меры.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".