Статья
1155 3 октября 2008 0:01

Палата представителей проголосовала за "план Полсона"

Палата представителей Конгресса США проголосовала за скорректированный план Полсона. Ранее его одобрил Сенат. Решение Палаты представителей благоприятно скажется не только на поведении мировых финансовых рынков, но и на избирательной кампании в Америке.

Комментарии экспертов

От результата голосования в Палате представителей зависит не только судьба тысяч американских налогоплательщиков. От него зависит судьба Республиканской партии на ближайшие восемь лет. Если Бушу удастся "продавить" законопроект через палату и «план Полсона» вступит в силу, у республиканцев есть еще шанс победить на выборах президента. Если же это сделать не удастся – Обаме придется сильно потрудиться чтобы проиграть. Только его ошибки могут заставить его проиграть. Обама "поймал кураж". Его рейтинг растет, его сложно обвинить в провалах экономической политики. В это время Буш превращается не просто в "хромую утку", а в скорее в безногую. Ему сложно будет объяснить избирателям провалы собственной администрации в области экономики. А именно эта тема будет все время всплывать во время дебатов.

За план Полсона скорее всего проголосуют - не потому, что план хороший, а потому, что надо срочно принимать решение. Задержка с голосованием тоже понятна - ошибки совершали крупнейшие финансовые компании мира с огромными капиталами, а расплачиваться за эти ошибки должны американские налогоплательщики. Это не слишком справедливо. Собственники этих компаний годами создавали для себя систему, в которой они способны получать огромные деньги даже тогда, когда предпосылки для экономического роста исчерпались. Теперь за «результаты» работы этой системы будут расплачиваться рядовые американские граждане, в то время как подлинные собственники разорившихся компаний уйдут от ответственности.

Наивно думать, что план Полсона ставит точку на финансовом кризисе. На самом деле, где у этого кризиса «дно» - совершенно неясно. Потому что пока затронуты лишь крупнейшие финансовые институты – банки и страховые компании, но рано или поздно будет затронут корпоративный сектор и промышленность. Похоже, там тоже гигантские долги, и какие решения будут принимать собственники этих компаний - тоже неясно. Боюсь, как бы не пришлось принимать новый «план Полсона» уже в поддержку промышленных компаний. Критической датой может стать конец этого года, когда компании покажут годовые отчеты и вскроются новые долги.

Дмитрий Медведев и многие другие лидеры государств совершенно справедливо говорят о необходимости модернизации всей финансовой системы мира. Все уже понимают, что мир станет другим, что единого центра принятия решений и одной глобальной валюты уже не будет. Но американцы будут сопротивляться этому до последнего – они не хотят, чтобы кто-то ещё, кроме них, участвовал в принятии ключевых решений. Однако рождение нового финансового мира затрудняется не только американцами – ни у кого нет ясного и всеобъемлющего плана новой системы. К сожалению, его нет и в России – мы часто просто реагируем на неприятности. Всего несколько месяцев назад министр финансов рассказывал нам о том, что Россия останется «тихой гаванью» - а сейчас у российских компаний уже возникают серьёзные проблемы с кредитами из-за дефицита ликвидности в банках.

Несмотря на то, что кризисные события начались в США, мы сами приложили немалые усилия к тому, чтобы легко воспринять вирус из-за границы. Во-первых, российская финансовая система по-прежнему слаба. Мы выводим свои деньги, заработанные на экспорте, в чужие финансовые системы, импортируя при этом всё самое важное – институты (в России стало очень много иностранных банков), страховые услуги (у нас нет сильных страховых компаний, всё серьёзное перестрахование происходит за границей) и деньги (получая кредиты в иностранных банках и гордясь тем, что у нас много иностранных инвестиций). Между тем, все финансовые системы строятся только государством – частный бизнес неспособен создать мощную финансовую систему. Такой системы у нас сейчас нет. Во-вторых, рентабельность нашего бизнеса чрезвычайно низка. Низка из-за отсутствия качественной инфраструктуры – мы почти не строили дороги и электростанции. У нас высокая коррупция и очень большая коррупционная составляющая в издержках бизнеса. У нас слишком активны монополии: например, очень сильно выросли издержки на товары наподобие цемента, и мы не обращали внимания на то, как рынок монополизировался и росла цена. Наконец, у нас слишком быстро росли зарплаты, опережая производительность труда. За всё это придётся платить.

Для России наступают более сложные времена. Капитализм не предполагает непрерывного экономического роста и повышения доходов всех - он предполагает цикличное развитие. Мы просто попали в настоящий циклический кризис капитализма – но катастрофы не будет, поскольку государство рано или поздно будет вынуждено задействовать свои резервы, и не допустит настоящего финансового краха.

Сложилась своеобразная ситуация, когда весь мир зависит от нескольких десятков людей, которые находятся в Сенате, в ФРС и в Палате представителей. Если говорить по существу, то план необходимый и для рынка позитивный. Суть его в следующем. 250 миллиардов могут быть в той или иной форме израсходованы уже сейчас, ещё 100 миллиардов может быть израсходовано по указу президента (но сейчас никто не сомневается, что либо действующий президент США, либо один из его возможных преемников такой указ подпишет). Таким образом, трата 350 миллиардов уже согласована. Вторые 350 миллиардов могут быть потрачены начиная с мая 2009 года.

Вместе с тем, план не защищает от дальнейшего распространения кризиса. Есть очень большой рынок производных долговых инструментов на любые активы. Их рынок гораздо больше, чем рынок самих активов. И регулирование этого рынка оставляет желать лучшего. Любое начало дефолтов в новых инструментах, которые изначально не были предусмотрены ни экономической теорией, ни экономической политикой государства, вызовет цепочку следующих банкротств банков и новых неисполнений. Например, в октябре все будут следить за исполнением CDS (Credit Default Swaps), проблемы с которым могут вызвать лавинообразное расширение недоверия на ряд инструментов, с ними связанных. Кроме того, производные инструменты (деривативы) в значительной степени обращаются вне бирж, поэтому биржи не гарантируют их исполнение и не поддерживают никакие гарантийные обязательства.  При развитии событий по такому сценарию траты на выкуп проблемных активов придется увеличивать.

Вторая важная проблема при реализации плана Полсона состоит в том, по каким ценам выкупать деривативы – по номиналу или по их рыночной стоимости. Если пройдет выкуп по номиналу, это приведет к быстрому раскручиванию инфляции. Оно, в свою очередь, приведет к росту процентных ставок и стоимости риска по любым производным инструментам, в том числе по ипотеке. Это опять может вызвать новую волну дефолтов. Поэтому сейчас важно обеспечить не только, чтобы были потрачены сами деньги, но и то, чтобы они были потрачены верно и не привели к негативным последствиям.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".