Отношения с Минском
Основным трендом недели стала активизация сотрудничества с Белоруссией. До последнего времени Минск целенаправленно торпедировал договоренности по развитию совместных проектов. Последний этап противостояния был связан с пересмотром Москвой схем нефтяного реэкспорта. Минск настаивал на обнулении в рамках Таможенного союза пошлин на нефть. В ответ РФ требовала ликвидировать схему реэкспорта и повысить импортные пошлины на автомобили.
Параллельно «Газпром» настаивал на погашении задолженности Белоруссии по газу. Причем в случае отказа погасить долг в установленные сроки газовая монополия грозила на 85% сократить подачу газа западному соседу. Учитывая значительную энергоемкость экономики Белоруссии и серьезные финансовые проблемы Минска, инициативы «Газпрома» могли серьезно ухудшить политическую конъюнктуру в преддверии роста политической активности в Белоруссии. Демарш Москвы должен был ослабить давление со стороны Минска по вопросу ратификации базовых документов Таможенного союза, активизировать создание Евразийского экономического пространства (ЕЭП) и форсировать переход к Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС).
В конечном счете, давление со стороны РФ все же заставило Белоруссию ратифицировать кодекс Таможенного союза и документы, необходимые для формирования ЕЭП. Во многом решение, принятое Лукашенко, было продиктовано экономическими причинами. Россия остается основным экономическим партнером РФ. На фоне падения спроса на европейские товары ввиду усиления кризисных явлений на европейском рынке именно Россия потребляет более 50% продукции западного партнера. Без обнуления таможенных пошлин стратегические отрасли «братской республики» могли не пережить экономическую турбулентность продолжающегося кризиса.
При этом в Минск продолжил бороться за отмену экспортных пошлин на нефть. Тогда экономические разборки братских республик выплеснулись в судебное пространство.
В ответ Минфин РФ и предложил ввести заградительную пошлину на нефтепродукты в 90%. Учитывая, что с момента полноценного запуска Таможенного союза внутренние пошлины на нефть обнулились, только рост пошлин на нефтепродукты мог сделать их продажу в ЕС с белорусских НПЗ нерентабельной. Это серьезно сократило бы объемы белорусского энергетического реэкспорта.
Параллельно с пресечением враждебных действий Минска повышение пошлин позволило бы решить основную проблему ведомства Антона Силуанова – обеспечить наполнение федерального бюджета. Так как в ближайшие три года расходы российской казны будут расти в основном за счет соцрасходов (трансфертов во внебюджетные фонды), снизить их будет достаточно сложно. Единственным средством сокращения бюджетного дефицита остается увеличение доходов. К ним относятся и поступления от нефтепереработки, которая за последние несколько лет активно развивалась.
Тем не менее, несмотря на давление со стороны Минфина, интеграция с Белоруссией была активизирована. Более того, было объявлено о переходе работы органов Таможенного союза на регулярную основу и создании ЕЭП. Так, весной прошлого года стало известно, что комиссия Таможенного союза перестанет быть коллегиальным структурой на уровне вице-премьеров, а станет постоянно действующим органом. Кроме того, с 1 января этого года комиссия начала работать как наднациональный орган ЕЭП. Параллельно была запущена работа Экономического суда ЕврАзЭС, который дислоцировался в Минске.
Очередное обострение отношение Минска и Москвы началось несколько месяцев назад. Сначала Лукашенко «торпедировал» проект консолидации «Беларуськалия» и российского «Уралкалия». В обмен Минск предложил расширить совместные продажи двух стран через единого дилера «Белорусскую калийную компанию» (БКК).
Параллельно Минфин потребовал ликвидировать очередную «серую схему» реэкспорта. Ведомство Антона Силуанова выражало опасения в связи с тем, что Белоруссия под видом органических растворителей экспортирует нефтепродукты. По данным Сергея Шаталова, РФ столкнулась с тем, что в несколько раз из Белоруссии вырос экспорт органических растворителей на внешний рынок. Причем замглавы Минфина опасался, что этот товар - это прикрытие. А под видом растворителей экспортируются нефтепродукты.
Россия озабочена этой ситуацией в связи с тем, что при поставках нефти и нефтепродуктов внутри Таможенного союза не взимаются экспортные пошлины. При реэкспорте нефтепродуктов Белоруссия должна была бы взимать экспортные пошлины по российским ставкам и перечислять их в бюджет РФ. Если экспорт нефтепродуктов из Белоруссии под видом растворителей действительно осуществляется, то российский бюджет теряет серьезные доходы.
Так, РФ беспошлинно поставляет нефть в Белоруссию с 2011 года. Взамен Минск направляет в российский бюджет экспортные пошлины на изготовленные из нее и проданные в третьи страны нефтепродукты. В прошлом году Белоруссия перечислила в российский бюджет 3,07 миллиардов долларов экспортных пошлин на нефтепродукты. При этом белорусский экспорт нефтепродуктов в минувшем году вырос на 90% и достиг 12,5 миллиардов долларов. Таким образом, пошлины с 7 миллиардов долларов остались в белорусском бюджете в обход России.
Дмитрий АБЗАЛОВ