Статья
1243 18 сентября 2012 13:50

Оценка коридорного потенциала

Первая половина сентября 2012 года прошла в условиях оживления диалога России со странами Балканского региона. 11 сентября в Сочи состоялись переговоры между президентом России Владимиром Путиным и президентом Сербии Томиславом Николичем. Лидеры двух стран обсудили развитие сотрудничества в торгово-экономической и топливно-энергетической области. Особое внимание в этом контексте было уделено реализации проекта газопровода «Южный поток». Также стороны коснулись тематики взаимодействия в политической сфере. Был рассмотрен и ряд региональных проблем, включая решение Косовского вопроса.

Российско-сербские переговоры на высшем уровне позволили Кремлю провести плановую оценку «коридорного» потенциала Белграда. Впервые Николич посетил Москву сразу после своего избрания на пост главы государства в мае с.г. Но тогда эта поездка носила полуофициальный характер и была приурочена к съезду партии «Единая Россия». Консультации Путина с президентом Сербии получились краткими и носившими скорее установочный характер. По их итогам российский лидер пригласил своего коллегу посетить Россию с полноценным рабочим визитом. В ходе него Кремль интересовали, прежде всего, возможности построения диалога с новым сербским руководством в «коридорном» формате. Под ним подразумевается участие Сербии в мягком продвижении российских политико-экономических инициатив в Европе в обмен на льготные условия сотрудничества в энергетическом, торговом и инвестиционном измерении.

«Коридорную» ориентированность саммита подтверждает его содержательная сторона. По итогам консультаций было сделано лишь совместное заявление для прессы. Никаких двусторонних соглашений не подписывалось. И это при том, что Москва и Белград ещё весной 2011 года практически подготовили текст соглашения о стратегическом партнерстве. Планировалось, что он будет подписан в ходе визита в Россию Бориса Тадича - предшественника Николича на посту главы государства. Поездка намечалась на лето 2011 года. Тем не менее, ни туре, ни подписание договора тогда не состоялись.

В реалиях же осени 2012 года новые лидеры двух стран воздержались не только от утверждения данного соглашения, но и от подписания куда менее статусных документов. Основное внимание Кремль сосредоточил на оценке настроя сербских контрагентов к идее присоединения к пулу «коридорных» партнеров РФ в Европе.

Москва пошла на активизацию прямого диалога с Белградом в силу высоких перспектив его вступления в ЕС. В период второго президентства Тадича (2008-2012 годы) Сербия выполнила практически все условия Евросоюза. В их числе – передача в международный трибунал по бывшей Югославии наиболее видных военно-политических руководителей сербских республик, возникших после распада Югославии. Речь идет о Радоване Караджиче, Ратко Младиче и Горане Хаджиче.

Камнем преткновения до 2011 года оставался Косовский вопрос. Но и здесь Белград уступил требованиям Брюсселя. Сначала с руководством частично признанной республики Косово начались прямые переговоры. Затем последовало согласие с фактом равноправного участия на дипломатических мероприятиях. По сути, это означает дипломатическое признание Косово как самостоятельного международного субъекта. В сентябре с.г. представители ЕС прямо потребовали от Сербии полноценного признания независимости региона. Весьма вероятно, что администрация Николича сделает шаг в этом направлении в течение осени. Признание запустит процедуру вступления республики в ЕС. Получается, что на сентябрь у Москвы было не так много времени для обсуждения нюансов «коридорного» партнерства с Белградом.

Пока степень эффективности «коридорных» усилий руководства России не слишком высока. Формально Николич заверил Путина в стремлении наращивать двусторонние связи в политико-экономической плоскости. Символическим подтверждением этого стало сделанное российскому президенту приглашение посетить республику в декабре с.г. Поводом для визита станет участие в открытии строительства сербского участка газопровода «Южный поток». Позитивный настрой лидера Сербии определялся также и реноме его партии. Сербская прогрессивная партия (СПС) известна своим державным курсом и поддержкой идеи союза с РФ.

Но на деле курс Николича пока будет во многом повторять линию Тадича. А она строилась на основе формулы – риторические обещания в обмен на практическую помощь. Например, в 2011 году Белград намеревался получить от Москвы крупный кредит. За счет него сербского руководство планировало реформировать транспортную инфраструктуру, а также оживить национальный банковский сектор. Аналогичные средства ЕС давать отказывался. Россия предоставила деньги только на модернизацию железнодорожной сети. Такой ход не в последнюю очередь сказался на затягивании с подписанием соглашения о стратегическом партнерстве и отмене визита Тадича в Москву.

Николичу также нужны деньги. Экономическая система республики, доставшаяся ему от администрации Тадича, находится не в самом лучшем состоянии. Европейский союз, как обычно, оказывать практическую помощь не спешит. Как следствие, сербское руководство будет делать ставку на «обработку» Кремля. К такому сценарию подталкивает и фигура главы правительства Сербии. Премьер-министр Ивица Дачич (Социалистическая партия Сербии) известен как политик, склонный к ведению двойной игры.

Максим Минаев 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".