Человек дня
2827 23 сентября 2009 0:01

Пан Ги Мун

 В ходе Генассамблеи ООН планируется обсуждение идеи реформирования организации, руководство которой во главе с генсеком Пан Ги Муном критикуется на пассивность.

Центральной темой саммита в Нью-Йорке, предложенной генсеком, являются климатические изменения. Кроме того, в качестве организатора Пан Ги Мун выступает на таких протокольных мероприятиях, как ужин для участников саммита по климатическим изменениям, обед от имени президента США Барака Обамы.
 
Вместе с тем активность Пан Ги Муна в качестве руководителя крупнейшего международного института вызывает в политическом сообществе много вопросов. Россия в последнее время достаточно жестко критиковала ООН за ее неспособность влиять на международные процессы. Ударом по «самолюбию» российского руководства стало одобрение Пан Ги Муном предоставления независимости Косово в обход мнения Совбеза ООН. Как следствие, репутация Ги Муна как неангажированного политического деятеля общемирового масштаба была поставлена российским руководством под сомнение.
 
К тому же в отношении двух других признанных республик – Абхазии и Южной Осетии – Пан Ги Мун занял прямо противоположную позицию. Не менее спорный вопрос – перспективы реформирования Организации Объединенных Наций. Подчеркнуто «проамериканские взгляды» Пан Ги Муна обусловливают его нежелание расширять Совбез ООН за счет относительно пророссийских стран (помимо Германии на статус постоянного члена СБ претендуют Италия, Испания, Пакистан, Индия) и делают его объектом жесткой критики со стороны «альтернативных» государств.
 
Критики Совбеза ООН заявляют о том, что его структура закрепляет доминирующую роль мировых держав в решении глобальных вопросов, оставляя прочим государствам не много возможностей влиять на принятие принципиальных решений. Активное стремление российского руководства реформировать существующую структуру ООН обусловлено несколькими соображениями. В случае прогресса Москва рассчитывает повысить свою значимость в процессе принятия решений путем формирования образа «глобального миротворца» и таким образом перенять инициативу у конкурентов.
 
Реформа ООН предполагает расширение участия в процессе принятия решений стран, обладающих соответствующей политической волей, но с ограниченными институциональными возможностями. В последние годы предложения о реформе Совета Безопасности ООН все чаще звучат со стороны различных государств ООН, не входящих в число пяти постоянных, наделенных правом вето участников Совбеза (Россия, КНР, США, Великобритания, Франция).
 
Страны так называемой «группы четырех» - Германия, Япония, Бразилия и Индия - стремятся войти в Совет Безопасности на правах постоянных участников без права вето. Другие государства, такие как Италия и Пакистан, призывают к расширению Совета до 25 участников за счет введения новых 10 кресел для сменяющихся членов Совбеза. О своих правах неоднократно заявляли страны Африки, отмечая, что «черный континент» не представлен в числе постоянных участников Совбеза ООН. Это опять же противоречит интересам США, т.к. фактически допускает к процессу принятия решений страны «третьего мира», где сильны антиамериканские настроения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".